05.07.2023

ТАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗИМЫ

Плодовые до сих пор никак не придут в себя

И вновь во всём виноваты капризы погоды. Минувшая зима как-то сразу не задалась. Наступила рано, подбросила испытание ледяным дождём, пощекотала нервы январскими морозами. Хорошо, хоть оттепелей продолжительных не было. Зато снегу намело… Ещё позапрошлая зима по высоте сугробов ставила рекорды, но и минувшая в этом деле не уступала. Правда, весна наступила дружно. Народ обрадовался, успев истосковаться по солнцу, да рано. В начале мая вновь пошёл снег и ударили заморозки.

Забрался под кожу

Зачем в таких подробностях вспомнили дела давно минувших дней? Просто последствия тех катаклизмов проявляются до сих пор. В лесах застыли деревья в земном поклоне, вряд ли теперь доведётся им распрямить спину. А в садах и вовсе творится что-то невообразимое. Ветви плодовых сохнут, листья опадают, завязавшиеся фрукты-ягоды осыпаются на землю. — Всё это последствия суровой зимы и весеннего возвратного заморозка, — говорит Татьяна Талызина, заведующая садом государственного предприятия «Центральное». — Ледяная корка довольно долго держалась на побегах. Потому не обошлось без повреждений. На некоторых деревьях поломало ветви, на других — травмы оказались, на первый взгляд, не столь значительными, а порой и не заметными глазу. Где-то на побегах из-за льда задралась кора или в ней образовались трещины. Этого хватило, чтобы мороз забрался ветвям под кожу. Часть из них, прихваченных холодом, весной так и не проснулась. Остальные вроде ожили, зазеленели, повеселели, но потом неожиданно листья стали вянуть, побеги — сохнуть. — Так проявляются последствия обморожения, полученного побегами, — объясняет Татьяна Викторовна. — Эти ветви уже не реанимируешь. Повреждённые участки обрезают до здоровых тканей. А затем за деревом нужно понаблюдать, потому что бывает, что оно не сразу рассказывает о своих проблемах, постепенно раскрывает болячки. Заметили засыхающую ветку — тут же обрезали. Татьяна Талызина наблюдает не за одним деревом, а за всем садом, в котором десятки плодовых — коллекции абрикосов, груш, персиков, яблонь, множество сортов вишен, слив, черешен, алычи. По её словам, большинство растений перезимовали нормально, другие, в холодостойкости которых была уверена на 100 процентов, погибли, а некоторые проснулись с запозданием. — Многое зависит от вида культуры, сорта, местности, в которой расположен сад, — говорит она. — Кому-то повезло, их плодовые перенесли погодные капризы практически без потерь. Другим придётся основательно обновить посадки.

Какая ветвь главная

Столь суровая зима сгубила и взрослые деревья, но малышам, конечно, досталось больше. Есть саженцы, которые не подают признаков жизни. С такими, скорее всего, придётся расстаться. — Если на растении до сих пор нет хотя бы одной зелёной ветки, оно даже не формирует прикорневую поросль, значит, оно погибло, — объясняет Татьяна Викторовна. — Для собственного успокоения можно где-то на стволике выше места прививки слегка ковырнуть кору. Зелёная — значит, деревце живое, просто никак не оправится от стресса. Плодовые иногда ведут себя несколько заторможенно, особенно груши. Если же кора сухая, выход один: менять растение. К деревцу, у которого погиб центральный проводник, но сформировались молодые побеги, нужно внимательно присмотреться. Первым делом определяют, где выросла свежая ветка: ниже места прививки — плохо, саженец утратил культурные признаки. Он, конечно, со временем превратится в полноценное дерево и даже станет формировать плоды, вот только вкус и качество их будут далеки от идеала. Если новый побег выстрелил выше прививки, саженец жить будет. — Бывает, что деревце выпускает несколько веток, — Татьяна Викторовна анализирует возможные варианты. — Выбирают два самых крепких побега, остальные удаляют. Один побег со временем заменит погибший центральный проводник. Второй нужен в качестве резервного — если с основным что-то случится, на первые роли выйдет другой. Той ветви, которой суждено быть стволиком, придают вертикальное положение. Её подвязывают к имеющемуся центральному проводнику, пусть и сухому. Постепенно угол между побегом и стволом сокращают. Когда новая ветка примет строго вертикальное положение, погибший проводник удаляют. Резервный побег всё это время не оставляют без внимания. Когда он вырастет сантиметров до 30, верхушку прищипывают — надо дать понять дереву, какая ветка главная. Операцию при необходимости повторяют. Как только основной побег примет нужный вид и пойдёт в активный рост, резервный обрезают. — На ветви, ставшей заменой центральному проводнику, формируют крону, — рассказывает Татьяна Талызина. — Правила те же: от уровня земли отступают сантиметров на 50-60, побеги, завязавшиеся до этой отметки, удаляют. Из тех веточек, которые образовались на нужной высоте, закладывают первый ярус будущей кроны. Выбирают три-четыре самых сильных побега, смотрят, чтобы они были расположены вокруг стволика, а не сконцентрированы с одной стороны, остальные ликвидируют. Те, что остались, станут первым рядом скелетных ветвей. В следующем сезоне нужно будет сформировать второй ярус.

