ОПАСНОСТЬ БЛИЗКО: ПОКУПАЙ БЕЗ РИСКА
В интернете всяк волк — в овечьей шкуре
На официальном сайте ГУВД по Нижегородской области, в криминальной сводке только за первую половину июня сразу несколько случаев мошенничества в интернете, жертвами которого стали доверчивые пользователи различных онлайн-сервисов. Так жительница Нижнего Новгорода лишилась 19 тысяч рублей при попытке продать статуэтки через сайт бесплатных объявлений, неосмотрительно сообщив мошенникам данные своей банковской карты. Другая нижегородка откликнулась в сети на предложение купить детский конструктор, внесла предоплату в размере 3825 рублей, после чего продавец попросту исчез вместе с деньгами. Похожая история произошла и с жительницей областного центра, решившей через интернет купить щенка: когда она перешла по высланной мошенниками ссылке для внесения платы за транспортировку животного, с её карты злоумышленники похитили 24 тысячи рублей…
IP-адрес — ни дом и ни улица
Это сводка, повторимся, всего лишь за несколько дней, и её можно было бы продолжать и продолжать, но и так понятно, что интернет-мошенничество является сегодня не менее распространённым преступлением, как некогда карманная кража. Оценив ситуацию, мы решили вернуться к теме, недавно поднятой в материале «Чтобы интернет не стал паучьей сетью», где познакомили с рекомендациями от специалистов, данными широкой аудитории в рамках просветительского проекта столичного департамента информационных технологий и ГУ МВД по Москве «Перезвони сам». — Действительно, за последние 10 лет количество хищений денежных средств, совершённых удалённо, выросло в 27 раз, что сильно изменило статистику регистрируемых в стране преступлений: в 2013-м фиксировалось лишь 11 тысяч таких случаев, а в 2023-м — уже 429 тысяч, — озвучивает цифры начальник отдела по борьбе с дистанционными хищениями ГУ МВД по Москве Вячеслав Отраднов. — Более 70 процентов подобных противоправных действий происходит в интернете. Чтобы не стать очередной жертвой преступников, перед тем, как осуществлять в сети денежные операции, проверьте информацию о домене и IP-адресе сайта, на котором вы решили произвести покупку. Сделать это легко, обратившись, например, к порталу WHOIS, где можно оперативно удостовериться в безопасности того или иного интернет-ресурса. Говоря более детально, у каждого персонального компьютера или сервера в сети есть его уникальное имя. Речь о системе IP-адресов, представляющих собой набор из четырёх чисел, разделённых точками. Каждое такое число берётся из диапазона от 0 до 255. Пример IP-адреса: 217.23.130.1. Проверив имя интересующего сайта способом, указанным Вячеславом Александровичем, можно удостовериться, что данный электронный ресурс действительно зарегистрирован в сети. Кстати, на портале WHOIS в разделе «Контакты» можно получить и развёрнутую информацию о проверяемом сайте, а именно: ИНН компании, которой он принадлежит, контактный абонентский номер, кроме того, есть возможность почитать отзывы пользователей. Впрочем, удостоверившись в подлинности сайта, расслабляться рано. Внимательно ознакомьтесь с условиями и порядком осуществления покупок интернет-магазина. Обычно, сетевые площадки с хорошей репутацией защищают права покупателей и создают для них максимально комфортную и безопасную среду, в частности, оставляя за ними право, оплатить товар либо до, либо после его доставки. Поэтому настоятельное требование внести полную сумму до получения покупки на руки должно вас насторожить, ведь в данном случае вы берёте на себя риск того, что товар не доставят или же он будет ненадлежащего качества. — Преступления, совершаемые в сети, можно разделить на два основных вида: мошеннические действия под предлогом покупки товара на специализированном сайте и мошенничество в отношении клиентов этих интернет-ресурсов, — продолжает Вячеслав Отраднов. — Как можно себя обезопасить? Повторю непреложные истины: не переходите по незнакомым и сомнительным ссылкам, не сообщайте посторонним важные данные — ПИН-коды, трёхзначный код CVV2 проверки подлинности вашей банковской карты, одноразовые пароли из СМС и другую конфиденциальную информацию, не переводите деньги незнакомцам, откажитесь от услуг почтовых отправлений и, как было сказано выше, тщательно проверяйте сайты, которыми решили воспользоваться.
