НЕ НАДО МЕНЯ ЦЕЛОВАТЬ
Чтобы научиться не отвергать ласку, родителям и сыну пришлось пройти сложный путь
Сделать важный и ответственный шаг в своей жизни — снова стать мамой — Людмила решилась не сразу. С одной стороны, она была готова подарить тепло кому-то из детей, обделённых родительской лаской и заботой, с другой — понимала, что это огромная ответственность. Они с мужем долго и придирчиво взвешивали все детали, обсуждали, спорили и, наконец, решили, что справятся с воспитанием маленькой девочки. Они подали документы в органы опеки, прошли школу приёмных родителей и стали ждать вестей.
Согреть теплом
— Вроде бы мы были готовы. Но страх не проходил, и я вновь и вновь ловила себя на мысли, что нет уверенности, что смогу, справлюсь, преодолею. Когда позвонили из опеки и сказали, что предлагают познакомиться с маленькими сёстрами-двойняшками, вновь началась паника. Заторопилась к мужу, чтобы поделиться с ним новостью, но он, на удивление, абсолютно спокойно и решительно сказал: «Едем знакомиться!». Тогда и я согласилась: «Едем!» — вспоминает Людмила те далёкие дни. В больничной палате на кровати лежали кубики, и Настя старательно складывала из них башню, а Катя по просьбе медсестры демонстрировала умение читать стихи. Таким было первое знакомство с двойняшками. Правда, тогда трёхгодовалые сёстры выглядели совершенно иначе: запуганные, неряшливые, с всклоченными волосами и красными щёчками от диатеза, они казались настолько несчастными, что сердце Людмилы сжималось то ли от страха, то ли от жалости. В семью детей забрали через неделю. Всю дорогу до Вахтана девочки плакали, и у новых родителей никак не получалось успокоить их. В доме малышки вдруг приумолкли и уставились на взрослых долгим недетским взглядом. Четыре пары глаз смотрели друг на друга, и во всех читался страх перед будущим. Из оцепенения вывел звук отъезжающей от калитки машины… — До этого момента я как будто не до конца понимала, что происходит, — признаётся Людмила. — Мне, наверное, всё ещё казалось, что, если не будет получаться, то можно будет всё вернуть. Осознание пришло лишь тогда, когда стал не слышен мотор автомобиля, который привёз нас в совершенно другую жизнь, и мы остались одни в звенящей тишине за закрытой дверью. Вот тогда, наверное, на смену страху пришли другие чувства. Их сложно выразить словами, но одно было понятно — надо всем четверым учиться жить по-новому. Жить и любить. Так начались будни семьи Федотовых. Дня через три-четыре одна из двойняшек, обращаясь к Людмиле, осторожно спросила: — Как тебя называть? — А вам как хочется? — с дрожью в голосе отозвалась женщина. — Можно мамой? И хотя вопрос решился раз и навсегда, Людмила долго ещё слышала, как сёстры совсем не по-детски шушукаются вечерами, вспоминая кровную семью. Но маме и папе об этом не рассказывают, а те не задают лишних вопросов, чтобы не травмировать детей. На выходные приехал сын Евгений, и как только девочки заслышали мужской голос, вновь сжались в один комочек. Улыбнувшись, он протянул им руку: давайте знакомиться. Те ещё сильнее съежились. На кухне Женя тихонько спросил маму: «Там посимпатичнее не было?» Этот случай вспоминается всегда, когда старший брат или кто-то из близких, заглядываясь на девчонок, произносит: «Какие красавицы!» А тогда их адаптация проходила трудно и долго. Но постепенно на смену скованности и страху пришли открытость и доверчивость, и в какой-то период сознание напрочь вычеркнуло неприятные картины раннего детства, оставив только хорошее.
