КРЫЛАТАЯ МЕЧТА
Знаменитому конструктору растят смену
— Думаете это самолёт? Нет, экраноплан, — Дмитрий Попенко, директор Либежевской школы Чкаловского округа, проводит экскурсию по образовательному учреждению. Макет аппарата, летящего по волнам, закреплён над лестничным пролётом. Когда-то его придумал знаменитый нижегородский конструктор Ростислав Алексеев. Ему, изобретателю судов на подводных крыльях, скорости, развиваемой катерами, стало мало. И он спустил с неба на воду самолёт.
Письма под стеклом
Чкаловск тесно связан с именем Ростислава Алексеева, точнее не сам Чкаловск, а посёлок Либежево, расположенный недалеко. Когда-то конструктор выбрал его местом испытательной базы. Населённый пункт соответствовал всем требованиям, предъявляемым к секретному объекту: надёжно укрыт лесами, есть выход к реке Троце, на которой можно опробовать экспериментальные образцы аппаратов, рассекающих водную гладь. Долгое время на работу конструктора был наложен гриф «Совершенно секретно». Говорить о нём в посёлке было не принято, обсуждать технические решения тем более. И только в начале 2000-х, когда были сняты покровы тайны, в Либежеве стали гордиться тем, что долгое время в этих краях жил и работал Ростислав Алексеев. А на доме, в котором останавливался, когда приезжал в Либежево, появилась мемориальная доска. — Тогда и решили побороться за присвоение школе имени знаменитого конструктора, — рассказывает Дмитрий Леонидович. — В 2006 году получили такое право. Образовательное учреждение живёт именем и с именем Ростислава Алексеева. В школьном фойе установлен его бюст, на первом этаже стенды с фотографиями судов на подводных крыльях — современных аналогов тех, которым несколько десятилетий назад конструктор дал жизнь. А экскурсию Дмитрий Попенко начал с музея, посвящённого, как несложно догадаться, Алексееву. Экспозиция расположена в обычном классе, где проходят самые прозаические уроки. Но в окружении макетов экранопланов, фотографий катеров, которые Алексеев заставил летать по воде, хочется мечтать, творить, выходить за рамки возможного. — Это был человек, любивший скорость во всех её проявлениях, — рассказывает руководитель образовательного учреждения. — Сейчас его назвали бы экстремалом. Например, он закреплял парашют на автомобиле, его надувал ветер и машина мчалась с невероятной скоростью. Под стеклом деревянные макеты экранопланов, личные вещи конструктора и письма, которые ему несколько десятилетий назад отправляли ученики этой самой школы: «Дорогой дядя Слава! Поздравляю Вас с Новым годом! Желаю успехов в труде и поскорее выздороветь. Вам большое спасибо за подарок. Приезжайте скорее, мы вас ждём…». «Я живу хорошо, того и вам желаю. Дядя Слава, мы сейчас на каникулах, но нам очень-очень грустно, потому что нет вас…». «Тётя Лира вызывала мальчишек в красный уголок, и они там беседовали. Она сказала, чтобы они подобрали все доски и подмели…». — Ребята иначе как дядей Славой конструктора не называли, — Дмитрий Леонидович продолжает рассказ. — Это был добрый человек, любивший детей, и они отвечали тем же, делились самым сокровенным. Он много сделал для посёлка. В общем-то всё, что в нём есть: дома, социальные учреждения — построено по протекции Ростислава Алексеева. В школу до сих пор довольно часто заглядывает дочь конструктора Татьяна Ростиславовна. Бывает, что и не с пустыми руками, с предметами, которые когда-то принадлежали отцу. Они тут же находят своё место в экспозиции. — Когда снимали биографический фильм «Обгоняя время», посвящённый Алексееву, кинематографисты работали в нашем посёлке, — рассказывает директор. — И они приходили в школу, были в музее.
