УВЕРЕННЫЙ ШАГ В МИР

Отечественная продукция покоряет зарубежные рынки

Россия развернула вектор экспортных поставок с Запада на Восток. Основным внешнеторговым партнёром страны стал Китай. Товарооборот с Поднебесной увеличился на четверть за первое полугодие 2023-го. Стратегическое значение в плане экспортных поставок для отечественных производителей приобрели Индия и Объединённые Арабские Эмираты. По сравнению с прошлым годом товарооборот между нашей страной и азиатскими государствами вырос вдвое. Предварительные итоги развития экспорта на форуме «Сделано в России» подвёл премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Мероприятие состоялось в Москве. Его участники обсудили новые направления внешнеторговой деятельности страны.

Приведённые выше показатели, безусловно, вселяют оптимизм, но, как подчеркнул председатель правительства, отечественные экспортёры при выходе на международные рынки сталкиваются с объективными трудностями. Они касаются как транспортировки товаров, логистические коридоры приходится прокладывать заново, так и расчёта за них. Россия предпочитает получать оплату в юанях, но не всем иностранным партнёрам это удобно. Есть и ещё одна проблема. Отечественная продукция выходит на площадки, где её мало знают. — Продвигаем российские товары на рынки с повышенным спросом, — отметил Михаил Мишустин. — Но нам ещё предстоит завоевать там свою нишу. В этом отечественным производителям активно помогает экспортный центр. За девять месяцев при его поддержке на внешние рынки готовой продукции поставлено на сумму 990 миллиардов рублей, что на 85 процентов больше аналогичного показателя 2022-го. Помощь в продвижении товаров оказана более чем 16 тысячам компаний. Генеральный директор экспортного центра Вероника Никишина отметила, что в процесс стали активно включаться всё новые и новые регионы. Причём, как показывает практика, на старте компании, особенно небольшие, нуждаются больше в консультационной помощи, нежели в финансовой. Им требуется рассказать: с чего начать, какие документы необходимо оформить, какая продукция востребована в той или иной стране. Начинающим экспортёрам интересен опыт друг друга, опираясь на него, компании более уверенно делают шаг в мир. Как правило, своими наработками предприниматели делятся в ходе так называемых окружных совещаний. Их организует экспортный центр, на разговор приглашают как производителей, уже покоряющих зарубежные рынки, так и тех, кто только планирует их освоить. В сентябре такое совещание состоялось в Нижнем Новгороде. Прошло оно в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В нём приняли участие представители регионов Поволжья, сотрудники федеральных ведомств. Разговор получился обстоятельным, с его итогами участников форума познакомил исполняющий обязанности заместителя губернатора Андрей Саносян. — Совместными усилиями смогли переориентировать экспорт на рынки дружественных стран: Евразийского экономического союза, БРИКС, средней Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, Персидского залива, — рассказал Андрей Саносян. — Поставки нижегородской продукции за рубеж существенно выросли по целому ряду направлений. Наиболее позитивную динамику показывают экспортные отношения с Китаем, Узбекистаном, Индией. Участники окружного совещания разработали ряд предложений, которые, по их мнению, поспособствуют развитию экспорта. Среди них — увеличение лимитов средств, заложенных в бюджете, на компенсацию транспортных и складских расходов, снижение тарифов на перевозку продукции агропромышленного комплекса, создание компании, которая займётся организацией регулярных грузовых маршрутов в страны Латинской Америки и Африки. Отдельно Андрей Саносян остановился на теме взиморасчётов с зарубежными партнёрами, признания странами, продающими и покупающими продукцию, сертификатов и стандартов, принятых в каждом из государств. — Проведение окружного совещания позволило систематизировать проблемы, с которыми сталкиваются экспортёры, — подчеркнул исполняющий обязанности заместителя губернатора. — Были оперативно разработаны предложения, которые, надеемся, найдут отражение в программах развития и государственной поддержки. За границу наша страна поставляет самые разнообразные товары: продукты питания, автомобили, медицинские изделия. Особое внимание уделяется продвижению отечественных IT-технологий. Чтобы работа велась активнее, в Российские торговые представительства за рубежом на службу принимают новых сотрудников — цифровых атташе. Они уже решают поставленную перед ними задачу в Малайзии, Узбекистане, на Кубе, в Объединённых Арабских Эмиратах, Казахстане, Китае, ЮАР, Вьетнаме, Аргентине. Нашей области в плане IT-решений тоже есть что предложить. Так что взятый курс, безусловно, на руку региону. Форум в столице развернулся в 11-й раз. По традиции он стал площадкой для переговоров, в ходе которых отечественные компании обрели за рубежом новых партнёров. Кроме того, была подготовлена обширная деловая программа, главным образом направленная на поиск путей расширения горизонтов экспортных поставок. И, конечно, на площадках форума организовали выставку. Экспозицию составили из товаров, завоевавших признание за рубежом, и из тех, у которых есть отличные шансы, чтобы покорить мировые рынки.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Киры МИШИНОЙ.