06.09.2023

«ПЯТЁРКА» ЗА РАБОТУ

Её получили педагоги. Чем ответят дети?

Репетиционным залом стало школьное крыльцо. Ребята из 6-го класса готовились к линейке, посвящённой 1 сентября. Девочки разучивали танец самостоятельно, без руководства педагога, отрабатывая движения прямо на лестнице. Праздник, посвящённый Дню знаний, в Гавриловке Ковернинского округа всегда проходит по-особенному, в творческом ключе. За стихийной репетицией наблюдала директор образовательного учреждения Мария Сироткина. — Дети уже хотят в школу, — резюмирует она. — Соскучились.

Заложили традиции

Этот год для Гавриловки особенный. Ещё 30 лет назад местные ребятишки учиться ездили в Ковернино, своей школы в деревне не было. Но в 1993-м в старом здании оборудовали учебные классы. Так появилась девятилетка. А спустя пару лет в Гавриловке начали строить современную среднюю школу. Двери для ребят она распахнула в 1998-м. Так что в этом году образовательное учреждение отмечает знаковую дату — четверть века с момента основания. — Многие из учителей работают в школе с первого дня, — рассказывает Мария Анатольевна. — Например, педагогический стаж Людмилы Анатольевны Шапошниковой 45 лет. Преподает математику, открывает детям мир шахмат. В этом году уходит на заслуженный отдых. Мария Сироткина возглавляет школу 12 лет. А первым её директором была Людмила Николаевна Смирнова. Это она заложила основные традиции, которые соблюдаются до сих пор. — Праздники, посвящённые последнему звонку, у нас проходят не так, как в других школах, — вводит в курс дела руководитель образовательного учреждения. — Ребята готовят творческие отчёты о жизни, проведённой в стенах учебного заведения. За разворачивающимся на сцене действом с интересом наблюдают и родители, и педагоги. Вчерашние выпускники уже приводят в школу своих детей, а некоторые возвращаются сюда в качестве учителей. Например, два года назад Антон Смирнов начал преподавать детям физкультуру. А нынешнее 1 сентября станет особенным для Анастасии Лаврёновой, точнее, Анастасии Владимировны. Встречает День знаний она уже не как ученица, а как педагог. Будет преподавать детям математику. У Лаврёновых складывается династия. В школе работает мама Насти — она старшая вожатая и учитель технологии.

Большие перемены

Как за 25 лет изменилась школа? Мария Анатольевна всего на несколько минут задумывается над вопросом. С одной стороны, многое осталось прежним: отношение к детям, к их воспитанию. С другой… — Мы не стоим на месте, — говорит она. — Ребята, которые приходят на вечер встречи выпускников, замечают, что школа стала другой. И не только внешне. Изменились дети, а вместе с ними и педагоги. Но если внутреннее обновление замечают не сразу, то внешнее — бросается в глаза. Четыре года назад школа стала участницей программы капитального ремонта. На выделенные средства заменили кровлю, утеплили чердак, оборудовали систему водостока. А на сэкономленные деньги вставили новые оконные блоки. — Большое внимание уделяем безопасности детей, — продолжает разговор директор. — В школу просто так не попасть: установили домофон и турникет. За порядком помогает следить система видеонаблюдения. Гавриловская школа стала одной из первых в области, где появилась «Точка роста». Образовательный центр информационно-технологического направления открыт в 2019 году. Здесь сформирован свой штат в составе 12 педагогов — это преподаватели ОБЖ, технологии, информатики. — В «Точке роста» занимаются все ребята без исключения, — рассказывает Мария Анатольевна. — В центре открыт кружок робототехники, дети снимают видеоролики, работают над проектами. Здесь проходят киноуроки, ребята все вместе смотрят фильм, а потом обсуждают его. Раньше в «Точке роста» проводились и заседания — собирались детское объединение, спортивный клуб. Но с этого года для таких целей появилась особая площадка. Летом оборудовали центр детских инициатив. В его обустройстве помогали сами ребята: выносили мусор, наводили порядок в шкафах, решали, как расставить новую мебель. — Её покупали с тем расчётом, чтобы каждый предмет можно было двигать, — вводит в курс дела Валентина Муравьёва, заместитель директора, а с недавнего времени ещё и советник по воспитательной работе. — Сейчас в кабинете несколько столов, но при необходимости их, как конструктор, можно собрать в один большой. Центр — вотчина Валентины Александровны. Она каждый день организует в школе какие-либо мероприятия. К каждому учебному году издаётся федеральный календарь, в котором указаны даты, а напротив — тематические уроки, встречи, акции. Каждая школа строит воспитательную работу в соответствии с планом. Гавриловская не исключение. Но мероприятия везде проводят свои. — Стараемся почаще выбираться с детьми за пределы школы, — говорит Мария Сироткина. — Такие поездки сближают, заставляют как ребят, так и педагогов посмотреть друг на друга по-иному. Ребята были в театрах и музеях Нижнего Новгорода, в физкультурно-оздоровительных комплексах. А недавно ездили в Семёновский округ, где проходил сплав по реке. В музеях мальчики и девочки не просто рассматривают экспонаты, но и учатся. В школе формируется своя экспозиция. Под неё выделили помещение, закупили витрины и организовали две выставки. Одну посвятили крестьянскому быту, другую — Великой Отечественной войне. Экспонаты собирают дети. Они же выступают в роли экскурсоводов, подготовку проводят в школьном кружке «Музейное дело».

