28.09.2023

ХРУСТАЛЬНЫЙ СВЕТ КАК МАЯК НАД ТАЙГОЙ

История одной реставрации

В старину говорили, что в яркий солнечный день маленькое карманное зеркальце может отражать его свет аж на 30 вёрст. Зная это свойство и другие особенности распространения светового луча, барон Андрей Дельвиг придумал сухопутный маяк, который помогал путникам находить дорогу в ветлужских лесах. Можно ли увидеть его сегодня?

Единственная в мире

Железнодорожный инженер Дельвиг приходился зятем Николаю Васильевичу и Екатерине Гавриловне Левашовым. Глава известной московской семьи, в светском салоне которого бывали Жуковский, Белинский и Чаадаев, купил имение в Богородском, в лесах Поветлужья, и в 1831 году, после смерти жены переехал туда с дочерью и зятем. Каждую весну Ветлуга разливалась и большую беду приносила лесным путникам. Лес таёжный, бескрайний, глухой, непроходимый, буреломы и болота непролазные. Вода размывала и прятала приметные тропинки. Люди пропадали до ста человек в год. Обсуждая эти печальные цифры с членами семьи, Дельвиг предложил уникальное решение — поставить на куполах местной церкви объёмные стеклянные кресты. В солнечном и лунном свете они ярко сияли бы и далеко были видны — как маяк, как путеводные звёзды. Сказано — сделано. Дельвиг разработал конструкцию крестов: металлический каркас, стеклянные стенки и цветные витражные вставки-пирамидки. Все необходимые материалы — под рукой. Местные земли были богаты железной болотной рудой, которую плавили в небольших доменных печечках по берегам Ветлуги. Стекольный завод у Левашовых был свой. И воссияли над землёй стеклянные кресты с цветными пирамидками, указывающие дорогу путникам и даже речникам. Жители называли те кресты хрустальными. О церкви — сказ особый. Церковь Казанской Божией матери, посвящённая памяти павших в Бородинском сражении, досталась Левашовым недостроенной. Прежний хозяин, помещик-миллионер Пётр Собакин, заложил огромное для Поветлужья строение с самой высокой в тех местах колокольней. Чтобы закончить строительство, Левашовы открыли рядом два кирпичных завода, и уже не было перебоя в строительном материале. Работы завершились в 1839 году. С того времени и до наших дней Казанская церковь с «хрустальными» крестами — единственная в мире такая. В 30-х годах следующего столетия церковь была закрыта — со всеми вытекающими последствиями. К XXI веку храм был полуразрушенным. Не пощадило время и кресты. Два упали, в один попала молния, остальные ржавели, крошились, а потом, разбитые, и светиться перестали.

Начало нового

В начале нулевых приехала в Богородское семья Волковых. Интересна предыстория этого переезда. Антон (сегодня Антоний) Волков и Мария Шустова — музыканты. Они познакомились ещё в годы учёбы в столичной «Мерзляковке». Так в профессиональной среде называется Академическое музыкальное училище, расположенное в Мерзляковском переулке. Оба инструменталисты, скрипка и альт, оба играли в оркестре известного театра «Новая опера». Но по семейным обстоятельствам и по благословению духовника они резко поменяли и место жительства, и обстоятельства жизни. Отец Антоний Волков был рукоположен новым настоятелем храма. После долгого перерыва приходская жизнь в Богородском возобновилась. Для этого настоятель предложил построить новую церковь. В 2005-м около сельского кладбища появилась эта деревянная церковь в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских. А что же старая, Казанская? Мысли о возрождении храма не оставляли Антония и Марию Волковых, а со временем — и их детей. Красной нитью год за годом формировалась идея о развитии села Богородского в качестве значимого религиозно-культурного центра. И первым делом нужно было восстановить уникальный храм. Дело архисложное и небыстрое, это понимали и инициаторы реставрации, и прихожане. Состояние церкви было плачевным. В советские времена ей досталось по полной. — Здание не ломали специально, но и не ремонтировали. Не перестраивали, не взрывали, но и не берегли, — рассказывает матушка Мария. — Колхозники не считали зазорным приспособить церковное здание под свои нужды и использовали варварские методы. Если трактор с телегой не проходил в проём ворот, мешающие кирпичи вышибали ломом; если в арку зимнего храма дуло, её заколачивали первым, что попадалось под руку, — святыми иконами со стен. Ни одна крыша за годы советской власти не перекрывалась, даже несмотря на то, что под одной из них хранился цемент. Стёкла в окнах высыпались из-за пришедших в негодность рам. Полы в тёплой части провалились. В летней части пол был чугунный, узорчатый, из литых плит. Но за годы существования заготконторы, которая там солила шкуры, железо проржавело и рассыпалось в прах. Частично уцелела только плита амвона большого алтаря. За холстами оставшихся росписей выводили птенцов голуби. В старых куполах каждый год селились стрижи. Безвозвратно утеряна одна из колонн южного портика… К счастью, сохранился деревянный свод над четвериком, один из самых больших рубленых сводов в России. Меньше повезло кирпичным сводам тёплой части храма, к 2018 году они готовы были обвалиться в любой момент. Несколько десятилетий над ними не было кровли, нарос большой плотный слой грунта. На своде росли большие берёзы, корни которых проросли сквозь толстый слой кирпича и свисали с потолка внутри. Именно с этой части и началась в 2018 году реставрация. После того, как спилили деревья и убрали грунт, реставраторы провели работы по наружному укреплению сводов и построили временную кровлю.

