КАРТА СПРЯТАНА В КНИГЕ
Она зовёт за собой романтиков и искателей приключений
Во многих из нас живёт дух авантюризма. Возраст, статус, занимаемое общественное положение тут совершенно ни при чём. Тот, кто в детстве зачитывался «Островом сокровищ», готов отправиться на поиски ценностей и будучи умудрённым жизнью солидным человеком. Всё дело в приключениях. Но немногие знают, что далеко за сокровищами ездить не надо: наша область исключительно богата кладами.
В медвежьем углу
У Сергея Легченкова всегда была мечта: поселиться гденибудь в глуши и там, в тишине и покое, писать книги. Откуда взялось такое желание, загадка даже для него самого. Кадровый военный, прошёл пекло Афганистана. Оказавшись на пенсии, перебрался из Нижнего Новгорода в деревню Антониха Варнавинского округа. Так осуществилась часть его плана. — Впервые сюда приехал в 1995 году, на охоту пригласили, — вспоминает Сергей Матвеевич. — А спустя шесть лет перебрался насовсем. Приобрёл дом, обзавёлся хозяйством. Держит овец, занимается пчёлами, не ради выгоды — для себя. Негоже жить в деревне и покупать овощи, мясо в магазине. Подворье у Легченкова солидное, чтобы прокормить живность, взял в аренду 200 гектаров земли — под сенокос. Поначалу всё было ничего, но вскоре луга начали тяготить. — Первое время мне как арендатору начисляли земельный налог в 300 рублей, — рассказывает он. — Потом сумма выросла до 400 рублей, затем до 500… В итоге дошли до 7 тысяч рублей. При такой ставке заниматься подворьем смысла нет. Всерьёз подумывал отказаться от земли, от хозяйства. Но прежде решил поискать справедливости. Отправил письмо прокурору Варнавинского округа с просьбой разобраться, почему так существенно выросла ставка земельного налога. Поля вокруг брошенные, желающих их обрабатывать нет. Я же хоть и 200 гектаров, но держу в порядке, бурьяном, соснами и берёзами они не зарастают. С точки зрения пожарной безопасности опять же плюс. Ответа от прокурора Сергей Матвеевич ждал долго, но так и не получил. Подготовил новое письмо, отправил его в Кремль на имя президента Владимира Путина. Обращение рассмотрели быстро и земельный налог пересчитали. Вместо 7 тысяч рублей владелец подворья платит 600. Антониха — настоящий медвежий угол, о котором в юности грезил Сергей Легченков. Заботы по хозяйству совмещает с увлечениями. По-прежнему время от времени выбирается на охоту, в том числе тихую. Но чаще бывает в лесу по другой надобности — исследовательской. Такие вылазки предпринимает с некоторым риском. — Минувшей весной в Антонихе почти три недели не было мобильной связи, — рассказывает Сергей Матвеевич. — Появилась, но не надолго -вообще пропала на два месяца, но и теперь до конца не восстановилась. Дозвониться до абонента можно, но разобрать, что он говорит, не так-то легко. А у нас тут леса дремучие. Случается, люди уходят, теряются, их найти не могут.
Чем привлечь гостей
Уютно потрескивают в печке дрова, на стенах развешаны охотничьи трофеи, на полках стеллажей теснятся книги. У окна стоит рабочий стол Сергея Легченкова, за ним проводит по несколько часов в день. Если, конечно, не ищет ключ к тайнам прошлого. Варнавинский край богат диковинами. Про Лялину гору, усадьбу Базилевских многие наслышаны. Но истинная ценность этих мест — в духовности. «В пустынные пределы по берегу Ветлуги пришёл преподобный отец Варнава с севера, из города Великого Устюга, и поселился на берегу реки на Красной горе в диком и пустынном месте, и прожил здесь много лет, в слезах и подвижнических трудах работая непрестанно Богу во псалмопении и молитвах, оставив мир и все «яже в мире». Одному Богу известно, сколько лишений и страданий претерпел преподобный в одиночестве, питаясь травой и желудями, так как хлеба у него не было по отдаленности местности той от жилища человеческого на сто и более верст… …Высокие подвиги преподобного отца Варнавы приобрели ему глубокое уважение. Многие стали посещать его и приходить в пустынную келию, чтобы получить благословение и услышать слово наставления и совета. Людям, посещавшим его, преподобный предсказал, что по смерти его по берегу реки Ветлуги умножит Бог житие человекам, а на месте его жительства будут жить иноки. После двадцати восьми лет подвигов на Красной горе преподобный Варнава скончался. По преставлении его на место сие святое начали приходить на жительство из разных стран многие иноки, а с ними и земледельцы, а иные поселились на берегу реки Ветлуги — одни вверх, а другие вниз по течению её, и заселили все места возле неё и размножились так, что край, дотоле необитаемый, сделался населённым даже до великой реки Волги». Так о событиях тех лет повествуют в комиссии по канонизации Нижегородской епархии. Так благодаря чудотворцу Варнаве образовалось Варнавино. Прежде то был пограничный форпост, за ним начиналось Казанское ханство. Потом стало богатым купеческим городом, нынче это рабочий посёлок. До революции, когда было сильно в людях духовное начало, в Варнавино народ стекался отовсюду — поклониться святому старцу. Теперь же поток паломников превратился в ручеёк. — Несколько лет назад пригласили на совещание в администрацию округа, где обсуждали развитие туризма, — вспоминает Сергей Матвеевич. Тогда-то он и задумался: чем Варнавинский край может быть интересен? Чем способен привлечь гостей? Так Сергей Легченков превратился в краеведа, исследователя и по совместительству — в писателя.
