ЗРИТЕЛЬ, ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?
Непраздный вопрос требует серьёзного ответа
Что приводит человека в театр? Не такой однозначный вопрос, как покажется на первый взгляд. Посмотрим в зрительном зале вокруг. Большинство присутствующих с включёнными мобильниками в руках, непрерывно «смахивают» свои важные информационные потоки. Кто-то уютно разложил на коленях пакеты, вытаскивает вкусняшки, шуршит и хрустит. И т.д., и т.п. Происходящее на сцене не отвлекает их от этих важных занятий, ради которых они выбирали спектакль, покупали билеты, ехали в театр. Что вообще происходит? О театральном этикете, о правилах поведения в театре и об уважении к окружающим наш корреспондент расспрашивает директора Нижегородского ТЮЗа Инну ВАНЬКИНУ.
Учительница объясняла
— Инна Вячеславовна, нужны ли сегодняшнему театру особые правила поведения, и в чём они заключаются? Что в театре можно делать, а чего нельзя? Или поставим вопрос проблемно — что произошло с публикой, если она стала в театре позволять себе такие вещи, которые двадцать лет назад казались невозможными?
— Почему двадцать лет назад было невозможно то, что сегодня является нормой поведения для многих? Ответ очевиден. Всё-таки у нас в школах велась большая воспитательная работа. Детей и подростков впервые приводила в театр учительница, а не родители. Это был коллективный выход в театр, перед которым педагог кратко и ёмко объясняла правила поведения на спектакле. Что же произошло сейчас? То, что и сама учительница не очень знает, как надо вести себя в театре. Сейчас к нам приходят те, кто родился в 90-е и не состоял в пионерской организации или комсомоле и вот в такие коллективные походы не ходил. То есть цепочка разговоров о театре прервалась. Плюс систематические походы в кино, где грызть попкорн — это норма, усугубляют ситуацию. Практика изменилась, как тогда думали, в лучшую сторону. Но на самом деле из этой практики исчезло уважение. Уважение к соседу, который сидит рядом, и к тем, кто играет на сцене, работает за кулисами. Театр — это всегда живое про живое. Живой человек на сцене совершает действие, следуя рисунку роли, последовательности реплик. Сейчас он должен стоять в определённом месте сцены, а потом он перейдёт в другое определённое место. Он создаёт нерв спектакля, и те, кто смотрит, должны быть соучастниками этого процесса. И вдруг в зале звонит телефон. Он звонит всегда не вовремя. Конечно, мы перед началом просим отключить средства мобильной связи. Но! Всегда у одного зрителя во время спектакля звучит телефонный звонок. Или включат телефон так, что лицо смотрит из темноты, как привидение. А то ещё начинают в голос рассказывать, что «это я в театре, и здесь идёт спектакль, и я тебе перезвоню. Перезвоню, говорю!».
— К владельцам телефонов есть вопросы. Зачем, чтобы читать новости или эсэмэски, в театр-то приходить?
— У нас в театре иногда бывает и так, что ребёнок не может сосредоточиться, и мама вручает ему телефон. Зачем? Подождите папу в фойе. Не нужно подавать дурной пример другим детям. Ребёнок в телефоне, мама в телефоне. Такой же вопрос: зачем они пришли в театр? В общем, очевидно, что этап подготовки зрителей сегодня выпал из практики. Правила поведения в театре есть, а учителя, который знакомил бы с этими правилами, нет.
Не шурши шоколадкой, а?
— Давайте вспомним, что можно, что нельзя в театре. В вашей театральной юности какими были эти правила? Помню, что нельзя шуршать фольгой — отвлекаешь соседей, так что ешь свою шоколадку в антракте.
— Первое, что вспоминается, — в театре надо переобуваться. Потому что пришли на праздник, потому что красиво одеты, потому что в театре пол паркетный. Раньше ведь в театр наряжались, надевали особенную одежду «на выход». Сейчас у многих такой специальной одежды для выхода в театр просто нет. Да и темп жизни другой, люди идут в театр сразу после работы, так что джинсы и туфли или даже кроссовки — обычное дело. Причём где угодно. Недавно я была в столичных театрах — имени Вахтангова, Моссовета, Маяковского. Это были рабочие дни, и люди нарядные, в красивых туфлях, а не уличной обуви, были в явном меньшинстве. Я боялась, что буду выглядеть инородно в деловом костюме. Но инородно выглядели, скорее, эти нарядные люди. Наверное, это правило уходит в историю. А вот то, что к встрече со спектаклем надо готовиться, — актуально. Почитать пьесу, познакомиться с сюжетом. Театр не должен быть развлекаловкой, как, например, кинотеатр, где хруст попкорна не заглушает звук и где не так уж важны тонкие нюансы. И у Театра юного зрителя здесь — колоссальная миссия. Наши зрители вырастут и, если полюбили наш театр, пойдут в жанровые театры: оперы и балета, комедии, драмы. Поэтому именно здесь, в ТЮЗе, и надо объяснять, рассказывать, воспитывать и приучать к правилам. Но в этом деле нам, конечно, нужны помощники.
