Posted in Экология
20.12.2022

ЕСЛИ ОФИС, ТО ЗЕЛЁНЫЙ

Ищем возможность не мусорить вокруг

Когда эйфория от головокружительного технологического скачка XX века схлынула, человечество попыталось трезво взглянуть на его итоги и осознало, что активное использование и поглощение природных ресурсов кроме блага принесло и чудовищный урон. Сейчас экономические стратегии стран и промышленных корпораций в своих расчётах опираются не только на нужды дня сегодняшнего, а стараются спрогнозировать будущее, которое без решения назревших экологических проблем может лишить нас дальнейших перспектив существования.

Работа на опережение

Должность эколога всё чаще можно встретить в штатах предприятий, осознающих ответственность перед природой. С экологом Семёном Ширгиным из Княгинина мы познакомились, когда он приехал в редакцию на получение награды по итогам фотоконкурса «Время жить и работать на селе». Профессиональная сфера деятельности Семёна связана с обеспечением экологической безопасности на Большемурашкинском свинокомплексе и прилегающих к объекту территориях. — Свой штатный эколог предусмотрен на каждом животноводческом объекте нашей компании, что расположены не только в нескольких районах области, но и в других регионах страны, — рассказывает Семён Ширгин. — Это огромная инфраструктура, растянутая на сотни и сотни километров, но, невзирая на расстояния, мы с коллегами общаемся, делимся опытом и мнениями. Такая взаимосвязь необходима, потому что нередко возникают ситуации, требующие экстренного принятия решений, и добрый совет коллег помогает не допустить ошибки. Компания, в которой трудится Семён, помимо свиноводства, занята в максимально широком спектре сельхозпроизводства, и в вопросах сохранения экологии старается работать на опережение. Например, недавно в целях снижения степени рисков разработан корпоративный стандарт управления, где подробно рассмотрены различные критические ситуации, связанные, в том числе, и с угрозой состоянию окружающей среды, определён порядок действий персонала в случае их возникновения. Принятый стандарт предполагает не просто профилактику инцидентов на производстве, а позволяет прогнозировать саму их возможность.

С биопрепаратами

Деятельность эколога на свинокомплексе не сводится к одному лишь риск-менеджменту, она, если хотите, направлена и на повышение общей культуры персонала, обычных людей, в системе ценностей которых экология, увы, пока ещё не занимает особо значимого места, а ведь чистота вокруг начинается с каждого из нас. — Снижение уровня отходов на рабочем месте — это самая элементарная вещь, с помощью которой можно на порядок снизить уровень загрязнения, — объясняет Семён Ширгин. — Сейчас много говорят о бережливых технологиях, так вот использование отходов в качестве вторсырья как раз укладывается в стратегию. Взять хотя бы офис: здесь можно начать с того, что сотрудники для внутреннего документооборота или черновых записей станут использовать бумагу не с одной, а с обеих сторон. Ну и так далее. К слову, при участии эколога Семёна Ширгина на свинокомплексе внедряется система, получившая в мире название «зелёный» офис. Суть её в том, что при организации рабочего пространства используются экологически эффективные инженерные решения для экономии потребляемых ресурсов, минимизации причиняемого вреда природе и здоровью персонала. Сюда входят мероприятия по озеленению, раздельному сбору мусора, шумоизоляции, расширению зоны естественного освещения, планировке помещений, создающей комфортные условия для работы и отдыха. «Зелёный» офис — не просто система, а определённый менталитет коллектива, который нельзя сформировать без глубокой и всесторонней просветительской работы. Первое, что следует вложить в голову каждому сотруднику: экология не прихоть руководства, а жизненная необходимость для людей, населяющих современный мир. Осознанная привычка не мусорить на работе непременно распространится и на поведение человека в быту — дома, на природе, на улице и в общественных местах. Задачу, решаемую на уровне предприятия, упрощает то, что экологическую культуру населения в последнее время активно повышают и территориальные власти: в больших городах уже давно приступили к сортировке мусора и масштабному приёму вторсырья у населения, постепенно такой порядок обращения с отходами устанавливается и в малых населённых пунктах. Оказалось, для того, чтобы люди не бросали где попало мусор, достаточно создать инфраструктуру, удобную для его сбора.

Проблема устраняется

Однако, говоря о защите окружающей среды на примере конкретно Большемурашкинского свинокомплекса, н е л ь з я было не затронуть ситуацию с жалобами со стороны местного населения по поводу неприятного запаха свиного навоза, информация о которой периодически появлялась в медийном поле на этапе становления предприятия. — Да, с такой проблемой мы сталкивались, но здесь существует нюанс: в России нет юридически сформулированных критериев неприятного запаха, есть только нормы содержания в воздухе вредных веществ, а это совершенно разные понятия, — комментирует Семён Ширгин. — Строго следить за концентрацией в атмосфере тех или иных химических элементов нас обязывает законодательство. Регулярно проводятся обследования, о результатах которых мы сообщаем при необходимости и местным жителям. И всё же нам очень не хотелось создавать людям дискомфорт в виде неприятного запаха, поэтому компания приложила максимум усилий по устранению проблемы. И результаты есть — в этом году, например, жалоб от населения не поступало вовсе. Чтобы победить неприятный запах, на свинокомплексе пробовали различные варианты. Прежде всего, применили биопрепараты, они вносятся в навоз на разных стадиях его сбора и хранения. Подбор препаратов и выработка алгоритма были тщательными, а потому достаточно долгими.

В интересах природы и здравого смысла

Стоит заметить, что специалисты предприятия считают навоз не отходом, а ещё одним продуктом животноводства, который наши предки веками использовали, как органическое удобрение. Предприятие имеет участки под различные кормовые культуры. Это земледелие ориентировано на кормозаготовку, и, имея в избытке свиной навоз, не применять его на своих полях в качестве органического удобрения, было бы нарушением всякой логики. Вот только Росприроднадзор до недавнего времени не разделял точки зрения свиноводов по поводу толкования норм права, регламентирующих порядок использования органики, и отсылал к закону об обращении с вторичными ресурсами и их вовлечении в хозяйственный оборот, на основании которого относил навоз к производственным отходам. — Такая постановка вопроса не могла идти на пользу экологии, ведь отходы нужно либо сжечь, либо захоронить, что ведёт только к загрязнению воздуха и почвы, к тому же всегда найдутся нерадивые люди, которые решат, что лучше сбросить навоз в ближайший овраг, чем тратиться на его утилизацию, — считает Семён Ширгин. — За миллионы лет эволюции растения приспособились получать питательные вещества из навоза, поэтому использование его как удобрения — самый рациональный и экологически безопасный подход. Хотя, конечно, предварительно он должен пройти лабораторные исследования на предмет содержания вредных веществ, а ещё необходимо грамотно рассчитать нормы внесения. Перед вывозом органики на поля требуется учитывать розу ветров и погодные условия во избежание распространения запаха. В июле нынешнего года Советом Федерации был одобрен законопроект, разрешающий использовать в качестве удобрений навоз и птичий помёт при соблюдении норм и правил их внесения, что сняло бремя штрафных санкций с сельхозпредприятий, пытающихся минимизировать расходы на растениеводство. Законотворцы, охранители природы и аграрии надеются, что снятие препон сделает оборот органики гораздо прозрачнее и будет стимулировать как переработку этого вторсырья, чуть ли не половина которого в стране была попросту бесхозной, образуя огромные залежи, так и улучшение состояния почв, а значит, и экологии.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.