29.11.2023

ГОРИЗОНТ КАК ОСНОВА

Уникальная выставка патриарха современного искусства открылась в Пакгаузе

В Пакгаузе на нижегородской Стрелке открылась юбилейная выставка художника Эрика Булатова «Горизонт» (0+), приуроченная к его 90-летию. На ней представлены двадцать работ мастера из частных собраний, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Отметить юбилей мастера

Эрик Булатов — представитель неофициального искусства СССР, считается одним из основоположников соц-арта и московской концептуальной школы. Сейчас его работы находятся в ведущих музеях и частных коллекциях по всему миру. По словам куратора выставки «Горизонт» Марины Лошак, Эрик Булатов — важнейшая фигура современного отечественного искусства, а его творческий путь продолжается по сей день. Поэтому можно сказать, что организаторам выставки, среди которых министерство культуры Нижегородской области и Нижегородский государственный художественный музей, удалось практически невозможное: на экспозиции собраны хрестоматийные произведения автора, увидеть которые вместе — редчайший случай. Отмечается, что организаторы не ставили перед собой задачу сделать ретроспективу работ художника, потому что собрать его картины вместе практически невозможно — многие из них находятся за рубежом. Однако целый ряд известных и значимых картин привезли в Нижний Новгород. — Эрик Булатов — один из величайших ныне живущих русских художников, классик мировой живописи, — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, который побывал на открытии выставки в Пакгаузе на нижегородской Стрелке. — Нижний — единственный город России, где открылась выставка к 90-летнему юбилею мастера. Картины, представленные в экспозиции, относятся к разным этапам творчества художника: от первых экспериментов с пространством 1960-х до более поздних работ 2010-х годов. Как уже было сказано, основу экспозиции составили произведения более чем из десяти российских частных коллекций — собрания Владимира Некрасова, Шалвы Бреуса, Петра Авена и других. Некоторые владельцы полотен, предоставившие их для участия в выставке, предпочли остаться анонимными. Так, впервые за много лет удалось объединить эти произведения, которые редко демонстрируются широкому кругу зрителей.

Слова уходят в перспективу

По словам организаторов выставки, главная тема произведений Эрика Булатова — бескрайняя перспектива или открытое голубое небо, на фоне которых возникают напоминающие плакатные лозунги слова. Подчеркивая перспективу или поднимаясь преградами на пути взгляда, слова становятся важным инструментом. Сам художник подчеркивает, что зритель играет тут особую роль — мастер видит его не свидетелем, а соучастником художественного процесса: перспектива картин как будто приглашает войти в живописное пространство того, кто смотрит на них. — Для меня горизонт — основа основ, — говорил Эрик Булатов в статье, посвященной серии картин «ВОТ», цитаты из которой можно прочитать на выставке. Пейзажи, белые облака, перспективы городских крыш, горизонт на картинах Эрика Булатова нередко соседствуют с линиями и фигурами красного цвета. Как отмечал художник в одной из статей, посвященных его творчеству, «красный цвет в силу своей агрессивности легко овладевает пространством между картиной и зрителем и вступает в контакт с социальным пространством, где приобретает смысл запрета, угрозы — недаром все запрещающие знаки красные». Например, на масштабной картине «Лувр. Джаконда», которую можно увидеть на выставке в Нижнем Новгороде, красные монохромные фигуры зрителей занимают почти все полотно, в глубине которого виден лишь фрагмент самого знаменитого шедевра Лувра — обращенный на нас лукавый взгляд Моны Лизы. Картина посвящена вопросам восприятия искусства в современном мире.

Мурал на стене завода

Эрик Булатов в своей автобиографии, с которой можно также познакомиться на выставке в Пакгаузе, вспоминает, что рисовал всю жизнь, сколько себя помнит. Отец Эрика был этому рад и считал, что сын должен стать художником. После гибели отца на фронте в 1944 году, его мнение о будущей профессии сына стало своего рода завещанием. В 1947 году Эрик Булатов поступил учиться в Московскую среднюю художественную школу, а после — на живописный факультет Московского художественного института имени Сурикова. Он считался одним из лучших студентов, ему прочили блестящую карьеру. Однако Эрик Булатов отмечает в автобиографии, что после окончания института он решил построить свою жизнь так, чтобы в работе не зависеть от государства — для него это значило, что зарабатывать надо не живописью. Так художник стал иллюстратором детских книг. Он пришел в издательство «Малыш», и последующие тридцать лет работал над иллюстрациями. Как он вспоминает, год делился пополам: осенью и зимой трудился над книгами, а весной и летом занимался живописью. У Эрика Булатова не было возможности выставлять картины в Советском Союзе. Но в Европе и Америке постепенно возник интерес к его работам, их начали покупать. По словам художника, министерство культуры ставило на каждую его картину, отправляемую за границу, штамп «Художественной ценности не имеет», так что пошлину платить не приходилось. К концу 1980-х годов почти все картины Эрика Булатова оказались за границей. В различных городах и музеях Европы и США, таких как Центр Помпиду в Париже, Институт современного искусства в Лондоне и других, проводились его персональные выставки, которые имели успех. Художник стал получать множество предложений о сотрудничестве от различных галерей. В то время в Советском Союзе стали доступны заграничные поездки. У Эрика Булатова появилась возможность, приняв предложение западных галерей, полностью посвятить свое время работе над своими картинами. Художник является автором одних из самых дорогостоящих произведений российского современного искусства. Семья художника какое-то время жила в Нью-Йорке. Потом переехали в Париж и обосновались там. Несмотря на это, Эрик Булатов считает себя русским художником. — Москва — это мой город, — признаётся Эрик Булатов в недавнем интервью «Российской газете». — Москва — это я, ну как можно не любить себя самого? Она остается внутри вас. Все мое воспитание, обучение, весь жизненный опыт связаны с Москвой. Париж мне, конечно, нравится. Но все-таки это не мой город, а вот Москва — мой. Стоит отметить, что у Эрика Булатова есть связь и с Нижегородской областью. В 2020 году, специально прилетев из Парижа, художник создал на стене цеха Выксунского металлургического завода огромную фреску в рамках фестиваля современного искусства. Это единственный мурал, выполненный художником.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.