— Кто может быть такими помощниками?
— Важна семья. Если мама будет всем своим видом демонстрировать антагонизм к этим правилам, включать телефон и читать эсэмэски, успеха в нашем обучении не будет. Мы все должны быть соучастниками в этом процессе. Театр — это особенное место, хрупкий живой организм. И особенность места определяет правила поведения в нём. Во всех этих правилах есть общее место: по вашему поведению любой человек, находящийся в зале или на сцене, должен чувствовать и видеть, что вы его уважаете. Вы пришли позже, чем все, в зрительный зал — протискиваясь мимо уже сидящих, повернитесь к ним лицом, посмотрите в глаза, извинитесь. Мы вместе пришли на спектакль ради сопереживания, пожалуйста, не мешайте моим переживаниям. На фестивале «Оперение», где собрались около 500 участников творческих студий Константина Хабенского, в холле висело объявление: «Уважаемые гости! Убедительная просьба не входить в концертный зал во время выступления участников фестиваля! Вы можете войти в зал через последний вход. Волонтёры укажут вам нужный вход». И правило работало.
Главных правил — пять
Однажды зрительница что-то искала во время спектакля. Потом выяснилось — таблетку. Она долго шуршала в своей сумке, переворачивала там всё, всех вокруг отвлекала. Это был полуспортивный баул. Наконец, нащупала в нём и достала таблетки. Дальше она стала искать воду. Стало нехорошо во время спектакля? Это серьёзно и лучше выйти из зала? Наши специально обученные сотрудники помогут, и воды принесут, и скорую, если понадобится, вызовут. Ситуация не срочная? Дождитесь антракта, не отвлекайте людей вокруг своими действиями. Не мешаем друг другу — как? Не звоним по телефону, отключаем его звук, не отвечаем на звонки, не шуршим пакетами и сумками, не едим во время действия. Не вовлекайте 800 человек, сидящих в зале, в свои проблемы — они пришли ради другого. Они пришли в театр.
— Если нужно срочно выйти в туалет или принять лекарство?
— Конечно, выйти можно. Возвращаться нельзя. Ждите антракта. И важно следить за соблюдением этих правил, обращать внимание на деструктивное поведение. Нужно всегда выбирать важное для себя. Если вы пришли в театр, чтобы вас наградили, или вы тот человек, кто награждает, и просмотр спектакля менее важен, чем другие дела, уходите, не дожидаясь начала действия. Думать, что сейчас начнётся и я уйду незаметно — большая ошибка! Заметят все, но ещё и обидятся.
— Вспоминаю, как в одном из театров на человека, открывшего телефон, капельдинерши светили лазерной указкой, и он волей-неволей телефон убирал.
— Никто не хочет застыдиться, значит, давайте действовать и через стыд. В театр всё-таки идут люди чувствующие. За чувствами и идут, идут тренировать свою палитру переживаний. А пожевать и почитать эсэмэски мы можем гденибудь в другом месте. Кто этим будет заниматься? Сейчас в ТЮЗе никто не учит правилам поведения, и это упущение. Мы придумаем какой-то персонаж, который в игровой форме будет это рассказывать взрослым. Потому что маленькие дети не особо ещё понимают и просто повторяют то, что делают взрослые.
— С чего можно начать сегодня?
— Давайте сначала сформулируем эти основные правила. Соберём опытных людей, экспертов, чтобы все их вспомнить, а затем минимизировать их, правил, число. Их не должно быть много — двенадцать или сто двадцать восемь — чтобы не отпугнуть людей, чтобы зрители не сказали, что по нашим правилам не знаешь, как и дышатьто в театре. Для начала вполне достаточно выбрать пять, самых важных, и все они про уважение тех, кто рядом.
— Вот нас уже двое собралось. Попробуем сформулировать пять правил? Потом их можно будет откорректировать.
— Еда в зале неприемлема. Пользоваться телефоном — нет. Пробираешься вдоль занятых мест — повернись к людям, познакомься глазами. Вышел из зала — не возвращайся. Выбери важное.
— Есть пять правил. Каковы следующие шаги?
— Дальше можно эти правила тиражировать по всем театрам нашей области. Как именно тиражировать, пусть решит каждый директор. Кто-то может выходить перед спектаклем и говорить об этом, назовём его хранитель театра, или театральный «домовой», или ещё как-то. Это могут быть ролики, которые постоянно крутятся в фойе. Потому что сработает только повторение. Повторение, много-много раз. Тогда получится что-то хорошее.
Светлана КУКИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.