КОНЬ БЕЖИТ — ЗЕМЛЯ ДРОЖИТ

Это не сказка про Сивку-Бурку, а чудом сохранившаяся быль

Те, кто бывал в Починках, наверняка вспомнят памятник коню, установленный в самом центре, как символ этого старинного села. Монумент, кстати, посвящён жеребцу по кличке Капрал — троекратному чемпиону всероссийских выставок, который появился на свет на легендарном конезаводе «Починковский» в 1989 году и впоследствии стал выдающимся производителем советской тяжеловозной породы. К слову, сейчас на предприятии, в чьей драматичной судьбе, кажется, наконец-то забрезжил свет долгожданного возрождения, содержится потомок Капрала — его внук Расстрел. В конце мая этот жеребец принял участие в летнем фестивале арабской лошади «Три Грации», проходившем в Дальнеконстантиновском округе, где занял первое место. Таким образом, чемпионская династия продолжена, а с ней и история старейшего в России конезавода.

В подвешенном состоянии

До 2009 года ОАО «Племенной конный завод «Починковский» оставался крепким сельхозпредприятием, где помимо разведения лошадей занимались получением коровьего молока, растениеводством, лесопереработкой. Однако, несмотря на это, по тем или иным причинам хозяйство постиг экономический крах и к 2019-му оно полностью обанкротилось, о чём в своё время много писали и говорили. В период упадка спасти то, что осталось, старался директор ООО «Волгогазстрой», большой любитель лошадей и русской истории Олег Гусев, который нынче владеет комплексом зданий «Починковский конный завод». Благодаря его финансовой поддержке удалось восстановить часть помещений для нормального содержания животных и обеспечить их кормами. Однако юридический статус угодий обанкротившегося предприятия ввиду затянувшихся судебных разбирательств до сих пор не определён, что пока не даёт возможности предпринимать масштабные действия по дальнейшему развитию, хотя в 2021 году проект возрождения конезавода заручился поддержкой на областном уровне. Однако даже сейчас — перенёсший обветшание, разграбление и несколько пожаров архитектурный памятник привлекает внимание многочисленных туристов со всех концов, благо, что кроме остатков некогда грандиозного комплекса с башней, ещё сравнительно недавно достигавшей в высоту 28 метров, благодаря шпилю, увенчанному флюгером в форме коня, здесь можно увидеть и красавцев-тяжеловозов. Впрочем, не только увидеть, но и собственноручно покормить и даже покататься, правда, лошади не верховые, и сделать это можно только в тележке. Хотя для любителей посидеть в седле есть два специально выведенных мерина.

Форма воспитания

У въездных ворот на конезавод многочисленных гостей встречает один из главных энтузиастов, примкнувших к Олегу Гусеву, — экскурсовод Починковского народного краеведческого музея Юлия Пушкилёва. Только в день этой журналистской командировки у нашего гида было пять туристических групп, несмотря на изнуряющую летнюю жару. — Вдвоём с моей коллегой Инной Мосуновой мы на базе конезавода организовали волонтёрский отряд, чтобы, привлекая общественность и молодёжь, делать всё возможное для восстановления предприятия и сохранения породы советских тяжеловозов, — говорит Юлия. — Завод, являющийся историческим наследием Починковской земли, постепенно наносится на карты туристических маршрутов не только нашего, но и соседних регионов. После глобальной реконструкции этот архитектурный ансамбль мог бы стать настоящей жемчужиной Нижегородской области, но для этого нужны немалые средства. Впрочем, обладая ограниченными возможностями, сделали уже немало. За два года нашего волонтёрства мы, например, расчистили аллею, ведущую к заводу, которая появилась ещё при Кутепове. Между прочим, сохранившимся там липам по 200 лет, а соснам по 160, так как посажены позже. К середине лета энтузиасты восстановили загоны для лошадей с травяным покрытием (левады) и построили несколько новых, отремонтировали отдельные стойла (денники), с территории, в том числе из подвергшейся пожару центральной башни, вывезли мусор, побелили значительную часть стен. В этом нелёгком труде сотрудникам конезавода и активистам помогали волонтёры из объединения «Мы вместе» и студенты Починковского сельскохозяйственного техникума. Как видим, конезавод — это ещё и увлекательная форма воспитания нового поколения аграриев. Без помощников сейчас никак не обойтись, ведь штат небольшой — зоотехник, два тренера, ветеринар и несколько конюхов, а при этом лошадей всё прибывает и прибывает. Сейчас здесь содержится 147 голов, что на 21 животное больше, чем в прошлом году. Их пока не реализуют, продолжается возрождение почти исчезнувших советских тяжеловозов. Воспроизводство табуна для поддержания чистоты породы происходит исключительно естественным путём, без использования искусственного осеменения. За здоровьем лошадей неусыпно следит Вера Кузнецова — опытнейший в России ветеринар с 38-летним стажем, специализирующийся именно по тяжеловозам.

