ЦЕНУ СБИВАЮТ ОБЪЁМАМИ
Рост производства позволяет держаться на плаву
Ещё год назад на этом месте был пустырь. Теперь параллельно друг другу расположились два производственных помещения, объединённых общим проходом. Одно — дом для бурёнок, второе — молочная площадка. Там уже ведутся работы по монтажу оборудования, устанавливается автоматическая дойка. Квартиры для коров, в принципе, готовы — заходи и живи.
Не чужды любопытства
Стройка в СПК «Нижегородец» Дальнеконстантиновского округа не останавливается уже третий год. Начали её на исходе 2021-го, когда на месте бывшего склада органики заложили современный телятник. Хотя правильнее будет назвать его двором воспроизводства. Животные сюда заходят в возрасте 8 месяцев и вырастают в коров, готовых к отёлу. Двор беспривязного содержания оснащён системами вентиляции, автоматического навозоудаления, поилками, чесалками. Рассчитан он на 750 голов. Со столь внушительным телячье-коровьим семейством справляются всего два работника. Новый дом животным пришёлся по душе, они в нём наводят свои порядки. — Шторки на окнах закрыли, — обращает внимание руководитель хозяйства Сергей Втюрин. — Тёлки настолько любопытные, что когда выходят на прогулку, дотягиваются до них и жуют. Приходится изолировать животных от окон, чтобы не портили имущество. Телятник возводили хозспособом. Такой подход позволяет удешевить стройку: часть работы выполняется своими силами, к операциям, требующим квалификации, привлекают приглашённых специалистов. Двор обошёлся в 80 миллионов рублей. В него вложены помимо собственных — средства льготного кредита, выделенного по линии областного фонда поддержки АПК. Хозяйство со своим проектом вошло в региональную программу, по условиям которой строительство и реконструкция животноводческих помещений субсидируются. «Нижегородцу» из бюджета вернули 35 процентов от потраченного. Средства решили вложить в новый объект.
Брус — подвижной
— Стройка — это жизнь, — говорит Сергей Втюрин. — Без неё нет развития. На старых технологиях далеко не уедешь. Ситуация обязывает переходить на новые. Согласно первоначальной смете, комплекс должен был обойтись хозяйству в 110 миллионов рублей. Однако, если перефразировать строки детского стихотворения: за время пути цена смогла подрасти. И довольно существенно. –Увеличилась стоимость металла, а все конструкции выполнены из него, — перечисляет руководитель сельхозпредприятия. — На всё молочное оборудование закладывали 10 миллионов рублей, но за такие деньги смогли купить лишь танки-охладители. Они отечественного производства, а по цене сопоставимы с импортными. Да ещё пришлось ждать три месяца, пока изготовят. Строительство опять же ведут хозспособом. Если бы обратились к услугам подрядной организации, смета выросла бы на порядок. Правда, из-за такого подхода к делу возникли сложности с оформлением кредита. Его взяли на льготных условиях, выдать согласился один-единственный банк. Комплекс рассчитан на 500 голов. Будущим новосёлам уже расстелили маты-лежанки, установили поилки с подогревом. — Такое стойловое оборудование у нас, наверное, у первых в России, успели купить, когда курс валюты ещё был не слишком высок, — Сергей Втюрин проводит экскурсию по новому комплексу. — Надхолочный брус подвижной, коровы не будут травмировать спины. Подобное оборудование в Америке видел, тогда и решил: когда-нибудь оно в нашем хозяйстве появится. По крытому переходу идём с Сергеем Вячеславовичем в молочный блок. Там монтируют доильное оборудование. При его выборе рассматривали множество вариантов. Изучали и роботов, но остановились на европараллели. — Она предназначена для поголовья от 400 коров и более — наш вариант, — говорит руководитель хозяйства. — Животных на дойку направит автоматический подгонщик. Что касается роботов, посчитали, их на наше стадо нужно не менее 11, да ещё парочку надо держать в резерве. Мало ли что, вдруг выйдут из строя. По соседству с доильным залом открытая галерея. Вообще-то второй этаж проектом не предусмотрен. Но в процессе работы в него внесли изменения. Наверху оборудуют кабинеты для специалистов, возможно, появится зал для совещаний. Внизу уже определено назначение каждого помещения: это ветеринарная аптека, дальше комплекс для искусственного осеменения, а начинается всё с санитарной зоны.
