СОСТОЯНЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ
Заключение получено после осмотра грунтовки
Идти тяжело. Ураганный ветер сбивает с ног, швыряет в лицо комья колючего мокрого снега. Под ногами каша из воды и глины. — Это ещё ничего, — подбадривает Николай Частов. — Весной, после того как сойдёт снег, здесь вообще не пройти и не проехать — болото. Вместе с ним тестируем дорогу, ведущую к единственному на всю округу деревенскому кладбищу. Здесь обретают покой жители Бральгина, Высокой, Плясицина. Погост образовался не вчера, заложили его в 1950-х. И с тех пор люди мучаются, провожая родственников в последний путь по раскисшей глине.
Горе в квадрате
Вышеозначенные деревни входят в состав Кузнецовского теротдела Чкаловского округа. Его территорию делит на две части река Троца. — Там, за мостом, жизнь кипит, происходят позитивные изменения, — говорит Николай Частов. — Например, в деревне Кузнецово и в прошлом году, и в этом отремонтировали дороги. Здесь, на другом берегу реки, о таком только мечтают. Но стараются, чтобы мечты становились реальностью. Года три назад Константин Двойников, житель деревни Высокой, обратился в администрацию Чкаловского округа с заявлением. Попросил рассмотреть вопрос о ремонте двух дорог. Одна — та самая, которая ведёт от деревни Плясицино к кладбищу. Другая — от Высокой по направлению к Колганову, Курмышу, Черницам. Первая никогда не знала даже щебёночного покрытия, не то что асфальтового. Второй повезло больше. Когда-то — в начале 70-х годов прошлого века её построил колхоз по всем правилам, уложив положенные слои в основание и закрыв их асфальтобетоном. Только воды с тех пор, а вместе с ней и щебня, кусков твёрдого дорожного полотна, утекло много. — Сына у меня не стало, — Константин Станиславович вспоминает, с чего всё началось. — Часто хожу на кладбище, навещаю его. По грунтовой дороге, она проходит между полями, обычное дело превращается в настоящее испытание. Ладно для меня, в распутицу, ливни, могу отложить поход на кладбище. Но для проводов родственника в последний путь нельзя выбрать подходящую погоду. И нередко прощание с близким человеком превращается в горе в квадрате. Испытанием на крепость нервов является и другая дорога. Она ведёт к ферме, машинно-тракторному парку СПК колхоз «Прогресс» — наследнику хозяйства, некогда построившего транспортную артерию. Константин Двойников работает там водителем. По себе знает, каково это на грузовой машине лавировать между ямами диаметром около метра. Мастерство управления автомобилем — упражнение змейка — у местных водителей доведено до совершенства. И расстояние не великое — около километра, а на его преодоление — именно преодоление, по-другому и не скажешь, уходит минут 20. — Вон там виднеются две деревни: Зельево и Окорково, — Николай Частов, наш провожатый, показывает на дома, показавшиеся на горизонте. — Отсюда, от машинно-тракторного парка «Прогресса», до них не так и далеко — несколько сотен метров. Постоянных жителей там немного. Но люди на зиму остаются. А летом деревни наполняются дачниками, детьми-внуками. И все они добираются до места вот по этой дороге. Несколькими минутами ранее прошли по ней с Николаем Анатольевичем. Есть участки, которые сохранились относительно неплохо. Другие больше напоминают мини-пруды. Воронки, проделанные временем, наполнены водой. Смотришь на дорогу, превратившуюся в полосу препятствий, и понимаешь: чтобы по ней проехать, нужен вездеход. На легковой редакционной машине сделать это не рискнули.
