Posted in Культура
14.06.2023

ЗА ЧТО УВАЖАЮТ КУСОЧКИ ЦВЕТНОГО СТЕКЛА

Если мы не видим красоту — это проблема нашего зрения

Человек украшает свою жизнь и свое жилище разными способами. Один из способов называется монументально-прикладным искусством. Это мозаики, рельефы, витражи, живопись, художественный металл, которые мы видим на улицах своих городов и сёл. Живем рядом с ними. И, если задуматься, привыкаем к ним и воспринимаем их как часть жизни. Сохранившемуся в нашей области советскому монументально-декоративному искусству посвящен большой одноименный проект «Советское монументально-декоративное искусство». Его при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив осуществляют два человека — дизайнер Александр Казарин и искусствовед Светлана Никольская. Благодаря их действиям появилась онлайн-карта, на которой указаны 179 произведений искусства, разбросанных в разных местах нашего региона. И в городах, и совсем в маленьких поселках. И хорошо известные, и забытые даже местными жителями.

Автор неизвестен

Пользуясь картой, можно прочитать краткий сопроводительный текст — чем интересен объект, в какой технике выполнен. Те же сведения загружены в виде подкаста. Хотите — читайте, если удобно — слушайте. Еще на сайте проекта есть рассказы о самих техниках монументально-декоративного искусства. А можно и выбрать онлайн-экскурсию, например, познакомиться с мозаиками Горьковского автозавода или погрузиться в забытую атмосферу пионерлагеря в Городецком округе. Составить карту было непросто. Процесс трудоемкий — доехать до каждого места, убедиться, что объект действительно существует, оценить его состояние, дать рекомендации по реставрации. Следующий важный момент — установить авторство и годы создания. Но многие авторы пока не установлены. Это проблема. — С авторством прям беда, — сетует Александр Казарин. — Все, что касалось строительства, — документировалось и подлежало хранению. Информация же о работах художников хранилась в Художественном фонде, архив которого был утрачен в девяностые годы. Имена авторов восстанавливаем по обрывкам документов, по каталогам, которые составляли сами художники, по рассказам очевидцев. Например, неизвестен автор декоративных рельефов, размещенных на фасадах детского сада в селе Строчково. Их семь, большие и маленькие. Маленькие рельефы похожи на старинные резные наличники, на них узнаваемы сказочные герои, Царевна-лягушка, Золотая Рыбка, Жар-птица, Золотой Петушок. Большое панно называется «У Лукоморья» и изображает других героев русских сказок, выполненных в стилизованной манере. В этом же Строчкове есть замечательная мозаика на Доме культуры, выполненная московскими мастерами. По наличию мозаики в сельской местности можно сразу определить, что здесь был колхоз-миллионер, уверяют авторы проекта. Многие адреса присылают люди. На карту еще не попали 50-70 объектов, информация о которых пока находится в работе. Во время написания материала прислали мозаики из села Пошатово Арзамасского округа. Важный момент: на карту попадают только объекты по-настоящему ценные, а не все подряд. Есть и уникальные. На две работы, в Нижнем и в Чкаловске, уже получены гранты на реставрацию.

Событие для программы «Время»

Очень красиво смотрятся витражи — «картины из цветных кусочков стекла». Особенно хороши на просвет, когда через них светит яркое солнце. Два замечательных витража находятся в Павлове. Один из лучших — на центральном почтамте. Это настоящий шедевр. Он занимает всю плоскость главного фасада — высота почти 8 метров — и рассказывает об истории систем связи и почтового транспорта. Кусочки стекла соединены металлическим профилем, это классическая технология. В солнечный день холл почты наполняется разноцветными красками. Волшебное впечатление! Жаль только, что витраж трудно увидеть целиком, — мешает множество посторонних предметов. Витраж появился в 1977 году, автор неизвестен. Второй масштабный витраж появился в том же 1977 году на фасаде бывшего Дворца пионеров. Это многофигурная композиция, которую можно долго рассматривать. Сюжеты отчетливо разделены на четыре группы: актёры на сцене, дети-знаменосцы, юные авиамоделисты, спортсмены, мальчик с собакой. В центре витража, прямо над входом, большая книга со знакомыми каждому советскому человеку словами «Учиться, учиться и учиться». Автор неизвестен. — С детства помню этот витраж, — вспоминает одна из павловчанок. — Проходя мимо, всегда любовалась и думала, какие золотые руки у мастеров. Когда сделали витраж «Учиться, учиться и учиться», это было целое событие, об этом рассказали по Первому каналу в программе «Время». Как мы этому радовались! Когда сажали ели перед этим зданием, фотографировались на фоне витража. Смотрю фотографии — и вспоминаю прошлое. Долгое время на большой стене рядом с витражом находился рельеф «Мальчиш-Кибальчиш», который создал Виктор Бебенин. Но он не сохранился.

