24.10.2023

ХЛЕБ, ТЁПЛЫЙ ВЕТЕР И МОЛИТВА

Это то главное, что художник может передать каждому

Согласна с теми, кто считает, что искусство наполняет душу. Увиденная картина, прослушанная музыка, прочитанная книга, если, конечно, они стоящие, остаются рядом с тобой надолго. Так получилось у меня с работами замечательного художника Константина Грачёва. Прошло несколько дней, как побывала на его персональной выставке в Санкт-Петербурге, а они не отпускают, и я удивляюсь, как живописные работы могут стать целыми повестями и рассказать о незнакомом человеке на портрете, о времени, обо мне самой, передать теплоту летнего вечера и озноб зимнего дня. Это наслаждение — стоять перед картиной и читать её, а потом вспоминать и находить новое.

Персональная выставка работ Константина Грачёва открыта в итальянском зале Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина. Константин родился в Нижнем Новгороде, окончил Нижегородское художественное училище, поступил в Академию художеств имени Ильи Репина, учился в мастерской профессора Андрея Мыльникова, куда попасть было непросто. Окончил вуз на «отлично». Сейчас сам преподаёт в Академии. Участвовал во многих выставках в России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, в Китае и Корее. Нижегородские ценители живописи знают работы его отца — художника Вячеслава Грачёва, тоже окончившего Академию и вернувшегося на родину. Нынешнюю петербургскую выставку предваряют слова Семёна Михайловского, ректора Академии художеств. Вот небольшая выдержка: «Среди студентов Константин прослыл требовательным, подчас жёстким руководителем, следующим определённым правилам. В искусстве он чтит прежде всего ремесленную выученность, мастерство. Справедливости ради надо сказать, что ремесло художника можно понимать по-разному. Но в наших стенах ценятся основательность, навыки и умения. Константин Грачёв пишет с натуры, пишет пейзажи и натюрморты, избегая вымышленных сюжетов. Некоторые натюрморты посвящены крестьянской, этнической или военной теме. В последние годы он избирает большой формат и крупный план, подчёркивающий весомость изображённых сюжетов. Из натюрмортов мне, безусловно, нравятся грибы, которые очень хорошо у него получаются…» А мне понравился хлеб. Вот он — и белый, и чёрный, с треснувшей корочкой, рядом бутылка с молоком, деревенские кухонные полотенца, яркие тыквы. А ещё яблоки. Петербурженка, ходившая рядом со мной по выставке, сказала, остановившись перед зелёной антоновкой: «Аж оскомину набила…». Вот такие картины — чувствуешь аромат, вкус и видишь красоту самого обычного, что тебя окружает. Хочется смотреть на это бесконечно. У родителей Константина была дача в селе Языково в Пильнинском районе. Может быть, оттуда этот хлеб и тыквы. А вот что точно оттуда — пейзажи. Река Сура, опрокинутое в неё небо, храм на пригорке. Наверное, не точен пейзаж до мелочей, да он и не должен быть таким: живопись — это не фотография. Мне очень понравилась работа «Тёплый ветер». Не исключено, что это тоже Языково. Высокое, во всю Вселенную, небо — приятное, лёгкое, сегодня беспроблемное. Мне тепло рядом с этой картиной вовсе не потому, что ветер тёплый. Просто вспоминается своя родина. И пусть она не с просторами полей, а с тайгой, суровым северным характером, не с берёзами, а с лиственницами и кедром, но родовой дом моей семьи — тоже рубленая деревянная изба, и тоже на берегу реки. От воспоминаний, на которые меня вызвал художник, тепло на душе. Конечно, о живописи странно говорить. Её надо видеть. Фотографии и перевод на газетные полосы не передадут точность картин, но всё-таки посмотрите.

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото Аллы ЛЕБЕДЕВОЙ.