ЭХ, ГАРМОНЬ МОЯ, ГАРМОНЬ, ЗОЛОТЫЕ ПЛАНКИ
О чём поёт любимый в народе инструмент сегодня
Музыкальным символом России называют гармонь. О её особенностях и знаменитых гармонистах сегодня мы говорим с музыкантом Алексеем Бондаревым, руководителем отделения «Инструменты народного оркестра» Нижегородского музыкального училища имени Балакирева. Сам Алексей Алексеевич не только педагог, прекрасно ориентирующийся в вопросах истории и теории инструмента, но и концертный исполнитель на гармони, баяне и аккордеоне.
Россия, Германия или Китай?
— Алексей Алексеевич, давайте для начала обратимся к истории вопроса. Правда ли, что предшественника гармони изобрели в Германии, а скопировал её русский оружейник, найдя на Нижегородской ярмарке? Это очень распространённая в интернете история.
— Начнём с того, что все инструменты делятся на семейства по звукообразующему устройству: струнные инструменты, духовые. В этом отношении гармонь, с одной стороны — пневматический духовой инструмент, с другой — имеет звучащий колеблющийся язычок. Этот способ звукоизвлечения был известен в древнекитайской цивилизации много тысяч лет назад. Подобные инструменты назывались «шэн» или, ещё раньше, «ю» и были известны в районе Китая и Кореи. Баян тоже корнями оттуда. Шэн представлял собой тыкву, в которую вставлялись бамбуковые палочки, а на концах палочек — металлические пластины с прорезанными язычками. Звук извлекался дуновением. Кстати, это был инструмент для медитации, а не для светского музицирования. Потом шэны попали в Европу, и ими заинтересовались органные мастера. Они хотели использовать принцип звучания инструмента, чтобы сделать маленький переносной орган (обычный орган очень большой, размером со стену комнаты. — Ред.). В XVI веке такие органчики и появились. Они были уже похожи на гармоники: имели мех, с помощью которого качался звук. Известна история о том, что немецкий органный мастер, работавший в Санкт-Петербурге, экспериментировал с шэном и изобрёл аппарат с гармонными язычками, который умел говорить слово «мама». Недаром говорят, гармонист играет — как будто разговаривает. Массовое производство гармоник началось действительно в Германии, и уже как модная немецкая игрушка гармоника попала на Нижегородскую ярмарку. Почему и сохранилась легенда о том, что инструмент изобрели в Германии. Гармонику раскупали и развозили по всей России и в каждой области переделывали на свой лад. Так появились тальянка, татарская гармонь, кавказская — в каждом регионе своя особая гармоника.
Кто балалайку вытеснил
— Почему же тогда говорят «русская гармонь»?
— Инструмент считается своим, если он много бытует. Например, разновидности домры есть во многих странах, по-разному называются, немного отличаются звучанием, и каждая страна считает этот инструмент своим. Народность инструмента очень трудно определить. У нас гармонь, появившись в быту, вытеснила музицирование на домрах, балалайках, жалейках, потому что один гармонист заменял целый ансамбль из трёх-четырёх человек. В ансамбле один человек играет мелодию, другой — гармоническое сопровождение. Гармонь делает это сама, и голос у неё ясный и громкий.
— Где гармонь — всегда праздник и народ, частушки и пляски. Почему же возникла грустная песня Мокроусова об «Одинокой гармони», о чём эта песня?
— Песня не совсем простая. Она отражает быт своего времени, деревенские посиделки. Клубов не было, и молодёжь собиралась на окраине, чтобы, не мешая сну других людей, познакомиться, выбрать жениха и невесту, потусоваться, если использовать нынешний сленг. Это прообраз нынешнего ночного клуба. Гармонь в песне бродит туда-сюда, покоя не даёт молодым сердцам и откликается в душах тех, кто в домах не спит и вспоминает свою молодость. А по поводу плясовой структуры, так гармонь имеет левую клавиатуру, где есть бас и аккорд. То есть и гармоническая функция, и метрическая пульсация. Поэтому для фольклора, для танца она незаменима. Я не знаю других инструментов с такой функцией — если только рояль. Можно аккомпанировать исполнению польки, например. Бас и аккорд мог бы играть орган, но на нём так не делают, у него просто другое назначение. Кроме того, гармонь легко освоить. Если у человека есть слух и способность двигать пальцами, обучу его играть «Барыню» за 15 минут. Уже экспериментировал с этим. Хоть на гармони, хоть на баяне, просто с руки, не зная нот. Попробуйте это сделать на скрипке или на рояле. Простота первоначального освоения инструмента очень важна в деревенском быту, когда люди сами учатся играть. А уж дальше следуют такие же сложности, как и на других инструментах.
Тальянка-итальянка
— Как гармони живётся в нашей области?
