Posted in Экология
20.06.2023

ГОРОД-САД ИЛИ ГОЛЫЕ КОРИДОРЫ?

Проблемы с зеленым фондом касаются каждого

«Через четыре года здесь будет город-сад!» — обещал поэт примерно сто лет назад. Что сегодня происходит с зелёным фондом больших и малых городов? Откуда берутся мошки, роями облепляющие окна? Почему растёт численность мышей и крыс? Чем вызваны пылевые вихри на улицах? Обсуждаем эти вопросы с лидером поволжского экологического движения Асхатом КАЮМОВЫМ.

Позарез нужны лёгкие

Есть такое понятие — зелёный каркас. По определению специалистов, это совокупность соединенных между собой городских территорий с растительным покровом, включённых в городскую среду. Эти территории не застроены и не покрыты асфальтом или брусчаткой. Проще говоря, это «лёгкие» города, необходимые для физического и психического здоровья жителей. Зелёные насаждения обеспечивают экологические услуги: чистый, насыщенный кислородом воздух, вылавливание пыли, снижение шума.

— Что современный человек должен знать о зелёном каркасе?

— Городу нужны зелёные площади, которые выполняют необходимые экологические функции, и зелёные коридоры между ними. Это и есть зелёный каркас, — объясняет Асхат Каюмов. — Растения при этом обмениваются семенным фондом, в пределах зелёного каркаса летают насекомые, передвигаются животные. Если природный кусочек станет «островом», утратив связь с другими зелёными зонами и возможности вот этого внешнего обмена, он неизбежно будет разрушаться. Если за таким островом ухаживать, он превратится в «клумбу», искусственное зелёное сооружение. Естественные же природные условия исчезнут.

— Что происходит, если нарушить целостность существующего зелёного каркаса?

— Возьмём свежий пример. Горожане часто жалуются, что на улицах стоит пыль и нечем дышать. Подметально-уборочные и поливальные машины смывают зимний песок и моют тротуары, а пыль стоит. Потому что газоны у нас долго стоят голые — листву с них во время субботников сдирают граблями. И эта голая почва пылит. Пыль должен подавлять зелёный каркас, на газонах должны лежать листья, должна расти трава, они не дают почве пылить. Но мы растительность уничтожаем, как следствие — дышать нечем, аллергики-астматики побежали по больницам. Мы не только сдираем листья, но и вырубаем по разным причинам деревья. Второй пример. Ранней весной по улицам Нижнего Новгорода прошлись грязепылевые вихри. Гидромет (а не я) объяснил их появление тем, что на улицах недостаточное количество деревьев. Деревья ловят пыль и останавливают воздушные потоки. А когда их нет — формируются вот эти пылевые завихрения. И совсем утилитарно: зелёные растения — это чистый воздух, влажность, снижение температуры в жару. Известно, что летом в жару в зелёной зоне температура на 3-5 градусов ниже, влажность выше, по комфорту пребывания несопоставимо с «голыми» улицами, на которых нет ни зелени, ни тени.

Коси, коса, пока роса

— Каждое лето в городах начинается кошение травы. Я устал говорить жилищникам: если вы косите — выполняйте полностью требуемый комплекс, заменяйте природу. Поливайте, добавляйте удобрения. Кошение травы — это ведь мы убираем травяную массу, заменяем копытных. Копытные, пардон, гадят, и этим выполняют функцию подкормки. Подкармливайте! Природу мы заменяем, ухаживая, например, за парадными газонами в кремле. Купили робота-косилку, провели автополив, ухаживаем за красотой, как мы её понимаем. Но оставь эти газоны без ухода — они очень быстро зарастут. Как говорил один известный биолог, любой свободный участок в средней полосе стремится стать лесом. Кроме того, экологическую функцию эти искусственно поддерживаемые кусочки не в состоянии выполнять. И у нас никогда не хватит ни сил, ни денег вот так искусственно ухаживать за всем городом. Поэтому в моём понимании главная задача в связи с зелёным фондом города — чтобы большая его часть жила самостоятельно. Задача — формировать зелёные комплексы, которые не нуждаются в наших постоянных активностях и почти не требуют ухода. Это выгодно ещё и с точки зрения бюджета. В Нижнем всё время говорят про дефицит бюджета, но мы всё время косим, гребём листья. Если мы перестанем тратить бюджет на выполнение природных функций, его можно потратить на что-то другое: отремонтировать школы, дороги и т.д. А природный комплекс может сам решать свои проблемы. В лесу ведь мы листья не сгребаем. И ничего — лес живёт. Поэтому в моём понимании — надо создавать такие участки зелёного каркаса, чтобы в основных местах он почти не требовал ухода. Конечно, листья надо убирать с дорожек, чтобы на мокрых листьях не поскользнулись прохожие, и с проезжей части, чтобы не возрастал тормозной путь автомобилей. Но это записано и в правилах благоустройства: листья надо убирать с твёрдого покрытия. А про сгребание листьев с газонов нигде не написано. Но их всё равно сдирают.

Что это у вас тут крапива?

— Что такое нормальный баланс насекомых при правильном зелёном каркасе?