По ступенькам, ведущим вверх

Затем взялись за колокольню. К началу реставрации это был полый каменный цилиндр, забитый снизу доверху обломками лестниц, перил, досок. Ни купола, ни крыши, ни креста. Начались проекты, гранты, спонсоры, сбор средств всеми возможными средствами. Руководитель проектов — отец Антоний. — В селе Богородском Воскресенского района Нижегородской области полным ходом идут восстановительные работы на колокольне храма в честь Казанской иконы Божией Матери, — описывал ситуацию протоиерей Антоний в одном из проектов по сбору средств на реставрацию. Это было четыре года назад. Благодаря активному участию благотворителей в 2018-2020 годах удалось осуществить большой объём восстановительных работ: восстановлена утраченная кровля над трапезной, укреплены уникальные старинные своды, произведена замена разрушенной кирпичной кладки стен. На тот момент восстановили деревянные перекрытия, внутренние деревянные лестницы, кровлю (купол, крытый кровельным железом и главка с медным покрытием). Когда заканчивались деньги, писали новый проект или бросали клич на сбор денег. Реставрация колокольни завершилась в 2022 году. Каждое нововведение радовало. Вот сняли леса. Полностью обустроили лестницы. Вставили окна, провели свет. Повесили первые колокола. Но мало этого — на пяти ярусах колокольни вдоль ступенек, ведущих на самый верх, разместился музей. Музей в колокольне — видано ли такое? Это ещё одна уникальность Казанского храма. Материал по истории самой церкви, её служителей, истории и природы села и Поветлужья Мария Шустова, краевед и гид-переводчик с большим стажем, собирает больше 25 лет. Все тексты для стендов писала сама. Вдвоём с дизайнером Александрой Коломиец 32 стенда сделали за полгода. И теперь, поднимаясь по витым лестницам колокольни, визитёры могут узнать множество увлекательных и трагических историй, из которых складывается биография и села, и его жителей.

Восстановление продолжается

А храм пока в лесах. Здесь продолжаются работы, в которые вовлекаются всё новые люди. Иерей Алексей Белоусов, краевед, ратующий за восстановление старинных храмов, привёз в Богородское московского архитектора-реставратора Андрея Бодэ с коллегами. Столичных специалистов заинтересовал свод храма — рубленый, шестнадцатигранный. Гости предположили, что, возможно, этот свод — самый большой из сохранившихся в России. Засиделись заполночь. — Говорили о сложностях предстоящей реставрации свода, барабанов и кровли, о странностях жизни, — вспоминает матушка Мария, — как двести лет назад в лесной глуши кто-то смог решить сложнейшие инженерные задачи и изготовить конструкцию, простоявшую столько времени… А что же музыка? Неужели забыта, отодвинута навсегда? Конечно, нет. Сначала, больше десяти лет назад супруги Волковы стали проводить концерты с детьми и друзьями. Концерты стали регулярными. Тогда появилась идея ассоциации «Сад музыки», которую возглавил отец Антоний. Ассоциация заявила себя как сельская филармония, приглашающая в глубинку столичных исполнителей. — К нам приезжали с концертами оркестры, хоры, инструментальные квартеты, известные солисты, — перечисляет Мария Шустова. — Мы выросли до проведения творческих школ совместно с известными преподавателями из Москвы и СанктПетербурга. В августе ежегодно проводится хоровая школа для всех желающих. В семье Волковых выросло уже следующее поколение музыкантов. Дарья Волкова окончила консерваторию, она играет на кларнете, исполнитель и педагог. Елизавета Волкова — флейтистка, лауреат международных конкурсов, заканчивает консерваторию в этом году. Трое детей (в семье их пятеро) окончили музыкальную школу, играют и поют. Но основным делом протоиерей Антоний и матушка Мария считают, конечно, полное восстановление Казанского храма. На сегодняшний день полностью отреставрирована колокольня. В 2022 году завершились внутренние работы по сводам, стенам и полу трапезной. Впереди — установка окон и монтаж алтарей. Наружные работы на трапезной тоже близки к завершению. — Снаружи на четверике ведутся работы по реставрации стен. Свод, кровли и купола четвериков ждут обследования, — рассказывает матушка Мария. — А что кресты? — спросит читатель. Кресты в работе. Она идёт с 2019 года. Все шесть уникальных крестов будут полностью заменены точными копиями. Первый новый крест уже стоит на колокольне. Два готовых лежат пока в храме — их поднимут на купол четверика. Ещё три креста предстоит изготовить. И тогда снова воссияют над Казанским храмом чудесные «хрустальные» маяки, указывая людям путь. Путь к дому. Путь к Свету.

Светлана КУКИНА.

Фото предоставлены пресс-службой Законодательного Собрания Нижегородской области. Воскресенский округ.