Претензии — к продавцу
Защита прав потребителей, в том числе и при осуществлении покупок в сети, является сферой деятельности федеральной службы — Роспотребнадзора. Чаще всего при пользовании интернет-магазинами и онлайн-сервисами граждане обращаются в данное ведомство в ситуациях, когда товар не доставлен в установленный срок или вместо него пришёл какой-то другой, а также в случаях, касающихся проблем с возвратом денежных средств, недостоверности информации о продавце, истечения сроков годности, необоснованной отмены сделки или увеличения цены в одностороннем порядке. — Необходимо помнить: Закон РФ «О защите прав потребителей» вступает в силу в отношении конкретно вас только в случае, когда вы заказываете товар или оплачиваете услугу для личных нужд и заключаете об этом договор с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, — уточняет заместитель начальника отдела надзора в сфере защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Москве Любовь Куракина. — Наше ведомство постоянно напоминает гражданам об этих обязательных условиях правовой защиты. Надо раз и навсегда уяснить для себя, что при переводе денежных средств без каких-либо договорных обязательств на карту физического лица доказать факт сложившихся потребительских правоотношений будет крайне сложно и только в судебном порядке. Ещё стоит знать, что покупатель вправе отказаться от товара в любой момент до его передачи, а после получения на руки — в течение 7 дней. Если клиент оформил отказ, продавец обязан вернуть ему деньги, выплаченные по условиям договора, за вычетом собственных расходов по доставке товара обратно. Денежные средства должны быть возвращены не позднее, чем через десять дней со дня предъявления клиентом соответствующего требования. Как только продавец выдал потребителю документ, подтверждающий оплату товара, например, кассовый или товарный чек, договор считается заключенным. В случае розничной купли-продажи соглашение вступает в силу с момента получения продавцом сообщения от клиента о намерении заключить сделку. — Возврат товара ненадлежащего качества возможен лишь при сохранении его товарного вида и потребительских свойств, а также при предъявлении документов, подтверждающих факт покупки и её условия, — продолжает Любовь Куракина. — Однако не подлежит возврату товар, созданный под индивидуальный заказ потребителя. В ситуации, когда покупатель выявил недостатки, которые не были обговорены с продавцом, он вправе требовать их устранения или возмещения связанных с этим расходов, а также соразмерного снижения цены, замены товара на аналогичный или отказа от сделки с возвратом уплаченных денег. Если чеки не сохранились, клиент при требовании возврата товара может ссылаться на другие доказательства совершения покупки. Пользуясь интернет-магазинами, претензии по качеству приобретённого там товара целесообразней предъявлять непосредственно продавцу. Сделать это можно через ваш личный кабинет на сайте, или обратившись напрямую. К слову, электронная торговая площадка или, говоря юридическим языком, агрегатор — обязан предоставить сведения о продавце, в том числе и его контактные данные.
Чтобы не попасться на удочку
Итак, приобретая товары через интернет, в целях безопасности сделки следуйте простым правилам: — Первым делом проверьте информацию о продавце, размещённую на выбранной вами электронной торговой площадке. Если она неполная, то есть не содержит юридического адреса и сведений об организационно-правовой форме, это должно стать поводом насторожиться. На заметку: с помощью специального сервиса, имеющегося на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ, можно выяснить регистрационные данные организации или предпринимателя, выступающих в роли продавца. — Используя поисковую систему любого браузера, проверьте отзывы пользователей об интернет-магазине и конкретном продавце. — Слишком низкая цена должна вызвать у вас подозрение, ведь это распространённая приманка мошенников. — Самой высокой степенью риска обладает, разумеется, момент оплаты товара. Чтобы максимально подстраховаться, расчёты рекомендуется производить с помощью сервисов безопасных платежей или в форме перевода денег на расчётный счёт юридического лица, выступающего в роли продавца. Переводя же средства физическому лицу по номеру карты или телефона, не исключена вероятность стать жертвой мошенников, ведь после получения денег мнимый продавец может просто исчезнуть, заблокировав вас во всех мессенджерах и в самом интернет-магазине, а также внеся в чёрный список своего мобильника. — Если есть такая возможность, не вносите предоплаты за товар. — В ходе общения в сети с потенциальными продавцами и другими покупателями ни в коем случае не переходите по сомнительным ссылкам, которые они вам отправляют, — это может быть очередная наживка мошенников. Ещё раз напоминаем, что большой объём материалов по теме интернет-безопасности, содержащих подробные инструкции, вебинары с участием специалистов, справочную информацию и реальные истории людей, ставших жертвами сетевых мошенников, вы можете найти на официальном сайте проекта «Перезвони сам».
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Для справки: порядок продажи товаров дистанционным способом регулируется Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. №2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном…» и ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с установленными нормами до заключения договора розничной купли-продажи покупателю должны предоставить следующую информацию: основные потребительские свойства товара, адрес, по которому он произведён, и точное местонахождение продавца, цена и условия покупки, порядок приобретения и доставки, данные о сроках годности и гарантии, а также до каких пор действуют предложения о заключении договора.