«ЗЕЛЁНАЯ» МУКА ПОЙДЁТ НА «ЗЕЛЁНУЮ» БУХАНКУ

Органическое земледелие — перспективное направление

«Зеленый» сегмент мирового продовольственного рынка в последнее время крайне популярен. У нас в регионе фермерское хозяйство Шавкята Абаева, об интересном начинании которого мы в прошлом году писали, остается одним из немногих предприятий, где используют технологию органического земледелия. В российском Союзе органического земледелия состоят более 300 участников. Всего год назад сертификаты на выпуск органической продукции имели немногим более 80 сельхозпредприятий. Площадь пашни с органическим статусом достигла в России 615 тысяч га.

Синева стоит стеной

Свои рожь и пшеницу Абаев снова вырастил без единого грамма химикатов. Такую агротехнологию он вовсе не считает шагом назад. Разве плохо, когда на полях не используются никакие удобрения и средства защиты, а хлебушек растет вдали от автомобильных трасс и крупных населенных пунктов? Органическое земледелие заключается в том, что используются только природные ресурсы — почвенные биоты и силы самого растения. Кстати, и экономика такого направления по нынешним временам весьма конкурентоспособна. — В прошлом году рожь у меня уродилась хорошая, — радуется фермер. — Средняя урожайность на круг получилась 30 ц с га. Но на самом деле даже больше. Зерно получилось высшего качества, с высоким числом падений. Его с удовольствием купило мукомольное предприятие. В этом году рожь нисколько не хуже — колос богатый, налитой. Вот еще бы погода дала его убрать. С пшеницей дела похуже. Московская-40 дала в среднем около 20 ц с га. Хотя на некоторых участках, где земля изначально была плодороднее, бывало и по 40. Зато порадовал новый безостый сорт пшеницы Синева. Ее удалось взять в органическом хозяйстве в Орловской области. Засеял Шавкят Шамильевич 30 га Синевой и получил урожайность в 25 ц с га. И это при том, что работать с этим сортом фермер еще не умел. И тем не менее неплохой урожай семян получил. В этом году под Синевой 150 га уже на товарное зерно. По виду сбор должен быть до 40 ц с га, колос богатый — от 40 до 70 зерен. Пшеница хорошо себя показала — стоит стеной, хотя у соседей ураган хлеба положил. — Синева в Орловской области в прошлом году по органической технологии, без всяких удобрений, дала 60 ц с га, — делится размышлениями хозяин. — На наших землях пока вижу от 30 до 40 ц с га. Считаю, что достиг на первых порах неплохого результата, намерен с ней и дальше работать.

Декабрь порадует крупой

Уделяет поклонник органического земледелия внимание и такой древней культуре, как полба. Во всей округе он единственный ее возделывает. В прошлом году удалось получить в среднем по 17 ц с га. Продавать ее фермер не хочет, а намерен установить оборудование для полбяной переработки — отшелушивания и производства крупы. На складе с прошлого года лежит 200 тонн, в этом году посевов этой культуры Абаев не делал. Зато зимой надеется наладить переработку и предложить на рынок крупу. — Переработка занимает важное место в моих дальнейших планах, — делится Шавкят Шамильевич. — Рассчитываю уже в этом году запустить производство цельнозерновой муки ржаной и пшеничной. Поставлю мукомольное оборудование и тем решу задачу — готовый продукт продавать. Год у меня распланирован на налаживание производства готовой продукции. В ближайших планах — развертывание крупоцеха. Думаю, что уже в декабре дам первую продукцию. Ну а будет мука — будет и буханка. Маленькое производство хлеба тоже хочется наладить. Это не будет дорогой продукт. Его принцип — органическая продукция не должна быть по стоимости выше обычной. Фермер хочет, чтобы у покупателя был выбор — органика или обычный продукт. Новатор ни с кем не собирается бороться, а просто хочет дать альтернативу. Первый колышек на площадке хранения и переработки забит в грунт 4 июня, и вот уже радуют глаз готовые ангары. Два склада при полной загрузке вместят 3 тысячи тонн урожая. Это та самая «ложка к обеду», в прошлом году урожай получился выше ожидаемого, и работники фермерского хозяйства даже не знали, куда его складировать. Сбор составил 1,5 тысячи тонн, хотя ожидали примерно 900 тонн. Уродившееся зерно удачно продали мукомолам. Вся пшеница и рожь пошли на здоровый органический хлебушек. От этого года Шавкят Шамильевич ждет большего. Его посевные площади увеличены на 150 га.

