МУЗЫКА С ОГОЛЁННЫМ НЕРВОМ
Созданная в тотальной тьме, она продолжает нести свет
В Нижегородском театре оперы и балета поставили спектакль, напоминающий о трагических до черноты страницах человеческой истории. Название нового балета — «Терезин-квартет» — рассказывает зрителям о чешском городе Терезин. В годы Второй мировой войны нацисты преобразовали этот город в гетто. В гетто свозили еврейское население.
Особый город
Терезин был особенным гетто. Сюда отбирали людей по возрасту: пожилых (впрочем, детей тоже отправляли), а по социальной сути — высокоинтеллектуальных. Художники, музыканты, артисты — в основном они составляли население Терезина. Поэтому гетто цинично называлось «образцово-показательным» — эдакая «потёмкинская деревня» для общественности. Комиссии Красного Креста, осматривающие терезинское гетто, оставались довольны бурным кипением культурной жизни. Музыкантам, оказавшимся в Терезине, вопреки общей практике таких лагерей разрешали оставлять при себе музыкальные инструменты. Поэтому в Терезине развилась музыкальная жизнь, которой мог позавидовать большой город. Работали казино и кофейня (в кофейне звучал джаз, ещё до войны запрещённый нацистами как «чужая» музыка), играли оркестры, собирались песенные коллективы. Здесь действовали даже музыкальные образовательные организации.
По дороге к смерти
«На население менее 30000 человек здесь приходится по семь сольных, инструментальных или камерных концертов в неделю, а также три оперы в концертном исполнении, исключительно сложные вокальные произведения, не говоря уже о концертах старинной и современной музыки», — писал терезинский музыкальный критик в своем очередном обзоре. Занимаясь привычной деятельностью, люди стремились забыть о том, что следующий после Терезина пункт — Освенцим и другие лагеря смерти. Но нельзя было не заметить, как менялся исполнительский состав, — одних отправляли в печи Освенцима, других привозили вновь. Занимались привычной деятельностью и композиторы, попавшие в Терезин. Так, композитор Ханс Краса, автор детской оперы «Брундибар», переработал ее для исполнения перед терезинскими детьми. Гидеон Кляйн, по общему признанию, самый талантливый пражский композитор, написал в Терезине свои лучшие сочинения. Последнее из них — Струнное трио — он завершил за девять дней до своей отправки на уничтожение.
Сила духа и надежды
Музыка четырёх чешских композиторов, закончивших свою жизнь в концлагерях, — Ханса Красы, Гидеона Кляйна, Павла Хааса и Эрвина Шульхофа — стала основой для четырех одноактных балетов, которые и составили «Терезин-квартет». Автор идеи, художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов, открыл для себя эту музыку двадцать лет назад. «Оголённый нерв» этой музыки поразил его плотностью чувств, которые она передавала. Каждая секунда этой музыки воссоздавала событие, говорила не только об ужасе и боли, но и о силе человеческого духа и надежде. — Именно искусство даёт людям шанс подняться над реальностью, показать победу духа, который не сломают никакие лишения, — сказал Алексей Трифонов журналистам перед премьерой. — Поэтому наш спектакль — напоминание о том, что при любых обстоятельствах самое важное — ценить жизнь. В постановке «Терезин-квартета» участвовали четыре современных хореографа, приглашённых из разных театров. Это Татьяна Баганова, Александр Сергеев, Максим Петров и Алессандро Каггеджи. Они демонстрируют нижегородским зрителям разные языки современного балета. Надо сказать, до сих пор все балетные спектакли театра использовали классическую хореографию. Новый балет станет для зрителей проводником в полный волнующих открытий мир современного балета. Мировая премьера «Терезинквартета» состоялась в Концертном пакгаузе на Стрелке. Следующий показ — гастрольный. Он состоится на сцене столичной «Новой оперы» в январе. Чтобы музыка, сотворённая в тотальной тьме, продолжала нести свет.
Светлана КУКИНА.
Фото из открытых источников и предоставленные театром.