ВЫЙТИ ЗА РАМКИ

Школьная программа становится первым шагом к будущей профессии

Маша Жирова побывала в гостях у деда. Навестила его не дома — на работе, и не одна, а с компанией. Дед у Маши — Александр Викентьевич Жиров, председатель одного из передовых хозяйств Спасского округа — СПК имени Будённого. По большому счёту внучка приходила и не к нему вовсе, а на экскурсию по сельхозпредприятию. В прошлом году в Спасской школе, где учится Маша, открыли агрокласс.

Масштабный охват

Впрочем, так называть реализуемый проект не совсем правильно. В учебную программу внедряется отдельное сельскохозяйственное направление. Оно затрагивает не один класс, а практически все, в том числе начальные, и даже немножко детский сад. В прошлом году агропрофиль стали внедрять во многих школах области. Это совместное детище двух региональных министерств: образования, сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. Курирует реализацию проекта Нижегородский агротехнологический университет, его же сотрудники разработали учебную программу, по которой и занимаются ребята в профильных классах. — Развивать агронаправление начали не в прошлом году, раньше, — рассказывает директор Спасской школы Валентина Чавкина. — Для нашего округа, где развивается сельское хозяйство, оно довольно востребовано. Изучали опыт Сибири, где уже успешно работают агроклассы, принимали участие в совещании, которое состоялось в Екатеринбурге. В ряде школ области проект реализуется точечно, затрагивая лишь ребят определённого возраста. Где-то его рассматривают как факультатив. В Спасском к осуществлению задуманного подошли системно. О ширине охвата участников уже упоминали. А ещё благодаря проекту скорректирована учебная программа, например, у пятиклассников добавился лишний час биологии. В старшей школе обучение ведут по нескольким профилям, в том числе по естественно-научному. Будущие выпускники, выбравшие такое направление, помимо всего прочего вникают в аграрную экономику. — Дети в начальных классах в полном составе занимаются в агрошколе, — говорит Светлана Жукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. — Это внеурочная деятельность, но ребятам она очень нравится. Заключили договор о сотрудничестве с Нижегородским агротехнологическим университетом. Участвуем во всех мероприятиях вуза, ездим на дни открытых дверей. Подобное соглашение подписали и с инженерно-экономическим университетом, расположенным в Княгинине. Там наши ученики получают «Первую профессию», так называется проект, реализуемый вузом. Ребята осваивают специальности тракториста-машиниста и плодоовощевода.

Нужна умная теплица

Школа активно взаимодействует с агропромышленным техникумом, он работает в Спасском. Ребята там частые гости, ходят на экскурсии. Видели мастерские, наблюдали, как студенты ремонтируют технику. Они же потом прокатили школьников на тракторе. — Это наши вчерашние ученики, — вводит в курс дела Татьяна Зайцева, преподаватель географии. — Мы вообще с ребятами часто на экскурсии ходим, им интересно выходить за стены школы. — Были в ООО «Вперёд», — рассказывает Маша Жирова. — Проследили путь зерна с поля до ангара. Поднимались на самый верх, на сушилку, смотрели, как дорабатывают урожай. А потом нам даже разрешили забраться на горы зерна, сложенного в хранилища. — Ещё ездили к Савельевым, в фермерское хозяйство, — добавляет Саша Кулыгина. — Там организован перерабатывающий цех. Нас угостили йогуртом, молоком. И пригласили на мастер-класс по сыроварению. Про экскурсию в СПК имени Будённого рассказала одноклассница Маши и Саши Настя Егорова. Хозяйство — одно из старейших в округе, ему больше 90 лет. Треть жизненного пути вместе с сельхозпредприятием прошёл Александр Жиров. Ему есть что поведать школьникам о крестьянской доле. — Занятия в агроклассе сочетают теорию, экскурсии в действующие хозяйства и практику, — Светлана Жукова обращает внимание на то, как построено профильное обучение. — Ребята изучают почву, растения, берут пробы воздуха, проводят различные опыты. Разбили огород на подоконнике, там есть грядка-контейнер с луком и микрозеленью. Летом дети работают на пришкольном участке, где выращивают овощи, ухаживают за цветником. Каждый год ребят приглашают отдохнуть в лагере, организованном при образовательном учреждении. В 2022-м в нём впервые появилась профильная аграрная смена. Опыт признан успешным. В этом году его намерены повторить. — Нам нужна соответствующая база, — говорит Валентина Чавкина. — Рассказать о том, что такое труд на земле, можно, но это никому не интересно. Важно научить ему ребят, дать им возможность познать, что это такое на деле. То, что есть пришкольный огород, хорошо. Но хотелось бы ещё дополнить его умной теплицей, своей метеостанцией, где дети смогут наблюдать за погодой, беседкой, и тогда будем проводить уроки на свежем воздухе. На всё это нужны средства. У школы их нет, ищем неравнодушных людей, которые помогут осуществить идеи.

