ЛЕТЯТ НА КРЫЛЬЯХ
Когда-то по рекам страны летали «Ракеты» и «Метеоры». В них воплотилась мечта нижегородского конструктора Ростислава Алексеева о судах на подводных крыльях. В 1957 году он создал опытный образец «Ракеты». Путь пассажирского катера до Москвы занимал всего 15 часов, тогда как теплоходу, чтобы добраться до столицы, требовалось трое суток. «Ракета» положила начало развитию речного флота на подводных крыльях. Суда стали настоящим спасением для регионов, где есть населённые пункты, к которым кроме как по воде не добраться.
В 1990-е многие отрасли переживали кризис, в их числе и речные пассажирские перевозки. Долгое время это направление пребывало в забвении, однако сейчас крылатые суда вновь летают по водоёмам страны. Тон в вопросе возрождения речного флота задаёт Нижегородская область, здесь и состоялось выездное совещание Совета Государственной Думы РФ. Его участники обсудили тему развития водного пассажирского транспорта. Серьёзный разговор начали в Чкаловске, где в Центральном конструкторском бюро имени Алексеева производят современные суда на подводных крыльях. Со стапелей сходят «Метеоры» и «Валдаи». Спикер Госдумы Вячеслав Володин, открывая совещание, отметил, что предприятие работает во многом благодаря губернатору Глебу Никитину. Это он когда-то поверил в перспективность развития речных перевозок. Однако одними заказами от Нижегородской области не прожить, нужно наладить поставки судов в другие регионы, только тогда конструкторское бюро, да и вся отрасль, сможет уверенно смотреть в будущее. — Необходимо рассчитать себестоимость «Валдаев», если заказ на их производство поступит, допустим, на пять лет вперёд, — считает Вячеслав Володин. — Это нужно для того, чтобы снизить издержки при строительстве судов и обеспечить стабильное функционирование предприятия. Кроме того, работу с регионами необходимо вести напрямую. По такому принципу уже выстроено взаимодействие с Санкт-Петербургом, его нужно применить при сотрудничестве с Самарой, Саратовом, Волгоградом и другими городами, стоящими на Волге. — Многие предприятия пытаются повторить суда на подводных крыльях, которые строят в Чкаловске, — отметил Глеб Никитин. — Но не получается. У наших конструкторов за плечами громадный опыт, благодаря которому и получаются высокотехнологичные катера. Нижегородская область уже приступила к формированию речного флота. Пока его составляют пять «Валдаев», в ближайшее время планируют приобрести «Метеоры» нового поколения. Суда не стоят на приколе, они регулярно выходят в рейс. Согласно расписанию, доставляют пассажиров в города области и других регионов. Причём речная маршрутная сеть постоянно развивается, в ней появляются всё новые и новые точки назначения. Совсем скоро по воде можно будет добраться до Дзержинска, Кстова, Кинешмы, Костромы, Ярославля, Плёса. В прошлом году пассажирами «Валдаев» стали 68 тысяч человек, по итогам текущего — планируют выйти на отметку в 80 тысяч, а в 2024-м — преодолеть рубеж в 150 тысяч. Но на пути развития речного флота стоит ряд серьёзных препятствий. — Судоходные компании испытывают сложности при приобретении водного транспорта, — отметил председатель Законодательного Собрания Евгений Люлин. — Всё дело в длительном сроке его окупаемости. В области проблему решают за счёт участия в программе лизинга, действующей по линии Минпромторга РФ. Заключены договоры на льготных условиях на покупку трёх «Метеоров». Кроме того, бюджет региона субсидирует часть затрат судоходных компаний. В этом году им вернут свыше 63 миллионов рублей, израсходованных на приобретение судов на подводных крыльях. Это на 20 миллионов больше, чем в 2022-м. Субсидируются и речные пассажирские перевозки. Предприятия, занимающиеся ими, получат в 2023-м из бюджета 92 миллиона рублей. Помимо финансового барьера, имеется законодательный. Отсутствие правовых механизмов препятствует строительству и модернизации причалов, речных вокзалов. Госдума приняла в первом чтении поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта и в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Если их утвердят окончательно, появится правовое основание для передачи речных портов в руки частных владельцев, которые займутся их восстановлением и содержанием. — Кроме того, нужен отдельный федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, — считает Евгений Люлин. Поскольку наша область является пионером в деле развития флота на подводных крыльях, накопленным опытом готовы поделиться на федеральном уровне. Регионом разработана модель организации масштабной сети скоростных речных перевозок. Она учитывает затраты и предлагает меры поддержки. К примеру, чтобы на регулярной основе запустить суда на подводных крыльях по Волге от Рыбинска до Астрахани, потребуется 51 «Валдай» и 25 «Метеоров». Ежегодно такой флот сможет доставлять до места назначения более полутора миллионов человек. — Для запуска сети речных перевозок необходимо субсидировать часть расходов по аналогии с авиаперелётами, — считает Глеб Никитин. — Кроме того, нужна федеральная программа поддержки, в рамках которой судоходным компаниям вернут часть затрат, понесённых при покупке речного транспорта. Предложения основаны на фактических данных по эксплуатации судов на подводных крыльях. В настоящее время наш флот находится на полном обеспечении области. Кадровая проблема в этой сфере пока не стоит, но с её развитием может возникнуть дефицит специалистов. Депутат Госдумы Александр Хинштейн считает, что в этом вопросе необходимо сработать на опережение. — Существующую сеть отраслевых высших учебных заведений необходимо модернизировать в соответствии с поручением президента Владимира Путина, — подчеркнул он. — Глава государства указал на необходимость выделения из федерального бюджета средств на строительство модульных сооружений, учебно-тренажерных центров в образовательных учреждениях. Такая учебная база позволит готовить современных специалистов. Вячеслав Володин подчеркнул: все поступившие во время совещания предложения будут проработаны. Их вынесут на обсуждение депутатов Государственной Думы. — Развитию речного судоходства в России сейчас уделяется особое внимание: в правительстве РФ ведётся подготовка маршрутной сети пассажирских перевозок, создаются условия для формирования межрегиональных операторов для работы в акватории Волги, — Евгений Люлин подвёл итоговую черту в совещании. — С 2025 года на программы льготного лизинга гражданских судов планируют направлять средства из Фонда национального благосостояния. Результаты работы участников совещания в Чкаловске лягут в основу принимаемых решений, касающихся речного судоходства в стране.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Кирилла МАРТЫНОВА.