— Нынешней весной город всполошился по поводу мошек, которые облепили оконные стёкла и напугали жителей. Оказалось, это маленькие берёзовые клопы, которые зимовали под листовой подстилкой на газонах. Им было рано вылетать, поскольку ещё не распустились листья на кустарниках и деревьях, которыми они питаются. Провели субботники и содрали эту листовую подстилку. Клопы проснулись: куда прятаться от птиц? И они видят тёмные пятна окон и «прячутся» там. Вот и поналетели на окна. Насекомые в городе привязаны к растениям, они не могут существовать сами по себе. Однажды идём мы с депутатской группой по парку. Любуемся бабочками-крапивницами. Идём дальше. Один из группы сердито: «А что это у вас в парке крапива растёт?» Но чтобы в парке летали крапивницы, должна расти крапива. Если хотим, чтобы летали махаоны, должны расти зонтичные — сныти, например. Если хотим, чтобы у нас были не только мухи, но бабочки, жуки, ящерицы, чтобы дети знали, как выглядят эти насекомые и животные, — нужно выстраивать кормовую цепочку. Без насекомых не будет ящериц, без комаров не будет лягушек, без кормовых растений не будет насекомых. И тогда в парках перестанут петь птицы. Потому что их корм — насекомые. Всё сцеплено. А мы взялись решать за природу, как должно быть. Пятьдесят лет назад в парке Кулибина жила неясыть в дуплах деревьев. Все дуплистые деревья вырубили по всему центру города — вдруг упадут! Но ничего взамен для жилья птицам не предложили. Неясыти не стало — стало больше мышей и крыс. Жили бы хищные совы в центре города, они бы сдерживали численность мышей и крыс. Так что надо сделать? Позаботиться об искусственном жилье для них. Или поддерживать естественный процесс.

Скворцы, велкам!

— Искусственное жильё тоже надо обеспечивать с умом. Мы анализировали скворечники в парке «Швейцария». Три четверти этих скворечников надо снимать и выкидывать, птицы в них жить не будут. Они сделаны, чтобы показать, какие молодцы те, кто их принёс. С финтифлюшками, красивостями всякими. Для птиц они не приспособлены. Доски скворечника ошкурены-обструганы. А птенчику нужно выползать, цепляясь когтями о неошкуренную поверхность. Гладкая фанера стенок — ни одна птица там не поселится. Древесно-волокнистая плита — её «поведёт» в первый же дождь, образуются щели, птицы жить не будут. Ещё любят такое: леток окружат никому не нужной рамочкой, перед ним приделают палочку.

— На этой палочке будет сидеть и петь хозяйка скворечника?

— На этой палочке кто-то будет сидеть, клювом вытаскивать птенцов и по очереди съедать. Это присада для вороны, особенно если леток большой. Вороны заменяют крупных хищников в городе, поскольку других хищных птиц мы вытеснили. Известны случаи даже, когда вороны охотились на голубей, буквально в полёте их сшибали. То есть скворечники нужно делать в интересах скворцов, а не в интересах себя.

Специалисты рассосались

— Проблема ещё и в том, что много лет назад ликвидировали управление зелёного строительства города. За прошедшее время рассосался профессиональный коллектив людей, которые умеют работать с зелёным фондом. Когда началась программа «Формирование комфортной городской среды», это стало очевидно, и это беда. Кто пошёл заниматься комфортной средой в Нижнем Новгороде? Дорожно-строительные компании. Они увидели в техзаданиях позицию «выложить брусчатку» и ринулись получать эти госконтракты. Дорожки они худо-бедно делать умеют, хотя и допускают всякие косяки. А с зелёными насаждениями работать — нет. В одном из нижегородских скверов загубили уже две итерации дубов. Может, саженцы там и хорошие, но за ними нужен уход. А ребятишки, которые занимаются этим сквером, не умеют тщательно ухаживать за капризным крупномером дуба. Специалистов катастрофически не хватает. Ещё одна беда — всё время рвём в зелёном каркасе соединительные линии. Напомню, зелёные коридоры между крупными зелёными территориями должны быть, по ним идёт обмен генетическим материалом. Как только мы поперёк зелёного коридора что-то строим, мы его прерываем. В Нижнем Новгороде был зелёный коридор от площади Минина до площади Горького — крупные старые липы, птицы и насекомые могли по ним перемещаться. Мы всё это убрали под брусчатку. Коридор прерван. Сейчас там пытаются что-то сажать в поддоны, прижились кое-какие ивы, но коридор не восстановился.

Деревья? Застроим! Озеро? Засыпем!

— Большой проблемой являются малые реки, когда мы пытаемся закрыть реку в трубу и построить дорогу или площадку. Или засыпать озеро и построить микрорайон. Зелёные кусочки в городе всё время пытаются освоить. Это главная проблема. Если на территории растут деревья — это свободная территория с точки зрения людей, принимающих решения. Но это территория занятая! Она занята деревьями, которые выполняют гигантские полезные функции. Однако инвестор вечно хочет получить эту площадку, потому что снести деревья бульдозером — сильно дешевле, чем расселять ветхий фонд и получать стройплощадку таким образом. Задача понимать, что зелёный фонд — такая же необходимая часть городской инфраструктуры, как дороги, школы, поликлиники, опорные пункты полиции и всё остальное. Без зелёного каркаса — большого или малого — город обречён. Мы хорошо это видим по Нижнему Новгороду. У нас не хватает зелени, и растёт число бронхо-лёгочных заболеваний. Удивительно, но мало кто видит эту зависимость. Все больше людей понимают, что хотят жить в зелёном городе. Чем громче будут звучать их голоса, тем легче будет добиваться решений в пользу зелёного каркаса, а значит, нашего здоровья и комфорта.

Записала Светлана КУКИНА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.