При меньших затратах

И все-таки, при всей важности валового сбора и урожайности, в этом сезоне именно себестоимость продукции заботит всех. Шавкят Абаев не торопится поразить рекордно низкими цифрами: — Подсчеты можно вести поразному. Если все мои нынешние затраты уложить в цену, то себестоимость выйдет великая. На старте стройка требует больших вкладов. Но если считать по работе в поле, то себестоимость устойчиво выходит менее 5 рублей за кг. Но путь и экономика у всех разные. Кому-то прибыль в рубль с килограмма важнее, если он производит 20 тысяч тонн зерна. Фермер свой путь считает верным. В его схеме полеводства отсутствуют затраты на удобрения, СЗР, затраты на их вывоз в поле. Не нужен и целый шлейф техники для этого. Но главное в том, что цель-то другая. Иные хлеборобы интересуются только показателями клейковины, а наличие вредных веществ для них на втором месте. А у Абаева при получении сертификата соответствия на зерно по всем примесям и вредным веществам — нули. Нет в его зерне вредного ничего. Чистое производство. Зерно с приставкой «эко» от ардатовского новатора выращивается с бережным отношением к природной экосистеме. Как этого добиться, если даже навоз в качестве удобрения использовать нельзя, Абаев не скрывает. Технологически работа начинается с раскорчевки полей. Это самый трудоемкий и дорогостоящий процесс. После него первыми проходят тяжелые бороны БДТ-7, они хорошо режут корни. За лето приходится сделать несколько проходов. А перед севом важно еще раз пройти пружинной либо зубовой бороной. Сев идет разбросным способом, только не как прадеды — из лукошка, а современным РУМом. И после этой операции вплоть до уборки фермер в поле даже не заходит, предоставляя остальное делать природе. Севооборот тут в планах трехпольный. Но пока поля не войдут в норму — двухпольный: год — озимые, год — пары. В этом году фермер держит 300 га черного пара. А вот на будущий год пар будет уже сидеральным. Решено посеять горчицу или масличную редьку. Для получения семян редька уже разместилась на 20 га.

Посеять и забыть

Сев в этом хозяйстве в приоритете озимый. В этом году ярового вообще не было из-за того, что полба и овес еще остались на складах, а мощности хранения ограничены. Если удачно наладится переработка, то в следующем году будут и яровые. По своей оригинальной технологии после уборки Шавкят Шамильевич проходит по полям лущильником, чтобы ускорить процесс разложения. Весной снова лущильник и культиватор, чтобы спровоцировать рост сорняков. И уже тогда после культивации — сев. В этом хозяйстве практикуется минимум работы на полях. Для питания растений используются только растительные остатки, но этого им вполне достаточно. Все, что нужно, производит почвенная биота. И вот о ней нужно заботиться, именно ее нужно «кормить». — К примеру, если мы получили зерна 30 ц с га, то растительных остатков на поверхности и корневых будет примерно 150 тонн на гектар, — делится расчетами Абаев. — Это огромная масса для переработки почвенной биотой, и она увеличивает органическое вещество в почве. Достигнутый результат показывает, что этим можно заниматься, органическая экономика прибыльна. Важно преодолеть косность человеческих привычек. Для быстрого результата «хочется подсыпать удобрений». Но кратковременный эффект богатого урожая надолго уничтожит биоту. По мнению Шавкята Шамильевича, выше генетического потенциала растения все равно «не прыгнешь». А значит, и искусственно вытягивать его не надо. К деградации почвы уже привело увлечение интенсивными технологиями на Западе. Дальше идти по пути химизации почв нельзя. Такой урожай приносит деньги, но не пользу. Привыкшие к интенсивной технологии агрономы назвали бы эти поля засоренными. Помимо колоса тут к солнцу тянется большой набор разных трав. Новатора такое соседство не смущает, он называет это биоразнообразием. На полях хорошо заметны ярусы. Доминирующее положение занимает колос, а сорняки, хоть и проросли в нижнем ярусе, но ослаблены, поскольку не хватает света. — Вот на поле справа даже пшеницы за травой не видно, — спокойно показывает фермер. — Это поле посеяно по полбе, уборку проведём раздельную, в свал. Это традиционный способ для наших мест. А слева рожь, её можно убирать и напрямую, просто жатку повыше поставим. Колос возьмём, а солома останется в поле и будет кормить биоту. Изюминка в том, что при органическом способе земледелия плодородие не уменьшается, а наоборот, постоянно повышается. На «чистое полеводство» обратили внимание в правительстве. Вышло постановление по органическому земледелию. И хотя приоритета такому способу не предоставляется, важно, что органическому земледелию дан юридический статус. До недавнего времени даже в названиях была неразбериха — экопродукт, биопродукт, деревенский продукт. Теперь органический продукт определяется строгим ГОСТом. В легальной плоскости обманщику прикрыться красивым названием уже не получится. А значит, и госпрограммы осталось ждать недолго.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Ардатовский округ.