Что в чемоданчике?

Татьяна Зайцева преподаёт географию России в 8-9 классах. По её словам, в программу включён региональный компонент. А она ещё добавила окружной. Рассказывает ребятам, какие земли в родном краю, что выращивают на здешних полях, на уроках разбирают и экономическую составляющую сельскохозяйственной деятельности. Лидия Русскова — учитель биологии, с появлением агроклассов забот у неё прибавилось. С детьми проводят опыты на регулярной основе, измеряют температуру, рассматривают в микроскопы клетки растений. В исследованиях помогает оборудование, которое пришло в школу, когда здесь появился центр «Точка роста». Его торжественное открытие состоялось в 2021 году. — Вот такие цифровые лаборатории получили, — Лидия Николаевна открывает чемоданчик и показывает его содержимое. — Оборудование чаще используем на факультативных занятиях. А микроскопы — на уроках. Есть цифровой, его подключаем к компьютеру и выводим исследуемый объект на монитор. «Точка роста» в Спасской школе развивает научно-естественное направление. Помимо биологии, оно включает химию, физику. 8 «Б» собирал электрическую цепь: на столе — коробка с необходимыми составляющими, их нужно соединить в единое целое. За процессом наблюдал Юрий Зайцев. Он преподаёт ребятам информатику и физику, на 100 процентов использует оборудование центра «Точка роста». — Получили компьютеры, — рассказывает Юрий Алексеевич. — Собираем роботов и прописываем для них программы. Снимаем мультфильмы, а потом показываем всем ребятам. Какое отношение к агропрофилю имеют роботы и рисованные истории? Вроде бы никакого. Но это на первый взгляд. Сельское хозяйство не стоит на месте, в передовых предприятиях строят роботизированные фермы, работают на технике, напоминающей космический корабль. Потому и нужны специалисты, знакомые с IT-технологиями. Основу знаний закладывают в школе.

Интерес есть

Агроклассы задуманы не просто так, а с целью. В сельском хозяйстве по-прежнему наблюдается дефицит кадров, несмотря на то, что проблему решают в комплексе, привлекая молодых специалистов на село, в том числе финансово. Не помогает и помощь в решении жилищного вопроса. А что, если приводить будущих агрономов, ветеринаров, зоотехников в профессию как можно раньше, прямо со школьной скамьи? Пока ещё рано говорить о том, справляются с решением поставленной задачи агроклассы или нет, они действуют всего год. Но, по наблюдениям Светланы Жуковой, интерес у спасских школьников к крестьянскому труду есть. Доказательством тому — количество ребят, занимающихся в профильных кружках и на факультативах. На такие уроки не заставляют ходить, всё по желанию. — Есть ученики, которые твёрдо решили поступать в агротехнологический университет, — рассказывает Татьяна Зайцева. — Например, Владислав Борисов. Он оканчивает 10-й класс. В конкурсе «Моя малая родина», проводимом вузом, занял первое место. Принимал участие в викторине, она составлена из вопросов от каждого факультета университета. Чем больше заданий решено, тем больше начисляют дополнительных баллов при поступлении. А что же Маша Жирова, продолжит ли она дедову линию? — Оканчиваю 9 классов и планирую поступать в Воротынский техникум, хочу получить специальность, связанную с гостиничным бизнесом, — рассказывает она. Вроде бы профессия, которую Маша хочет освоить, с сельским хозяйством никак не связана, но… В стране вообще и в области в частности активно развивается агротуризм. Как знать, может, именно в нём и найдёт себя Маша.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Спасский округ.