ПОГОВОРИТЬ С ГУСЁНКОМ ПОЛЕЗНО ВСЕГДА
Необычная роль керамики
Каждый, кто пробовал извлечь звуки из разных предметов природы, например, подув в спиральную раковину, знает, что природа создала множество естественных духовых инструментов. Наши предки давно подметили эту особенность, создав их рукотворные подобия — свистульки. Тысячи лет музыкальные «ракушки» использовали как духовые инструменты на территориях Японии, Тибета и, конечно же, на Руси.
Ремесло на стыке искусств
Позже свистульки переросли в настоящие керамические флейты, из которых извлекался не просто звук, а игралась более сложная мелодия, сопровождающая напевы. Керамический инструмент обладает мягким успокаивающим звучанием. А подчёркнутая простота устройства позволяет импровизировать. Научиться играть может всякий. Нижегородский мастер музыкальной керамики Иван Широков давно погружён в волшебство этнической музыки. Гончар-музыкант — профессия редкая. Чтобы глина запела, ни на одном этапе изготовления нельзя дать слабину. Одна ошибка потянет за собой другие, неточности будут нарастать, и нужного звука уже не получится. Мастер давно подметил: если ты не в настроении – лучше вообще не браться за дело в этот день. Зато вдохновение поможет сделать инструмент, в котором нет лишних деталей, а только чистые звенящие линии. — Желание стать керамистом, наверное, идёт из детства, — размышляет Широков. — С малолетства любил лепить. Умел делать красивых и необычных животных. Постепенно с возрастом от пластилина перешёл на глину. И это закономерно, глина — материал четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Четыре эти силы способны дать человеку музыку. В профессиональную керамику Иван пришёл не сразу. Однажды его предпринимательский проект дал трещину. Потребовалось решить, чем хочется заниматься в жизни. Тут и вспомнилось детское рукоделие. Чашки-плошки мастера не очень интересуют. Душа просила более утончённого творчества. И именно это ремесло на стыке искусств — музыки и скульптуры — принесло настоящую радость. Мастер перепробовал уйму музыкальных систем и звукорядов, рождённых народами множества стран, пока не нашёл своё. Стали поступать Широкову предложения работать в команде известных мастерских. Но тяга к свободному творчеству победила. Мастер предпочёл остаться надомником-одиночкой.
Математика художественного свиста
Впрочем, в одиночестве он не замыкается. Даёт мастер-классы всем желающим обучиться такому необычному делу, уверяя, что при желании изготовить музыкальные изделия для себя способен каждый. — Мои изделия больше медитативные, а не классически музыкальные, — поясняет Иван. — И хотя они есть на эстраде — нередко приходилось узнавать их на больших сценах, — всё же делаю их для простых людей, которые к творчеству хотят приобщиться и душу успокоить звуками народного инструмента. Создавать музыкальную керамику непросто. Широков говорит, что на этапе рождения — это «стопроцентная математика». По особым формулам рассчитывается форма, готовится глина, а уже на финальном этапе делается музыкальный строй. Керамист работает с фольклорными ансамблями, а там гармонистам порой нужно специальное сопровождение свистом. И вот тут-то глиняный инструмент пригождается. Настоящие дуэты составляются из гармониста и мастера игры на свистульке. В народных коллективах эти свистульки очень востребованы, на них делают уникальные наигрыши.
Гармония от «духа Земли»
Музыканты и любители приходят в его мастерскую, подолгу играют, пока не находят свой звук и свой инструмент. В последнее время стали очень популярны особые керамические флейты – окарины. Чаще всего окарина, как символ материального мира, имеет круглую форму по подобию земного шара. Поэтому их порой называют «дух Земли». И хотя в переводе с итальянского это слово означает «гусёнок», есть в их ряду «ворон», «ладья», «клык волка», «звёздный пастух», «песнь ветра» и другие. У каждой свой уникальный звук и тон. Говорят, что игра на окаринах помогает расслабиться — ощущая некоторую шершавость не покрытой глазурью глины и особую «шершавость» звука, обретаешь внутреннюю гармонию. — Вот потому уделяю особое внимание именно этому инструменту, что он медитативный, — поясняет Иван Широков. — Называю его — личный психолог. Не раз и не только мной замечено, что достаточно минут десять с ним «поговорить», и проблемы перестают давить, жизнь налаживается. С его помощью можно дыхание развивать, самочувствие улучшать. Это инструмент, который помогает слушать самого себя. Такая вот психологическая музыка.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.