ВЫРАСТИТЬ СПРОС

Есть три пути стабилизации ситуации на рынке сельхозпродукции, но ставку делают лишь на два

Нынешний сельскохозяйственный год оставляет двойственные чувства. С одной стороны, крестьяне могут смело заносить его себе в актив. На полях области получен рекордный урожай зерновых, отлично сработали по картофелю, сахарной свёкле, масличным. От растениеводов не отстают и животноводы, им тоже есть чем гордиться. Но с другой стороны, успехи и достижения не приносят желаемого финансового результата. По ряду позиций наблюдается перепроизводство продукции и, как следствие, падение цен. О том, каким видят выход из ситуации в правительстве региона, поговорили с министром сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Николаем Денисовым. Но начали беседу с подведения итогов года, пока ещё предварительных.

— Николай Константинович, как оцениваете 2023-й с производственной точки зрения?

— В растениеводстве практически по всем культурам, за исключением овощей, год завершаем на позитивной ноте. Получили рекордный урожай зерновых. Предыдущий был зафиксирован в 1992-м, тогда собрали около 1960 тысяч тонн. В этом году в закрома с полей вывезли более 2 миллионов тонн зерна. Картофеля накопано около 500 тысяч тонн, за последние годы это самый весомый урожай. Отлично сработали по масличным. Призываем сельхозтоваропроизводителей обращать на них внимание, поскольку это культуры с высокой маржинальной стоимостью и заниматься ими выгодно. Площадь под масличными постепенно растёт, специалисты научились с ними работать, освоили технологию. И в этом году получили хорошую урожайность — например, по рапсу в среднем на круг собрали по 25 центнеров. Что касается овощей, то производство тепличных за последние годы выросло практически в два раза, в открытом грунте — осталось на уровне прошлого года. В животноводстве наиболее весомые успехи наблюдаются в мясном направлении. Рассчитываем завершить год с прибавкой в 20 процентов. Это стало возможным благодаря реализации инвестиционных проектов в птицеводстве и свиноводстве. Выходим на прежние позиции в производстве яиц. Ещё недавно из-за того, что птицефабрики лихорадило, наблюдался спад. Сейчас ситуацию удалось стабилизировать, и 9 месяцев завершили с прибавкой в 8 процентов. По году должны получить около 1 миллиарда штук. По молоку из года в год наблюдается положительная динамика. 2023-й должны завершить с плюсом на уровне 3,5 процента. Производство растёт за счёт ввода в эксплуатацию модернизированных и вновь построенных животноводческих комплексов, проводимой работы, направленной на увеличение продуктивности коров.

— В плане производства всё в порядке. А что с рентабельностью хозяйств?

— С точки зрения экономических результатов год складывается напряжённо. В первую очередь это связано с ценообразованием на сельскохозяйственную продукцию. В начале года значительно упала стоимость молока, снижение составило около 20-25 процентов к ценам 4-го квартала 2022 года. В результате сельхозпроизводители недосчитались примерно 6 миллиардов рублей выручки. Цены на зерно снизились ещё в прошлом году, в этом — негативная тенденция продолжается. В результате ряд хозяйств ведёт реализацию урожая себе в убыток, в лучшем случае продают его по себестоимости. По молоку пока такой картины не наблюдаем, а по зерну ситуация тяжёлая. И по картофелю она не радует. Цены ниже, чем в прошлом году. — Какой выход из ситуации видите? — Пути два: либо сокращать посевные площади под картофелем и зерновыми, и тогда уйдём от перепроизводства продукции. Но следовать в этом направлении было бы неправильно. Идеален второй путь — развивать собственную переработку сельхозпродукции и строить дополнительные хранилища. Зачастую урожай крестьяне продают прямо с поля и по той цене, которую предложат. Они не диктуют свою. Если возвести склады в нужном объёме, у сельхозпроизводителей появится возможность попридержать продукцию до лучших времён. Кстати, модернизацию и реконструкцию хранилищ под картофель можно вести по программе с компенсацией 50 процентов затрат, в том числе на покупку и установку оборудования. В строительстве пока опираемся на федеральную программу, по её условиям возвращают четверть расходов. Рассматриваем возможность увеличения компенсации за счёт областного бюджета. Что касается складов под зерно, они возводятся и обходятся не так дорого. А вот чего в области не хватает, так это элеваторов, привязанных к железной дороге. Снизить напряжение на рынке позволит и реализация крупных инвестиционных проектов в животноводстве, вырастет спрос на фуражное зерно, оно пойдёт на кормовые цели.

— Про переработку растениеводческой продукции в области речь идёт давно. Делаются ли конкретные шаги в этом направлении?

