12.06.2023

ВЫЙТИ СУХИМ ПОСЛЕ ШТОРМА

Чем ответить на снижение закупочной цены

Кризиса в отрасли ждали ещё осенью 2021-го, но эпидемия коронавируса несколько отодвинула неизбежное. И стоимость сырого молока ровно год оставалась на прежнем уровне. Потом она не просто снизилась, обвалилась. Производители сырья забили тревогу: себестоимость продукции растёт, цены на неё нет, рентабельность стремится к нулю, а о прибыли остаётся только мечтать. Что делать? Закрываться? Пускать коров под нож? Или есть надежда на лучшее и цена на молоко вот-вот пойдёт вверх? Пожалуй, сейчас в стране нет ни одного сельхозпредприятия животноводческого направления, где не задавались бы такими вопросами.

Дело в спросе

Среди причин, повинных в ситуации, сложившейся на рынке, специалисты называют перепроизводство и снижение экспорта. Людмила Маницкая, председатель Совета директоров «Молочного союза России», в ходе Приволжского Дня сенажа выделила ещё одну — падение потребительского спроса. Сделанный вывод подтвердила статистикой. В 2020 году, по подсчётам Росстата, получили 32,2 миллиона тонн молока, год спустя — 32,3 миллиона, в 2022-м — 32,6 миллиона. — Данные в пределах статистической погрешности, они говорят о том, что на протяжении трёх лет валовое производство продукции остаётся на одном и том же уровне, — подчеркнула Людмила Николаевна. А вот численность дойного стада не так стабильна. В 1990-х коров, которые давали молоко, было около 21 миллиона. В 2020-м их осталось 7,9 миллиона, в 2021-м — 7,8 миллиона, в 2022-м — 7,7 миллиона. Ежегодно общероссийское дойное стадо худеет на 100 тысяч бурёнок. — Спасаемся за счёт роста продуктивности, — Людмила Маницкая продолжает анализировать цифры. — В 2020-м в среднем от каждой коровы получили по 6,7 тысячи килограммов молока, в 2021-м надой составил 7 тысяч килограммов, а через год бурёнку раздоили до 8,2 тысячи килограммов. Но бесконечно увеличивать продуктивность невозможно. У коровы есть свой предел. Да и нужно ли испытывать животное на прочность, если молоко остаётся невостребованным? В 2022 году зафиксировано снижение продаж по основным видам продукции: меньше стали покупать питьевого пастеризованного молока, творога, кефира, йогуртов, сметаны. Осенью падение по отдельным направлениям составило 30-40 процентов. По итогам прошлого года в среднем каждый житель страны в том или ином виде употребил 165 килограммов молока против 240 килограммов, зафиксированных в 2021-м. А норма составляет 325 килограммов. — По нашим оценкам, ситуация в ближайшее время не улучшится, — отметила Людмила Николаевна. — Прогнозируется дальнейшее снижение потребительского спроса. Всё дело в уровне доходов россиян. Они, реальные, снизились на 3,4 процента, и действительные зарплаты сокращаются. При этом инфляция зафиксирована на уровне 12 процентов, а рост потребительских цен достиг рекордного показателя в 21,5 процента к 2021 году. — Согласно опросам, 80 процентов россиян не ожидают улучшения материального положения, а 45 процентов считают, что оно ещё ухудшится, — анализирует ситуацию Людмила Николаевна. — Естественно, люди выбирают продукты с низкой ценой, пусть и не из натурального молока, из сухого. У нас в стране 30 процентов населения — пенсионеры. Ещё 10,5 процента россиян — за чертой бедности. Таковы данные Росстата за прошлый год. Снижение потребительского спроса больно ударило по производителям молока, переработчикам, но практически не задело торговые сети, где литр молока не стесняются продавать и по 150 рублей. Наценки на скоропортящуюся продукцию устанавливают на уровне 40-70 процентов, на товары с большим сроком годности, например, на сыры, прибавка доходит до 150 процентов. — Об уровне жизни в стране можно судить по тому, сколько человек тратит из своих доходов на продукты питания, — обращает внимание Людмила Маницкая. — Оптимальный показатель 30 процентов и ниже. В России лишь десятая часть населения убирается в эти границы. Больше трети расходуют 40 процентов семейного бюджета на еду, половине не хватает и 45 процентов.

Ориентир на экспорт

Завершая своё выступление, Людмила Маницкая посоветовала производителям молока надеяться только на себя и не особо рассчитывать на помощь со стороны. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Вот только как выйти сухим из девятибалльного шторма? Есть лёгкий путь: распродать бурёнок, свернуть производство, навесить на хозяйство замок и заняться чем-нибудь другим. Но рынок изменчив, и потребительский спрос с той же скоростью, с которой падает сейчас, может через пару лет пойти в рост. Молока уже будет не хватать, кстати, страна так и не достигла показателя, прописанного в Доктрине продовольственной безопасности. А быстренько перезапустить свернувшие свою деятельность хозяйства не получится. Эксперты выход из положения видят в росте экспортных поставок. Россия занимает восьмое место в мире по производству молока. В лидерах Индия, но эта страна практически не поставляет продукцию на зарубежной рынок, всё раскупается на внутреннем. А вот Новая Зеландия экспортирует молоко в больших количествах, следом идут Германия, Нидерланды, Франция, США. У России при имеющихся исходных данных — огромные просторы и пастбища, заоблачные перспективы как в увеличении производства, так и в росте поставок продукции на мировые рынки. Однако пока страна не слишком активно предлагает молоко зарубежному потребителю. В прошлом году за пределами страны его было продано 111 тысяч тонн. Падение по отношению к 2021 году составило 5 процентов. Но по отдельным видам продукции оно превысило двузначные цифры. Больше всего просели по мороженому — минус 52 процента. — В основном молоко поставляем в страны ближнего зарубежья, — говорит Людмила Маницкая. — Главным потребителем является Казахстан, туда уходит 44 процента продукции. В Китай продаём совсем немного.