Неожиданный поворот
Дивеево, тесно связанное с именем Серафима Саровского, служит местом паломничества для сотен тысяч людей. Такой точкой притяжения, по мнению Сергея Легченкова, может стать и Варнавино. Однако есть одно «но»: до сих пор не удалось обрести мощи Варнавы Ветлужского. Вроде бы известно и время его захоронения, и место, но останки святого найти не получается. А что, если допущена ошибка? Таким вопросом Сергей Матвеевич начал задаваться не просто так. Он возник после 10 лет работы в архивах ФСБ, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме. В письменных источниках, повествующих о жизни чудотворца, обнаружились противоречия. А вскоре доктор исторических наук, профессор Московского православного Свято-Тихановского гуманитарного университета Александр Авдеев обнародовал ранее неизвестное житие преподобного Варнавы Ветлужского. Из документа следует, что чудотворец гораздо моложе, нежели предполагалось. В 2017-м отмечали 600 лет с того момента, как он пришёл на Красную гору. Но если верить найденному источнику, с тех пор и пяти веков не минуло. Документ опубликован с научно обоснованными комментариями. Правда, пока ещё в исторических книгах дата прихода Варнавы Ветлужского на Красную гору не изменилась. Но это, по мнению Сергея Легченкова, лишь вопрос времени. А если неверно установлена эпоха, когда жил преподобный, то и с местом захоронения могли напутать. Так где же покоятся мощи чудотворца? В поисках ответа на вопрос ушли средства, вырученные от продажи городской квартиры. По архивам, историческим институтам краевед ездил за свой счёт. Финальной точкой изысканий стала книга «Обретение мощей преподобного Варнавы Ветлужского чудотворца» (12+). Она вышла в свет в 2014 году. В ней автор даёт ответ на мучивший его вопрос. Теперь он знает, где следует искать мощи святого. Готов организовать экспедицию и отправиться на место. Но требуется особое разрешение, оформить которое пока не получается.
А где фарфор?
В соседях у Антонихи — Горки. Село славится своей достопримечательностью — именно здесь расположена усадьба Базилевских. Время основания — XIX век. В первой половине столетия построен главный дом, заложен парк, во второй — завершено возведение флигеля, хозяйственных корпусов. Теперь в бывшей барской усадьбе — школа. После революции владельцев выселили, а их недвижимое имущество экспроприировали в пользу новой власти. Но все ли ценности перешли советам? Сергей Легченков уверен, что многое хозяйке — Евгении Эдуардовне, супруге Дмитрия Базилевского, последнего владельца имения, удалось утаить. Доказательством тому — архивные документы. 7 января 1918 года состоялось народное собрание, в ходе которого обсуждался вопрос об усадьбе в Горках. На нём присутствовали 109 человек. Было принято решение провести опись имущества и передать его Земельному комитету, а лошадей и коров за недостатком корма ликвидировать, начав распродажу с 1 февраля. Перечень изъятого в барском имении хранится в Балахнинском архиве. В списке около 1500 наименований, рядом с названием предмета проставлена его примерная стоимость. У Базилевских экспроприировано три самовара из красной меди, два деревянных подсвечника, чугунные вазы… Но никакого фарфора, серебра, драгоценностей. Не исключено, что всё это Евгении Эдуардовне удалось спрятать. После революции она покинула имение и поселилась в Петрограде. Но забрала ли она с собой ценности? Вопрос, который остаётся открытым. Возможно, где-то на территории усадьбы до сих пор покоится клад. Так это или нет, Сергей Легченков не знает. Потому история Базилевских озаглавлена в его книге как «Тайна усадьбы». К работе над сборником «Клады Поветлужья» (12+) Сергей Матвеевич возвращался не единожды. Он, дополненный новой информацией, был переиздан. В настоящий момент готовится новая редакция книги, в которую войдут недавно обнаруженные сведения и документы о сокровищах, спрятанных церковнослужителями, разбойниками, купцами и дворянами. — Провожу экспедиции по тем местам, где, согласно архивным хроникам, письменным источникам, прячутся клады, — рассказывает он. — Часто меня сопровождают люди, которым эта тема интересна. Звонят, просят взять их с собой. Не пугают ни бездорожье, ни спартанские условия, в которых приходится жить. Думаю, клады — ещё одна точка притяжения для туристов. Если проложить маршруты, проводить организованные экспедиции с реконструкцией исторических событий, найдётся немало желающих поучаствовать в таких походах. Пока же утолить жажду приключений поможет книга Сергея Легченкова. Она зовёт за собой романтиков, искателей ценностей, всех тех, кому не дают покоя загадки прошлого. Это почти карта капитана Флинта из «Острова сокровищ», только открывает путь не к одному кладу, а к нескольким.
Юлия БОРИСОВА.
Фото автора.
Варнавинский округ.