— Во-первых, в Нижегородской области известны гармонные мастера братья Потехины. В память о них проводится именной фестиваль «Потехинский камертон». Помню, как на «Потехинском камертоне» на Бору лет шесть назад гармонисты со всей России играли по очереди с 10 утра до позднего вечера. Именно Потехины в начале XX века организовали гармонный промысел. Некоторые модели они изобрели сами, например, это нижегородская тальянка. Кстати, мало кто задумывается, но тальянка — это гармонь на итальянский манер. Просто добавьте букву «и» в начале слова — и будет ясен исходный смысл, хотя гармонь — наш народный инструмент. Особенно популярна была гармонь в 80-90-х годах XX века, а потом начала терять свою популярность. Вспоминаю своё детство в Первомайске — на нашей улице в 22 дома было пятеро гармонистов. Мой отец тоже играл на гармони. Они не были виртуозами, но для себя, чтобы сыграть какие-то припевки, поиграть на Пасху, покрасоваться друг перед другом, как это было принято, играли с удовольствием. Сейчас такого уже нет. Хотя гармонь по-прежнему любима и ею занимаются.
Салют в честь музыканта
— Что скажете про известных нижегородских гармонистов?
— Из известных во всём мире гармонистов назову, прежде всего, Ивана Алексеевича Варнашова. Это бывший директор Кстовской музыкальной школы, заслуженный артист России, лауреат первого международного конкурса гармонистов в Австрии — обладатель Гран-при. В честь него даже устраивали салют. Когда Иван Алексеевич берёт в руки инструмент, музыканты не могут оторваться от его игры. В 1990-х годах в нашем городе проходил съезд Всероссийского музыкального общества. По завершении устроили вечер, и его попросили принести гармонь. Музыканты со всей России не отпускали его больше часа. Гармонь в его руках и поёт, и разговаривает. В популярной телепередаче «Играй, гармонь» есть своя Золотая десятка гармонистов. Иван Алексеевич вошёл в эту Золотую десятку ещё при Геннадии Заволокине, основателе и ведущем телепередачи. Среди любимых героев телепередачи — виртуозный музыкант из Шахуньи Александр Коробейников. Из молодых назову своего ученика Захара Небогатикова, студента музыкального училища. Ещё учеником музыкальной школы на конкурсе «Молодые дарования России» он получил Президентский грант. Гармонь ограничена в своих хроматических способностях, развитие её не беспредельно. Она включена в перечень инструментов для обучения в музыкальных школах и училищах, но в консерватории её нет. Единственный музыкальный вуз, где можно получить высшее образование на гармони, — это Российская академия музыки имени Гнесиных с факультетом народных инструментов. Там преподаёт Павел Уханов, знаменитый гармонист. Он развивает эстрадное направление в исполнительстве на гармони с собственным ансамблем. Назову композитора Евгения Дербенко, живущего в Орле. Человек уже в возрасте, но огня в нём много. Он написал шесть концертов для гармони с оркестром, несколько рапсодий и необыкновенное количество пьес, от токкат до обработок фольклорных пьес.
— Расскажите о гармонных мастерах региона. Вы родом из Первомайска, так наверняка были знакомы с мастером из Берещина Петром Михеевым? «Земля нижегородская» писала об этом мастере.
— Все гармонные мастера — очень интересные люди. Каждый имеет свою индивидуальность, каждый находится в своём поиске. Так и Михеев — ему неинтересно было делать одинаковые стандартные гармони, он начал использовать клён при создании резонаторов. Последний знаменитый гармонный мастер — нижегородец Николай Мокрецов. Сейчас более известна тульская фабрика, делают гармони в Саратове, за Уралом.
Никогда не уйдёт
— Назовите, пожалуйста, выступления гармонистов, которые вы не можете забыть.
— Меня всегда восхищала игра Ивана Алексеевича Варнашова. Игра настоящего гармониста, как правило, стихийна и импровизационна. У Ивана Алексеевича это есть. У него было много разных гармоней, но сейчас концертный инструмент один, мокрецовская гармонь. Назову ещё одно незабываемое выступление. Студентом в филармонии попал на концерт исполнителя, к сожалению, не помню его фамилию. Он играл на гармониках по выросту. От маленьких, с напёрсток, всего с двумя кнопками, до большой. Он выстроил эти гармоники на столе и играл на каждой, а закончил вообще игрой на баяне. Причём гармоники были из разных областей, и играл он мелодии тех регионов, откуда пришли инструменты.
— На гармони играл поэт Сергей Есенин и даже хотел посвятить ей большой поэтический цикл. А кто ещё из известных людей владел этим инструментом?
— Полководец Георгий Константинович Жуков неплохо играл, однажды знаменитый баянист Ризоль целую ночь с ним провёл в музицировании. Они по очереди играли друг другу. Наш премьер-министр Виктор Черномырдин очень неплохо, бойко играл на баяне, даже по телевизору видел его выступление.
— Что сейчас происходит с гармонью и почему её популярность упала?
— Популярность гармони действительно была просто бешеная. Отчего упала? Отчасти это произошло потому, что на базе гармони появился баян, и народная любовь перешла к нему. Именно игре на баяне учили в советских музыкальных школах. Обучение игре на гармони появилось только в 90-х годах. Но популярность гармони и сейчас полностью не ушла. Инструмент занял свою нишу и сейчас развивается по своему пути. Во многих районах и городах есть клубы гармонистов. Правда в том, что любовь к гармони в народе никогда не пропадёт.
Беседу вела Светлана КУКИНА.
Фото из архива Алексея БОНДАРЕВА.