Первые компьютеры
В прошлом году в Либежевской школе решили реализовать профориентационный проект, связанный, конечно, с судостроением. Планы такого рода существовали и прежде, но воплотить их в жизнь позволило современное оборудование, поступившее в образовательное учреждение. В школе в одной из первых не только в Чкаловском округе, но и в области открылся центр «Точка роста». Случилось это в 2019 году. Под него отдали два кабинета. Там ребята разрабатывают свои проекты, строят модели на 3D-принтере. — Узнаёте, что это? — Дмитрий Попенко обращается с очередным вопросом. — Это макет школы. Три года назад шёл капитальный ремонт фасада здания. Строители сделали его мини-модель. А ребята изготовили свою — более точную и объёмную, по технологии 3D-печати. Сейчас в школе три компьютерных класса, оснащённых тачпанелями и другой необходимой техникой. На дверях, ведущих в них, табличка: «Цифровая образовательная среда». В каждом учебном классе, где преподают обычные предметы: биологию, русский язык, литературу, установлены проекторы, экраны, оборудование, позволяющее педагогу вести уроки на современный лад. Компьютеры, на которых занимаются дети и взрослые, новейших моделей. Но если вернуться в музей, можно познакомиться с образцами, бывшими в обращении в этих стенах 36 лет назад. — Здание школы построили в 1987 году, — рассказывает Дмитрий Леонидович. — И мы стали первым образовательным учреждением в районе, получившим компьютеры. Тогда к нам на уроки привозили ребят со всей округи, электронные вычислительные машины вызывали удивление и восхищение. А сейчас они просто музейные экспонаты. Но вернёмся к профориентационному проекту. У ребят в программе больше физики, они занимаются компьютерной графикой, моделированием. — Наша задача — подготовить детей к поступлению в вузы технической направленности, — директор школы конкретизирует цели проекта. — А потом, по идее, готовые специалисты должны прийти на работу на предприятия Чкаловска. Например, в центральное конструкторское бюро имени Алексеева. Быть может, кто-то из наших ребят всё же воплотит в жизнь мечту знаменитого конструктора об экранопланах, летящих над водной гладью.
Олимпийская деревня
Там где физики, найдётся место и лирикам. В школе были во второй половине дня, когда уроки в основном закончились. В актовом зале ребята под руководством наставника разучивали роли. В образовательном учреждении есть театральный кружок, занятия в котором мальчики и девочки с удовольствием посещают. Ставят спектакли, учатся художественному чтению, актёрскому мастерству. Театральное направление в школе не менее сильное, нежели техническое. — Участвуем в различных конкурсах, фестивалях, программах, — продолжает разговор директор. — Благодаря последним школа меняется, становится современной. Два года назад подготовили проект «Олимпийская деревня» по организации открытой спортивной площадки на территории. Выиграли грант, половину средств получили из федерального бюджета, оставшиеся добавил местный. Оборудовали спортивный комплекс, где можно играть в волейбол, баскетбол, теннис. Впереди второй этап. Нужно установить искусственное освещение, подготовить площадку к заливке льда, и тогда ребята будут зимой гонять шайбу. Со спортбазой в школе теперь всё в порядке. Летом здесь обновили спортивный зал в рамках национального проекта «Образование». Отремонтировали раздевалки, завезли современный спортинвентарь. — В следующем году должно стартовать масштабное благоустройство внутренних помещений: классов, коридоров, фойе, — делится планами Дмитрий Попенко.
Век технологий
Школа в Либежеве рассчитана на 389 ребят, сейчас в ней учится 136, не все дети живут в посёлке, некоторые ездят из Чкаловска, Высокой. — Выбирают образовательное учреждение, как правило, родители, — говорит Дмитрий Леонидович. — Кому-то нравятся большие школы, где в классах много детей. У нас другая картина, благодаря чему педагоги могут уделить внимание каждому ребёнку. У Галины Кузнецовой, учителя математики, уроки на сегодня завершились. Но она до сих пор в классе, проверяет тетради. — Могла бы дать ребятам работу в формате онлайн, — говорит Галина Аркадьевна. — Но мне ближе традиционный. Так могу понять, где ребёнок ошибся, что сделал не так и подвести его к верному решению. Галина Кузнецова — один из самых опытных педагогов, она и нынешнего директора школы учила. — Когда пришли современные технологии, компьютеры, честно сказать, было тяжело, не понимала, зачем всё это надо — работали же как-то до этого, — вспоминает Галина Аркадьевна. — Но сейчас, если компьютер сломается или интернет отключают, уже не знаю, что и делать, как вести урок. С современным оборудованием он становится интереснее и нагляднее. Да по-другому уже и быть не может. Как-никак в век технологий живём.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Чкаловский округ.