Спорт или искусство

После звонка, возвещающего об окончании последнего урока, жизнь не заканчивается, только начинается. Ребята помладше остаются в группах продлённого дня. Для первоклассников, как и положено, после обеда устраивают тихий час. В школе оборудованы две спальни. Дети постарше отправляются на занятия в кружках — можно поиграть в волейбол, изучить театральное дело или промышленный дизайн. С недавнего времени в Гавриловке работают агроклассы. Школа стала участницей регионального проекта. Образовательную программу разработал Нижегородский агротехнологический университет, а Елена Воронова, психолог, адаптировала её. Обучаться азам аграрного производства пригласили четырёх- и восьмиклассников. В качестве преподавателей нередко выступают специалисты АПК «Мир» — хозяйство работает в Гавриловке. Школа с ним тесно сотрудничает. Ученики агроклассов часто бывают на производстве — в мастерских, на животноводческих комплексах. — Проходят и практические занятия, — рассказывает Елена Евгеньевна. — Вместе с ребятами выращивали из семян цветы. Наблюдали, как они растут. Весной высадили на клумбу, всё лето ухаживали. Агроклассы работают по линии дополнительного образования. Но есть намерения подвести под них более серьёзную основу. В планах организовать углублённое изучение биологии. — У нас сельская школа, рядом работает сильное сельхозпредприятие, — говорит Мария Сироткина. — И если наши выпускники станут специалистами «Мира», это будет просто замечательно.

Кем быть

Профориентационной работе в школе уделяют большое внимание. Она подключилась к федеральному проекту «Билет в будущее». Руководит им Елена Воронова. Для каждого из 56 старшеклассников создан личный кабинет. Ребята проходят тестирование, его результаты задают направление профессии. — Итоги такого исследования носят рекомендательный характер, не являются руководством к действию, — говорит педагог. — Причём тестирование ребята проходят несколько раз в течение года и результаты нередко меняются. Мы изучаем профессии, смотрим онлайн-уроки, выезжаем на ярмарки, их организует служба занятости. Дети получают представление о новых специальностях, и под влиянием информации их интересы меняются. О том, как в школе поставлена профориентационная работа, Елена Евгеньевна рассказывала на районной педагогической конференции. Гавриловские учителя пользуются в Ковернинском округе большим уважением, четверо возглавляют методические объединения. — В этом году нам вручили благодарственное письмо губернатора области, — Мария Анатольевна показывает награду. — Несмотря на то, что оно именное, это отметка всему коллективу школы. Получается, педагогам ещё до начала учебного года поставили «пятёрку». Дело за ребятами.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Ковернинский округ.