Генетическая эволюция
По плану, комплекс уже надо бы заселять, но зима спутала карты. В морозы работать с бетоном не получается, а именно такого рода операции пришлись на самое холодное время года. На постой в новостройку определят своих животных. Хозяйству присвоен статус племзавода по чёрно-пёстрой породе коров, двор заполнят доморощенными племенными тёлками. — Дойное стадо уже выросло на 22 головы, — рассказывает Сергей Вячеславович. — На 500 коров его, конечно, не прибавим. Разгрузим имеющийся комплекс, в нём бурёнкам тесновато. Излишняя скученность приводит к травмам, выбраковке животных. Коровы в «Нижегородце» — рекордсменки. По итогам 2022-го заняли в области первое место по продуктивности, чуть недотянув до 13 тысяч килограммов молока. Столько в среднем получено от каждой коровы. В 2023-м предыдущий результат превышен. — Процесс роста продуктивности не остановить, — вводит в курс дела руководитель хозяйства. — У каждого нового поколения животных генетика совершенствуется. Как следствие — рост надоев. По валовому производству молока в 2023-м сельхозпредприятие тоже сработало с плюсом, уровень предыдущего года превзошли на 126 тонн. А всего получили 6868 тонн молока. — 2023-й складывался, мягко говоря, непросто, — Сергей Втюрин анализирует итоги минувших 12 месяцев. — Только к концу года ситуация с ценой на молоко начала выправляться. Пережили 2023-й только благодаря тому, что добились прибавки объёмов производимой продукции. Такой тактики придерживаемся уже давно, она помогает справляться с ростом стоимости средств производства, в какой-то степени нивелирует падение цен на сельхозпродукцию.
Моральное выгорание
Тему ценообразования в разговоре с Сергеем Вячеславовичем обойти никак не могли, сегодня она крестьян особенно волнует. «Нижегородцу» в какой-то степени повезло — из-за дефицита земли хозяйство занимается исключительно производством сочных и грубых кормов. Фураж, кукурузу покупает. Так что пора рекордных урожаев зерновых его счастливо минула. — Ситуация в агропроизводстве настолько сложная, что думаю, несколько десятков хозяйств послабее обанкротятся, — Сергей Втюрин даёт не слишком благоприятный прогноз. — Шансы выжить есть у тех сельхозпредприятий, которые работают по новым технологиям, вкладывают средства в развитие. Но финансовое положение заставляет урезать именно инвестиционную составляющую. Когда приносят на подпись очередной счёт, за голову хватаюсь. Килограмм семян люцерны стоит 520 рублей, молочное такси, его купили, чтобы поить телят, по цене сопоставимо с легковым автомобилем. Отечественный кормоуборочный комбайн приобрели за 40 миллионов рублей. Год назад на 10 миллионов рублей дешевле могли бы взять импортную машину. От такого ценового беспредела наступает моральное выгорание. Запчасти стоят безумных денег. Железка попроще обходится под 100 тысяч рублей, посложнее — в 400 тысяч. Механизаторы хозяйства комплектующие попримитивнее вытачивают самостоятельно. Специалисты такого рода в сельхозпредприятии на вес золота. — В марте будет 19 лет, как руковожу «Нижегородцем», — продолжает разговор Сергей Вячеславович. — За это время ни один молодой механизатор не пришёл устраиваться к нам на работу. Разрушили систему профтехучилищ, а сейчас пожинаем плоды. И это несмотря на то, что зарплату в хозяйстве ежегодно повышают. В 2023-м она выросла на 12 процентов. — Рады бы платить больше, но не можем превысить лимит в 30 процентов от выручки, — объясняет руководитель сельхозпредприятия. — Ежемесячно на зарплату перечисляем по 65 миллионов рублей. Плюс налоги и взносы, а это ещё 40 процентов от вышеозначенной суммы. Минус текущие расходы — и получается, что инвестировать в развитие хозяйства особо нечего. — И всё равно останавливаться нельзя, — считает Сергей Втюрин. – Закончим строительство комплекса, нужно будет установить навес над телячьей деревней. Малышам в их индивидуальных домиках живётся хорошо и комфортно, а людям ухаживать за ними в снегопад и ливень — приятного мало. Необходимо оборудовать силосные траншеи для лучшей сохранности кормов. Грузовые машины у нас старенькие, надо бы заменить. Надо, надо, надо… Список первоочередных дел и приобретений можно продолжать бесконечно. Трудовой энтузиазм председателя охлаждает сумма, в которую всё это обойдётся. Но Сергей Вячеславович речи о моральном выгорании больше не заводит: нечего жаловаться, проблемы нужно решать. Собрался и поехал в Москву, на выставку, где представлены новейшие технологии в агропроизводстве. Вдруг там выход найдётся.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора и Анатолия ЧЕПЕЛЫ.
Дальнеконстантиновский округ.