Хроника в вопросах и ответах
«В связи с тем, что средства, поступающие в Дорожный фонд городского округа, не покрывают всей потребности в обустройстве, очерёдность в выполнении мероприятий по ремонту осуществляется в зависимости от объективных факторов, а также исходя из лимитов финансирования. Стоимость дороги от деревни Высокой до Плясицина в щебёночном исполнении, по предварительной оценке, составляет 2,5 миллиона рублей, асфальтобетоном — 3,6 миллиона. Сообщаем, что на 2020 год перечень объектов ремонта за счёт дорожного фонда сформирован. Средства на обустройство вышеуказанного участка отсутствуют. Вопрос ремонта может быть рассмотрен после 2021 года при наличии в бюджете финансов. В отношении дороги от деревни Плясицино до кладбища сообщаем: на 2020 год запланированы мероприятия по благоустройству данного участка. Их намерены выполнить в летний период 2020-го». Ответ, полученный из администрации Чкаловского округа, Константина Двойникова обнадёжил. Пусть не сразу, постепенно, но дороги обещали привести в порядок. Однако прошло лето, наступила осень, а до кладбища как была грунтовка, так и осталась. Весной 2021-го Константин Станиславович вновь напомнил о себе. И на этот раз в администрации округа сослались на ограниченные возможности Дорожного фонда. Правда, в официальном письме, датированном 3 марта 2021 года, помимо стоимости ремонта дороги от Высокой до Плясицына, подсчитали и сумму расходов на благоустройство участка до кладбища. «В щебёночном исполнении, по предварительной оценке, стоимость работ составляет 0,6 миллиона рублей, в асфальтобетонном — 0,85 миллиона». И пообещали: «В 2021 году в доступный весенний период по окончании таяния снега пройдут объезды с целью осмотра дорог городского округа. По его итогам будут приняты решения по ремонту объектов с расстановкой приоритетов». И вновь ни да, ни нет. Константин Двойников прождал конкретного ответа весну, лето, осенью направил в администрацию округа очередное заявление. В нём, помимо двух прежних объектов, попросил рассмотреть возможность ремонта третьего — дороги по улице Клубной деревни Высокой. Она выводит на грунтовку до кладбища. Многого просить Константин Станиславович не стал, ограничился благоустройством в щебёночном исполнении. Ответ пришёл быстро, спустя день после регистрации заявления. «По информации, полученной от начальника Кузнецовского территориального отдела, осмотр дорог был произведён. Они находятся в удовлетворительном состоянии. В 2021 году в Дорожном фонде средства на ремонт данных объектов отсутствуют». Видимо, транспортные пути, разбитые воронками ям, и грунтовки — это норма.
Не одобрили расходов
Некоторое время назад надежда на перемены к лучшему не просто забрезжила, встала во весь рост. Дорогу, пролегающую через производственные объекты СПК колхоз «Прогресс», практически начали благоустраивать. Уже был подготовлен проект, в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» выделили средства, со дня на день ждали строительную технику, но… — Никто так и не приехал, — говорит председатель «Прогресса» Антон Сидягин. — До сих пор не знаю, что произошло. По условиям программы, ремонт дорог ведётся с участием муниципального бюджета. Поскольку к благоустройству объекта подошли серьёзно, помимо основной трассы проект подразумевал прокладку отводов, съездов, сметная стоимость работ превысила 30 миллионов рублей. Из них несколько миллионов должен был выделить Чкаловский округ. Депутаты, собравшись на совет, решили: расходы такого характера нецелесообразны. И выделенные на ремонт дороги федеральные средства отозвали в обратном порядке. — В прошлом году снова пытались войти в программу, но не хватило совсем немного проходных баллов, — говорит глава Кузнецовского территориального отдела Юрий Иванов. — А теперь условия изменились и финансовая доля муниципалитета увеличилась. Выросла и общая стоимость работ. Так что вряд ли получится отремонтировать дорогу в рамках программы. — Этот участок ведёт не только к животноводческим дворам «Прогресса», гаражу, мастерским, — продолжает разговор Антон Сидягин. — Чуть дальше расположено фермерское хозяйство, и его руководитель тоже пользуется дорогой. Она же ведёт к базе отдыха, здесь довольно часто проезжают автобусы с туристами. Вряд ли такое путешествие можно назвать комфортным. В начале года председатель сельхозпредприятия от своего имени направил обращение в администрацию округа всё с той же просьбой: оказать содействие в ремонте дороги. Антону Викторовичу посоветовали принять участие в программе «Вам решать!». Он не против, но времени собирать документы нет, надо поддерживать на плаву хозяйство.
Юлия МИНДАЛЁВА.
Фото автора.
Чкаловский округ.