«Позабыт, позаброшен»

Но как может случиться, что даже местные жители забыли о существовании уникальных мозаик и рельефов? Между тем их очень много. Объекты, которые не знали или забыли, находятся, например, в заброшенных пионерлагерях Городецкого округа. Или в Ильиногорске, где был огромный свинокомбинат. Комбинат канул в Лету, а мозаики сохранились. Например, панно «Передовики» на здании поселковой администрации. Это классический пример советского монументального искусства. Символическое солнце, идеологический символ СССР, серп и молот, символические труженики: сварщик, химик-технолог и работница с поросёнком на руках. К сожалению, мозаики, которые находятся в заброшенных местах, быстро разрушаются. Хозяина-то нет. Так не повезло мозаике «В индустриальное будущее» на стене проходной 2-го комбината ОАО «Ильиногорское». Художник — Владимир Смирнов, появилась в 1973 году. Кстати, чистой идеологии в сюжетах — считанные проценты. В них больше общечеловеческих ценностей — дружба, образование, любовь, творчество.

Приехать и полюбоваться

В СССР достаточно жестко ограничивали смысловое содержание художественных произведений, но даже в таких жестких условиях мастера создавали выдающиеся по художественной ценности творения. Так, в Балахне есть уникальное панно, выполненное в необычной технике «сграффито». На стену наносится несколько разноцветных слоев штукатурки, затем они последовательно соскабливаются в местах нанесения изображений. Получается эффектный многоцветный рельефный рисунок. Автор балахнинского сграффито Владимир Арискин назвал свою работу «Из прошлого в настоящее». Авторству Арискина принадлежит и работа «Голубь» в технике горячей эмали. «Голубь» прописан на входе в детскую областную больницу. Еще одна подобная точка туристического притяжения, как сейчас модно говорить, — володарский рельеф с мозаикой «Народное искусство». Это впечатляющее изображение, декорированное керамической плиткой, также уникально. В центре — улыбающееся солнце, по краям цветочные лепестки, люди пляшут и радуются. Фигуры всех персонажей и выступающие части покрыты мозаичной плиткой в цветах традиционных народных промыслов России. Автор — Владимир Антипов, 1978 год. Вот только беда: мозаика разрушается, срочно нужна реставрация. Запоминающийся пример монументального искусства — рельеф. Например, «Танцоры» на здании Дома культуры «Энергетик» в Заволжье. Такие рельефы были широко распространены еще в Древней Греции: большие по размерам, размещенные на стенах зданий, они красиво оттеняют архитектуру и подчеркивают важные акценты в замыслах архитектора. Особенно выразительно смотрятся при хорошем освещении. Есть смысл специально поехать и посмотреть все эти уникальные объекты. — Мой учитель, художник Павел Константинович Рыбаков как-то сказал: «Если отбросить идеологию, то в советское время по качеству художественных произведений было сделано так много, что некоторые называют это своего рода Возрождением, сравнивая с итальянским Возрождением, — вспоминает Александр Казарин. — По художественным качествам монументальные работы просто изумительны. Задача — заставить нас всех посмотреть на это новым взглядом. Цель нашего большого проекта — сохранение наследия. Это не оттого, что мы так сильно любим прошлое, что не можем с ним расстаться, но оттого, что пока мы не знаем прошлого — дальше двигаться не можем. Мы пишем культурный код и высасываем из пальца достопримечательности для туристов. Так они вот — лежат готовые на поверхности. Есть идея организовать волонтёрский проект по восстановлению мозаик области, чтобы общими силами сохранить лучшие образцы советского монументально-декоративного искусства пока еще не поздно. Первые две мозаики будут реставрировать уже в нынешнем году.

Светлана КУКИНА.

Фото работ предоставлены организаторами проекта.