ОТ СУДЬБЫ НЕ УЙДЁШЬ

На родине узнают имя знаменитого скульптора

Уникальность открывшейся в нижегородском музее-квартире А.М. Горького выставки объясняется несколькими факторами. Во-первых, экспонаты, представленные на ней, никогда не собирались вместе. Во-вторых, их автор с мировым именем, скульптор, керамик, модный декоратор, ученик великого Родена — выходец из нашей губернии, о ком подавляющее большинство земляков никогда и не слышали. В-третьих, не так часто к нам приезжают произведения искусства направления ар-деко.

Переадресованная просьба

Речь идёт о выставке «Скульптурная пластика Серафима Судьбинина» (6+) в нижегородском музее-квартире А.М. Горького. На открытие экспозиции приехали специалисты из Эрмитажа, Музея Императорского фарфорового завода и Московского театрального музея имени А.А. Бахрушина, столичные коллекционеры. Для нашей газеты и её читателей это событие важно ещё и потому, что издание имеет непосредственное отношение к событиям, предшествующим выставке и касающимся её организации. Началось все в 2020 году. В редакцию, зная, что её сотрудники занимаются большой краеведческой и поисковой работой, обратилась Татьяна Грачева, руководитель Нижегородского отделения Союза возрождения родословных традиций: «Переадресую вам просьбу из Франции найти потомков известного скульптора Серафима Судьбинина из богородского купеческого рода Головастиковых». Просьба исходила от Натальи Келеннек, экскурсовода из Парижа, обнаружившей на кладбище Тье, где похоронены многие русские эмигранты, могилу художника не только в плачевном состоянии, но и подготовленной к сносу, поскольку закончилась концессия на захоронение. По тамошним правилам возобновить срок действия документа могут только родственники, и надо отдать должное чужому человеку Наталье, которая не только ухаживала (и до сих пор ухаживает) за могилой, но и сделала попытку найти потомков эмигранта. В двух словах скажу, что начать поисковую работу, попробовать предпринять меры к сохранению захоронения именитого земляка, руководство редакции поручило обозревателю Андрею Дмитриеву. И полетели письма в разные концы. К работе мы попросили подключиться богородских и нижегородских краеведов. О ходе поиска и мерах по сохранению могилы газета рассказывала читателям в своих публикациях, сообщениях на сайте и в соцсетях, которые имели большой отклик у читателей. Благодаря вмешательству МИДа и Россотрудничества могила сохранена, но только на время. Поиск родственников продолжается.

Решение знатоков

Надо сказать, что в открытых источниках материалов о судьбе и творчестве скульптора из рода Головастиковых немного. Кропотливый сбор данных, переписка с различными инстанциями подарила нам знакомство с удивительными людьми. Одна из них — Екатерина Хмельницкая, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков Государственного Эрмитажа, замечательный специалист и человек. Она быстро откликнулась на письмо и прислала нам свою монографию, посвященную скульптору. Позже на нас вышли руководители фонда русского зарубежья, и мы вместе готовили к проведению в Нижнем Новгороде конференции, одним из героев которой стал Серафим Судьбинин. Екатерина Сергеевна не отказала нам в участии и выступила с прекрасной лекцией о творчестве нашего земляка и керамике ар-деко. Тогда-то специалист Эрмитажа и предложила руководителю музея-квартиры А.М. Горького Алле Лебедевой организовать в Нижнем выставку работ именитого скульптора. Надо добавить, что Алла Марковна — большой знаток жизни и творчества Максима Горького и людей, его окружавших, тоже изучавшая жизнь и наследие Серафима Судьбинина и выступившая на конференции. Предложение, конечно, было принято.

Воздух времен

Минул год. Благодаря работе специалистов, любой из нас может сегодня увидеть в витринах музея произведения мастера. Вот точеная фигурка балерины Тамары Карсавиной, а это — прекрасная Анна Павлова, рядом Константин Станиславский в роли доктора Штокмана (эта скульптурка — подарок Максиму Горькому и хранится в рабочем кабинете писателя в музее-квартире), а дальше — Собинов и ещё, и ещё. Много редких фотографий. Часть работ привезены к нам в город из частных коллекций, и это тоже заслуга Екатерины Хмельницкой. А что такое вещь от коллекционера? Это значит, что увидеть её второй раз вряд ли представится возможным. И, конечно, человеку, ценящему историю родного края, стремящемуся познать её редкие страницы, вдохнуть воздух времён, прикоснуться к прекрасному, нужно посетить выставку. На открытие выставки организаторы пригласили мастера из Богородска Александра Чернышова, на гончарном круге он учил общаться с глиной детей и взрослых. Может быть, кому-то из ребятишек западёт в душу этот промысел, и они продолжат традиции земляков-керамистов.

Елена БЕЛЯЕВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.