В интересах созидательного будущего

Основные расходы на содержание — это, конечно же, корма. Едят лошади преимущественно овёс, солому, траву, одного сена в год необходимо 2000 тюков. Недавно у конезавода появилось два трактора с косилками, на которых починковские аграрии помогают накосить вдоволь травы. В период огородных урожаев местные жители делятся излишками: лошади с удовольствием хрумкают морковку, свёклу, яблоки, а в небольших количествах в качестве деликатеса им дают и капусту. Некоторых животных содержат частные лица, выбрав приглянувшихся коняшек. Один из таких меценатов — известный за пределами области ландшафтный дизайнер Екатерина Лямина, которая участвовала в создании московского парка «Зарядье», а теперь работает над проектом экологической реконструкции конезавода. — Уже к июню количество туристов, приезжающих к нам, перевалило за 1800 человек, работаем по предварительной записи, так как гидов уже не хватает, — продолжает Юлия Пушкилёва. — Рассказывать о конезаводе могу бесконечно долго, потому что он неразрывно связан с историей моей семьи. Здесь работали мои дедушка и бабушка, с которой я ездила на ВДНХ, где наши лошади заняли первое место. Поэтому, участвуя в возрождении предприятия, ещё и отдаю дань предкам. Перспективу развития вижу в создании настоящего туристического кластера, в рамках которого мы могли бы проводить народные праздники, знакомить с крестьянским бытом наших пращуров, организовывать конные прогулки. А ещё есть идеи заняться производством целебного кобыльего молока, недавно даже ездили за опытом в Йошкар-Олу. Есть в летописи конезавода и эпизод, связанный с Пушкиным, который купил здесь двух лошадей, так что те, кто решит посетить соседнее Большое Болдино, где по нацпроекту создаётся музейный квартал, могут заехать и в Починки, повторив путь Александра Сергеевича. Пользуясь случаем, хотим порекомендовать книгу «История Починковского конного завода», написанную большим другом газеты, педагогом Газопроводской средней школы Антониной Лепенькиной, чтобы ещё сильнее проникнуться интересом к этому уникальному месту, возрождение которого добавило бы ярких и живых красок для понимания собственных корней в интересах созидательного будущего.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

Починковский округ.

СОЧЕТАНИЕ СИЛЫ И ГРАЦИИ

Свою летопись Починковский конезавод ведёт с середины XVII века, когда стараниями близкого к царю боярина Бориса Морозова на пустовавших со времён ордынских набегов мордовских землях было создано хозяйство по выведению выездных и верховых лошадей. При дочери Петра I — Елизавете предприятие серьёзно расширилось и стало ориентироваться на выращивание элитных скакунов. При Екатерине II Починки отдали в ведение лейб-гвардии конного полка, село получило герб, где, кроме нижегородского оленя, красовался золотой конь, указывая на особый статус. После бурь народных восстаний и Отечественной войны 1812 года, сильно ударивших по племенному хозяйству, началась модернизация конезавода. Деревянные корпуса заменили каменными по проекту известного русского архитектора Александра Кутепова, работавшего преимущественно в величественном жанре классицизма, и его швейцарского коллеги Доменико Жилярди. Основным строительным материалом служил произведённый здесь же кирпич, благо берега реки Рудни, к которой непосредственно примыкает предприятие, богаты глиной. Стены, сложенные толщиной в метр, благодаря чудесным свойствам крепкого, но лёгкого и дышащего, подобно гипсу, кирпича, сохраняли прекрасную термоизоляцию, в любое время года взрослые животные и жеребята не страдали ни от жары, ни от холода. Деревянные перекрытия, которым уже 200 лет, со временем обрели свойства камня, так как использовался пиломатериал, соответствующий особым критериям долговечности. Строительство легло на плечи крестьян, которых по высочайшему указу отряжали здешние помещики. Комплекс животноводческих помещений был решён в форме русского ампира, почти квадратное каре сформировали восемь конюшен с несколькими манежами. Вокруг выросла целая инфраструктура, включающая дом управляющего, административные здания, хозяйственные помещения, казармы для рекрутов, жилые постройки для персонала — сформировалась Конезаводская слобода. К XX веку, как и задумывали проектировщики, территория предприятия расширилась за счёт освоения земель на юго-западе, где появилось несколько дополнительных корпусов. После революции завод продолжил свою деятельность, получив наименование Починковский конный завод № 23. В 1920-1930 годах здесь и в соседнем Мордовском конезаводе животноводы занимались выведением породы советских тяжеловозов, в которых нуждались сельское хозяйство, промышленность и армия. За основу селекционеры взяли бельгийских брабансонов — рабочих лошадей, которых скрещивали с другими породами упряжного типа — русскими битюгами, французскими першеронами, английскими суффольками и другими. Брабансоны попали в Починки во время Первой мировой войны, когда их отделение было переведено сюда из Хреновского конезавода Воронежской губернии. Более суровый климат сделал бельгийцев суше и подвижнее. Получивший в 1936 году статус госплемрассадника брабансонской породы, Починковский конезавод в числе других подобных предприятий начал выведение животных, приспособленных к долгим российским зимам и зябкому межсезонью. Советские тяжеловозы получили не только стойкую генетику, но и гармоничное сочетание силы и красоты. Среди своего класса они самые крупные: высота в холке — до 170 сантиметров, а масса — до тонны. Порода многофункциональна: применительна не только для транспортных нужд, но и для производства мяса и даже молока.