Снег укутал

Ледяная корка, взявшая плодовые в плен, не только повинна в полученных ими повреждениях. Под толстым панцирем деревья задыхались, перенесённое кислородное голодание значительно подорвало их иммунитет, по которому уже весной был нанесён ещё один серьёзный удар — во время возвратного заморозка. — Растения проснулись, прошёл процесс сокодвижения, на некоторых ветвях начали распускаться почки, и тут случилось критическое понижение температуры, — говорит Татьяна Викторовна. — Морозом побило будущие завязи, так что рассчитывать на хороший урожай в этом году не приходится. Впрочем, опять же, деревья ведут себя по-разному. Есть такие, которые, несмотря на температурные качели, дружно зацвели, затем на месте бутончиков сформировались завязи, они даже стали развиваться, а потом по большей части осыпались. — Это опять же последствия погодных явлений, — объясняет поведение растений профессиональный садовод. — Особенно ярко его демонстрируют вишни, черешни. Разрезали несколько таких сброшенных плодов, а у них внутри нет косточки, то есть это не полноценные ягоды — пустышки. В них нет главного — семени. А природой в растение заложена программа продолжения рода. Поэтому от всего, что не способно дать новую жизнь, оно избавляется. Иные деревья цвели волнами. Сначала бутоны распустились на нижних ветках, затем на тех, что в середине кроны, и, наконец, в нежное облако оделась верхушка. И плоды завязываются также, в несколько этапов. Те, что появились первыми, уже довольно крупные, те, что висят высоко, ещё небольшие. — Снега было много, намело такие большие сугробы, что они окутали даже нижние ветви деревьев, — говорит Татьяна Талызина. — Такие побеги перезимовали лучше, поэтому и развиваются быстрее собратьев. Есть деревья, на которых цветы вообще распустились только на нижнем ярусе, так же и плоды сформировались. А на других — бутоны были на всей кроне, потом завязи с верхних ветвей осыпались, на тех же побегах, которые ближе к земле, держатся. По наблюдениям Татьяны Викторовны, плодовые в этом году развиваются с отставанием от привычного графика, по крайней мере те, что отличаются ранним сроком созревания плодов. — В середине июня обычно поспевала первая черешня, — рассказывает она. — Сейчас ягоды в эту пору только-только начали румяниться, то есть подойдут они минимум на две недели позже обычного. Как поведут себя сорта средние и поздние, пока сказать не возьмусь, но не исключено, что и они принесут урожай с задержкой.

Только химия

Плодовые ведут себя так, потому что до сих пор не могут прийти в форму. Если деревьям не помочь, большой вопрос, проснутся ли они вообще после следующей зимы. Завершившаяся изрядно подточила их силы. Они, ослабленные, тут же стали удобной мишенью для атак инфекций. На косточковых вовсю развивается монилиоз, не уберегли от болезни и проведённые по графику профилактические обработки. Придётся повторить их снова. — Если до сбора урожая есть месяц, лучше использовать химические препараты, — советует Татьяна Викторовна. — Они эффективно решают проблему. Повреждённые инфекцией ветви обрезают, а затем опрыскивают растение. Если плоды вот-вот поспеют, можно применить биологическое средство, но одной обработки будет мало. Однако наибольшую опасность в этом сезоне представляют собой вредители. Под толстым слоем снега им хорошо зимовалось, и весной они проснулись практически без потерь. Такой армии насекомых нужно что-то есть, и она с большим удовольствием накинулась на плодовые, которые не в состоянии оказать какое-либо сопротивление. — За сад нужно бороться, — говорит Татьяна Талызина. — Необходимо регулярно осматривать деревья, при обнаружении малейшей опасности — плода с дырочкой, скрученного листа тут же проводить обработку. Никаких биологических препаратов, а тем более народных средств — когда проблема стоит в таких масштабах, щадящие снадобья не помогут. Только химия, тем более, если плоды повреждены насекомыми, они уже не пригодны для употребления в пищу. Лучше потерять один сезон, чем весной полностью обновлять сад. Особую активность проявляют цветоеды, медяницы, листовёрстки, пилильщики, вишнёвые мухи, плодожорки. Наблюдается невероятное нашествие муравьёв, они буквально повсюду и везут на себе тлю. — Плодожорки могут приносить по два поколения гусениц, так что если с первой волной справились, расслабляться рано, — обращает внимание Татьяна Талызина. — Медяница в сезон до пяти раз откладывает потомство, пилильщик — четыре. Так что если не принимать меры, вредители буквально под корень съедят сад. Одним лечением проблему не решить, нужно ещё укреплять иммунитет плодовых, возвращать им утраченные силы. Прямо сейчас необходимо внести комплексное питание на основе азота, фосфора, калия. Удобрения разводят в воде и дают по листу, так ценные вещества лучше усвоятся деревьями. В приствольный круг вносят нитроаммофоску, норма зависит от культуры, возраста растения.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

О том, как подготовить плодовые к зиме, как нынешние погодные аномалии перенесли персики и абрикосы, поговорим в следующем выпуске «Сада-палисада».