07_2012_19-2
Posted in Кругозор
20.02.2012

Из глубины веков

Не исключено, что в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов являлось началом нового года. И традиционный ритуал сожжения мусора и чучела Масленицы, как уничтожение всего старого и освобождение места для нового, молодого, лучшего, лишнее тому подтверждение.Главной героиней праздника была, естественно, Масленица в образе чучела. Сама по себе она божеством не являлась, но воплощала в себе образ умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле – пепел от чучела или само растерзанное чучело раскидывали по полям.Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодоженов, их гостевания, катания с гор и на упряжках, шуточные преследования холостых, показывали важность семьи. Именно потому на Масленицу особенно много женихов сваталось к невестам, чтобы потом, на Красную горку, свадьбу сыграть.Еще одна сторона Масленицы – поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на ее плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их вниманием. Для этого существовали свои обряды: кулачные бои, скачки, иногда посещали кладбища. И обязательно в этот день собирали обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), включавшие блины. Кстати, они у славянских народов никогда не являлись символом солнца. Блины всегда были поминальным блюдом, поэтому они и соответствуют поминальной сущности Масленицы.