Разные по характеру
Настя по натуре — лидер, и в связи с этим легче приспосабливается к переменам. Катя добрая, открытая, но несобранная. Она практически сама научилась читать, и на школьных праздниках ей всегда отдают главные роли. Они совершенно разные и по характеру, и внешне. Не сказать, что маме было легко с ними. Случалось всякое, только общий язык всегда находился. Мама знает о каждой из них всё, секретов друг от друга нет. Людмила видит в них, как это ни странно, черты своего характера. Она не любит сидеть без дела, и девчонки трудолюбию научились. Сейчас одна в университете имени Лобачевского учится, другая — в железнодорожном. И что интересно, обе подрабатывают в свободное от учёбы время. Родители гордятся, что девочки выросли умными, добрыми, работящими. Когда они учились в пятом классе, в семье появился Ваня. Ему было столько же, как когда-то сёстрам. И снова тяжёлый период адаптации. Мальчик первые три дня не сходил с рук мамы, а в последующие пару недель проявлял такую гиперактивность, что с трудом получалось уследить за ним. У всех домочадцев сразу же образовались новые заботы: гулять, кормить, переодевать, учить. А тут новое событие — Настю и Катю нашла их старшая сестра Саша, которая часто в раннем детстве заменяла им маму. Когда она первый раз приехала в семью Федотовых, девочки не узнали её. Она оставила подарки и поспешила уйти. Спустя время Саша расскажет, что проплакала всю обратную дорогу. И Людмила тоже признается, что в ней вдруг проснулась ревность, и она не задержала дальнюю гостью. Хорошо, что вскоре все подружились, и сейчас утраченные родственные связи не прекращаются. Мама Люда, кстати, играет в этом определяющую роль. Медаль за доброту Ваня не сразу начал называть её мамой. Сначала была «тёта», потом — «тёта мама», а потом вдруг признание: «Ты хорошая мама». Нетрудно догадаться, что и этому ребёнку довелось познать что-то такое, о чём он вспоминать не хочет. Иван пошёл в школу, и появились новые проблемы: программу усваивает с трудом, детей обижает, с дисциплиной не дружит. Мама понимала, что у неё особенный ребёнок, и хвалила его за каждую трудом заработанную тройку и за хорошие поступки. «Надо научить его не конфликтовать, и всё наладится», — считала она, отодвигая на второй план все остальные трудности. И вдруг к четвёртому классу характер мальчика смягчился настолько, что на выпускном ему дали заслуженную «Медаль за доброту». — Понимаю, что не стоит пытаться достать звезду с неба. Не получается с учёбой так, как у девчонок, значит, будем осваивать науки попроще и жить с теми способностями, которые имеются. И опять же, никому никогда не помешало трудолюбие, поэтому оно у меня в основе воспитания. Сейчас мы научились уходить от конфликтов, и это для нас очень большое достижение. Ещё научились видеть домашнюю работу и без напоминаний выполнять её.
Увези меня обратно
Когда Людмила приехала за Ильёй, воспитатели реабилитационного центра сразу предупредили: — Ни в коем случае не говорите ребёнку, что забираете его насовсем. Скажите, что просто в гости. Его трижды возвращали. Если у вас не получится найти с ним общий язык, хотя бы у ребёнка не будет очередной травмы. Людмила согласилась, но в душе твёрдо знала: «Получится!». Было понимание того, что впереди новый тяжёлый период для всех членов семьи, но страха не было. А с Ильёй и впрямь оказалось нелегко. Частые истерики, боязнь темноты и полное отсутствие доверия к взрослым — лишь часть сложностей. Следы жестокого обращения остались не только на теле ребёнка, но и нанесли раны ещё неокрепшей детской душе. «Не пойду в детский сад — меня там будут бить!» — заявлял пятилетний мальчуган, и это не было простым капризом. «Не надо меня целовать, я не привык», — говорил он каждому, кто пытался приласкать его, и тут же отдалялся. А ещё вспоминается Людмиле, как по дороге из реабилитационного центра Илья увидел в её руках банку кока-колы, и когда она сказала, что детям нельзя, вдруг заревел и потребовал: «Увези меня обратно, раз ты пьёшь!».
Главные победы
Прошло два года, и совсем недавно мальчуган заявил маме: — А знаешь, что мне помогло? Вот это! — и указал на нательный крестик, а потом добавил: «И ты!» Теперь он совсем другой, их Илюша, которому когда-то сказали, что берут погостить, но точно знали, что обратно уже не отдадут. Он научился не только читать, вести себя в обществе, но и освоил много других жизненных премудростей: умеет мыть, убирать, чистить снег, ухаживать за собакой Бураном и котом Шуриком, играть с братом и заботиться о близких. И главное — умеет любить и быть любимым, не отвергает ласку и заботу. Скажите, разве это не достижения? — С мальчишками проще, — считает многодетная мама, — они не склонны выяснять отношения по пустякам и не ищут истины там, где можно обойтись обоюдным согласием. Сложнее получается осваивать школьные предметы, а жизненным навыкам мы учимся легче. Для меня главное — знать, что никто из детей не сбился с пути. Стараюсь сделать так, чтобы все выросли настоящими людьми, обзавелись семьями, выбрали каждый для себя правильный путь в жизни. Вот тогда и скажу, что да, счастлива. А сейчас ещё много трудностей на пути. Но трое взрослых детей — уже моя опора и поддержка. Пожалуюсь, бывает, и тут же Женя, Настя или Катя домой едут — помочь. Из этих мелочей и складывается счастье. Термопот недавно сломался, Настя звонит: «Не покупай, мам, я тебе подарок везу». Так трогательно! Когда-то Женя, начав сам зарабатывать, присылал деньги девчонкам на сладости, а теперь сёстры с тем же усердием заботятся о младших братьях. Однажды одна из них сказала: «Мам, мы ведь понимаем, как нам повезло». И у меня от этих слов навернулись слёзы… И мне повезло, раз у меня такие замечательные дети. Самые любимые.
Татьяна ПОСАЖЕННИКОВА.
Фото из архива семьи Федотовых.
Шахунский округ.