ВЫРАСТАЮТ ЛЕНТЯЯМИ

Ошибки, которые можно исключить

В школе проработала несколько десятилетий. Начинала пионервожатой, из родного Елисеева Семёновского округа направили заниматься с ребятишками в Ковернино. Там открылись курсы подготовки учителей. Окончила их и сразу сдала вступительные экзамены в Горьковский педагогический институт. Училась заочно, через шесть лет получила диплом.

По образованию — историк. Больше 30 лет преподавала предмет в школе. К каждому уроку тщательно готовилась, хотелось, чтобы детям было интересно, чтобы они с удовольствием ходили на занятия. В то время работу учителей контролировали. В класс мог прийти завуч и вместе с ребятами слушать урок. Ещё и поэтому педагоги не давали себе слабины. Мы старались в каждого ребёнка вложить хотя бы минимум знаний. Не стеснялись оставлять на второй год. Не успеваешь, не учишь, не стараешься — осваивай программу заново. Опять не справился — сиди в том же классе третий год. Ещё и родителям на работу сообщали. Им становилось стыдно перед коллегами, мамы и папы тут же с удвоенной силой принимались за воспитание чад. Большое внимание уделяли общественной работе. Вместе с ребятами брали шефство над пожилыми, помогали малышам, проводили субботники, организовывали различные мероприятия. Мы, педагоги, старались сделать так, чтобы в школу дети ходили с удовольствием, потому что там интересно. От системы общего образования, существовавшей в советское время, сейчас мало что осталось. Самой не довелось поработать в современной школе. По моим стопам пошла дочь, а недавно у семейной династии появилось третье звено — внучка. Им по душе дело, которым занимаются, нравится работать с детьми, но… С каждым годом становится всё сложнее и сложнее. А всё потому, что педагогов нагружают сверх всякой меры второстепенными делами, которые не позволяют нормально выполнять прямые обязанности. В наше время вся бумажная работа заключалась в проверке тетрадей и подготовке планов урока. Сейчас нужно написать десятки отчётов, справок, объяснительных. На их составление уходит уйма времени, которое можно было бы потратить с пользой: изучить передовой опыт, привнести что-то интересное в план занятий, продумать мероприятие для класса. Кроме того, учителя обязаны заполнять электронные дневники. Это дубликаты школьного журнала. В цифровой табель педагоги выставляют оценки, записывают темы уроков и контрольных работ… За полчаса тут никак не управиться. Вот и пропадают учителя на работе до ночи. Изменился не только подход к обязанностям педагогов, но и отношение к детям. Школа воспитывает тунеядцев. Это раньше приучали к труду, ребята работали на участке, в подсобных хозяйствах, помогали убирать картошку. Сейчас почемуто такого рода деятельность не приветствуется. Хотя труд ещё никому не навредил, напротив, пользу принёс. Детям не дают работать не только физически, но и умственно. На второй год никого не оставляют. Не важно — освоил ребёнок программу или нет, его всё равно переводят в другой класс. Так зачем учиться, если тройку в четверти, а потом и за год всё равно поставят? Вот и играют дети на уроках в телефон вместо того, чтобы осваивать правила правописания, законы физики, исторические события. Не все, конечно. Те ребята, которые понимают, что без знаний никуда, на уроках работают. Но много ли таких сознательных среди 10-12-летних? Тут бы объединиться учителям и родителям, встряхнуть юного лентяя. Однако, к сожалению, мамы и папы зачастую не разделяют опасения педагогов и за чадо своё стоят горой, считают, что его зазря обижают. Так и вырастают неучи, не способные принести пользу обществу. К сожалению, в том есть и вина учителей, причём значительная. Но если раньше у нас были все возможности для того, чтобы помочь ребёнку стать кем-то, то сейчас у педагогов связаны руки. До 9-го класса горе-ученика как-то доведут, выдадут аттестат об общем образовании, а дальше — как хочешь. Школа никакой ответственности не несёт. Идёт Год педагога и наставника. Президент Владимир Владимирович Путин объявил его, чтобы привлечь внимание к профессии, поднять её престиж. И очень хотелось бы, чтобы этот год стал не просто чередой мероприятий, а точкой отсчёта, с которой начнётся реальная помощь учителям. Например, моя внучка работает в школе, у неё многое получается, профессия ей нравится. Параллельно учится в педагогическом университете. Образование получает за деньги. Почему бы в такой ситуации государству не взять хотя бы часть финансового бремени на себя? Оно же заинтересовано в подготовке квалифицированных кадров.

Нина ИГОШИНА, бывший педагог, ветеран труда.

Фото Юлии МИНДАЛЁВОЙ.

Семёновский округ, д. Елисеево.