С полутвёрдых на твёрдые

Перед отечественными производителями молока открываются широчайшие горизонты в освоении мировых рынков. Главное, знать, что предложить иностранцам. — В России 50 процентов сырья перерабатывают в цельномолочные продукты, — такие данные приводит управляющий партнёр маркетингового стратегического бюро Юрий Власенко. — Это товар с сильно ограниченным сроком годности. И только 13 процентов идёт на изготовление сыра. В странах Евросоюза всё наоборот. Там упор делают на сыр и активно его экспортируют. Данное направление весьма перспективно, рынок растёт и, по прогнозам, продолжит подниматься вверх минимум до 2026 года. Но не всякий сыр в почёте. Самым популярным в мире видом является чеддер, на втором месте — моцарелла для пиццы, бронзовая медаль у пармезана. В призовой тройке — два твёрдых сорта. В нашей стране их производство слабо развито. Основной упор сделан на полутвёрдые виды. — Когда наш сыр привозим за границу, его покупают неохотно, потому что не знают, к такому продукту не привыкли, — рассказывает Юрий Анатольевич. — Но если наши сыровары переориентируются и научатся делать чеддер, сможем поставлять его в Китай, где это один из самых популярных сыров. Ещё одно перспективное направление, оно в нашей стране тоже пока остаётся без внимания, молочная сыворотка. Ежегодный оборот на мировом рынке составляет 4 миллиарда долларов. Продукт с повышенным спросом, его используют в перерабатывающей промышленности, в производстве детского, спортивного питания, в фармакологии, медицине. — Каждый день мы совершаем преступление, выливая сыворотку, — говорит Юрий Власенко. — А могли бы её продать. Юрий Анатольевич задал вектор для переработчиков. Если будем его придерживаться, удастся сохранить производство молока на уровне, а может, даже увеличить объёмы, и закупочная цена постепенно выйдет на приемлемый уровень. Но, чтобы у задачи быстро нашёлся ответ, нужно объединиться. Кооперация — это то, что, по мнению маркетолога, спасёт производителей и переработчиков молока. А поодиночке — пропадут.

Дождь для люцерны

Средняя цена на молоко в стране составляет 31 рубль. Такую цифру назвала Людмила Маницкая. Но в США, к примеру, литр продают по 35 центов, в пересчёте на рубли получается 24. Однако нужно смотреть на два показателя: цену реализации и себестоимость. В этом соотношении американские фермеры впереди российских. Отечественные крестьяне уже голову сломали, пытаясь найти ответ архисложной задачи: как ещё снизить затраты на производство. Надежда Байман, руководитель российского филиала европейской лаборатории, где проводят различные исследования, в том числе сенажа, силоса, предложила такое решение: а что, если пересмотреть подходы к заготовке кормов. Как правило, сенокос в хозяйствах начитают, ориентируясь на рост трав, а не на количество питательных веществ в них. В результате получают много сена и сенажа сомнительного качества. — Анализировать состояние растений необходимо за три недели до предполагаемой даты укоса, — говорит Надежда Владимировна. — Тогда специалист будет иметь чёткое представление о том, что происходит с травами, и сумеет их заготовить в оптимальную фазу развития. Надежда Байман и возглавляемая ею лаборатория сотрудничают с рядом хозяйств страны. Например, с СПК «Малахово» Тульской области. В сельхозпредприятии приличное поголовье коров, но мало земли. И с имеющихся полей стараются взять максимум. — Раньше травы косили один раз, в лучшем случае два, — рассказывает руководитель хозяйства Александр Медведев. — Сейчас четыре. Начинаем в конце мая-первых числах июня, завершаем на исходе августа. После каждого укоса поля подкармливаем и боронуем. Сенаж закладываем в полимерные рукава. Выращиваем кукурузу на силос, она у нас под поливом. А в ООО «Агро-Нептун» Ульяновской области оросительные системы стоят даже на полях с люцерной. Владимир Поляков, главный зоотехник хозяйства, такое решение объясняет просто: — Не можем рисковать. Поголовье животных большое, оставить коров без кормов из-за засухи — не вариант. Поэтому и поливаем многолетние травы. Удовольствие, конечно, не дешёвое, зато позволяет экономить на покупке дорогих шротов и жмыхов. А СПК «Малахово», пересмотрев подходы к заготовке кормов, теперь по большей части обходится своими. На высвободившиеся средства, прежде съестное для коров приобретали на стороне, обновили технику, помещения для животных. И даже в нынешнее непростое время строят планы на будущее. А ведь качественные корма — лишь одно из направлений, позволяющих снизить себестоимость продукции.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Андрея ДМИТРИЕВА и Александра КУРИКОВА.