— Ищем инвестора на строительство завода по производству картофельных хлопьев. Только треть урожая, получаемого в области, соответствует продовольственным стандартам. Часть клубней идёт на семена. Остальной объём картофеля можно перерабатывать. В регионе только одно предприятие, где принимают картофель в качестве сырья, — завод по производству крахмала. Но его объёмы не так велики. Ещё одно предприятие поможет решить проблему. По зерну ситуация сложнее. Чтобы наладить его переработку, нужны большие вложения. Очевидно, что без государственной поддержки проект не реализовать. Но делать это необходимо. Пока же российское зерно везём в Китай, а оттуда импортируем аминокислоты. Организовать их производство можем в области, в результате это решило бы проблему перепроизводства и низкой цены на продукцию.

— Почему пока не удаётся вывести на должный уровень такое направление, как овощи открытого грунта?

— Необходимо, чтобы предприятия — сельскохозяйственные и перерабатывающие, работали в одной связке. А ещё лучше, чтобы последние самостоятельно занимались выращиванием сырья. Только когда будет понятно, сколько нужно овощей, каких именно и по какой цене их купят, у хозяйств появится интерес заниматься этим направлением.

— На недавней агропромышленной выставке «Золотая осень» было подписано соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром. Как планируется продвигать нижегородскую агропродукцию на мировые рынки?

— Специалисты центра берутся разработать дорожную карту по каждому предприятию — своеобразный план действий по организации экспортных поставок. И это третий путь, следуя по которому сможем решить проблему перепроизводства. При участии Корпорации развития реализуется проект по организации портовой экономической зоны на Бору, на берегу Волги. В результате появится возможность отправлять по реке различные грузы, в том числе зерно, и на экспорт тоже.

— В начале года, когда цена на молоко просела, активно обсуждалась возможность поставок продукции за рубеж. С каким товаром можно выходить на мировые рынки? Есть ли предприятия, которые уже осваивают их?

— Один из молокозаводов, работающих в регионе, заключил договор на поставку ультрапастеризованного молока и молочной продукции в Узбекистан. Первую партию уже отправили. В этом направлении призываем все наши предприятия работать активнее. Внутренний рынок ими уже освоен, налажены поставки и в близлежащие регионы. Но в прежних рамках перерабатывающим заводам тесно.

— Что же сдерживает рост экспортных поставок?

— Необходимо пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции. Сметану и творог за рубеж не повезёшь, нужен товар с длительным сроком годности. В основном за границей покупают ультрапастеризованное и сухое молоко. Далеко не каждый нижегородский завод его производит, таких в области всего два. Кроме того, есть возможность наладить производство детского питания, переработки сыворотки. Но для этого придётся существенно скорректировать работу предприятия. Любой новый продукт — это другое оборудование, технологии, специалисты. И те заводы, которые уже сейчас начнут осваивать производство продукции, востребованной на мировых рынках, будут иметь конкурентное преимущество.

— Чтобы решить задачу, требуются вложения, хотя бы для приобретения необходимого оборудования.

— Провести модернизацию помогут государственные программы, в рамках которых предприятию доступны льготные долгосрочные кредиты, ставка по некоторым из них составляет 2,5 процента годовых. Поддержку, как правило, получают приоритетные проекты не только в области переработки молока, но и мяса, овощей.

— Инвестиционные проекты в сельхозпроизводстве по-прежнему реализуются?

— Из-за того, что предприятия недополучили выручку за произведённую продукцию из-за роста её себестоимости и вследствие снижения закупочных цен, сложнее стало вкладываться в развитие. Однако двигаться вперёд необходимо. Как только остановятся, неизменно начнут откатываться назад, чего допускать никак нельзя. Поэтому как бы ни было сложно, инвестиционную активность необходимо поддерживать на прежнем уровне. В приоритете проекты в молочном животноводстве. В области ещё много ферм со старой привязной технологией содержания животных. Там большие проблемы с кадрами, работать некому, желающих трудоустраиваться в такие хозяйства немного. И со временем кадровый голод будет лишь усиливаться. Если хотим сохранить производство, необходимо внедрять новые технологии: животных переводить на беспривязное содержание, оборудовать доильные залы или устанавливать роботов. Это позволит увеличить производительность труда, повысить качество продукции. В бюджете на следующий год молочное животноводство определено как основное направление по выплате субсидий. В растениеводстве акцент будет сделан на обновление машинно-тракторного парка. Действующую региональную программу пересматриваем. На ряд наименований техники субсидии планируем увеличить.

Беседу вела Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.