С ВЕТЕРКОМ ПО РЕЛЬСАМ
Модернизация системы электротранспорта набирает ход
Первый трамвай вышел на линию в Нижнем Новгороде в 1896 году. Случилось это 8 мая. Дату взяли за точку отсчёта развития этого вида общественного транспорта в стране. И теперь 8 мая отмечают день рождения отечественного трамвая. Начало движению положила Всероссийская промышленная и художественная выставка. Для удобства гостей и горожан три транспортных компании открыли четыре маршрута. Для одного проложили рельсы привычной ширины, и ещё построили три узкоколейки. Вагоны, следовавшие по путям, были иностранного производства. И вот теперь, спустя 126 лет, на маршрут готовы выйти трамваи с нижегородским именем.
В Ворсме Павловского округа появилось новое предприятие. Оно совместное — российско-белорусское. Идея его создания появилась в мае во время визита делегации области во главе с губернатором Глебом Никитиным в дружественное государство. В Белоруссии работает крупный холдинг по производству наземного электротранспорта, начинавшийся, к слову, с ремонтного трамвайно-троллейбусного завода. Глава региона посетил предприятие, познакомился с производственным процессом и вышел с предложением организовать выпуск вагонов на нижегородской земле. Тем более в области реализуется масштабная программа по модернизации электротранспорта. От идеи до её воплощения прошло всего несколько месяцев. Совместное предприятие и открывали совместно. Теперь уже из Белоруссии прибыла делегация по главе с заместителем премьер-министра Дмитрием Крутым. От нижегородской стороны старт производству дал Глеб Никитин. — Планируем выпустить на базе предприятия 170 современных трамваев, — отметил губернатор. — Открывшийся завод — это развитие территории, новые рабочие места. На предприятии уже трудоустроены 150 человек. В будущем штат будет увеличен до 500 сотрудников. Новый трамвай назвали «МиНиН», зашифровав в имени два города — Минск и Нижний Новгород. По словам главы региона, 90 процентов комплектующих российского и белорусского производства. Первые вагоны, сошедшие с конвейера, отправятся прямиком в областной центр на замену отслужившим своё трамваям. Новые отличаются повышенной комфортностью. В них будет удобно и мамам с малышами, и пожилым, и людям с ограниченными возможностями здоровья. А лицо у электротранспорта особое, нижегородское. При разработке дизайна постарались отразить этапы развития трамвайного движения в городе. Нынешний год придал развитию отношений области и дружественного государства новый импульс. В торговой сфере уже задана высокая планка, по уровню товарооборота по итогам 2021-го Белоруссия вышла в лидеры среди всех международных партнёров области. Теперь планируют укреплять промышленно-производственные связи. — Нижегородская область входит в десятку важнейших регионов по объёму товарооборота, реализуемым совместным проектам, — подчеркнул Дмитрий Крутой. Белорусские предприятия уже являются ключевыми поставщиками автозапчастей для ряда нижегородских заводов. На полях области работает техника, выпущенная в соседнем государстве. В ходе нынешней встречи Глеб Никитин и Дмитрий Крутой договорились развивать сотрудничество в сфере электротранспорта. Дело в том, что в 10 областных центрах страны в пилотном режиме реализуется программа полной перезагрузки трамвайно-троллейбусного движения. В Нижнем Новгороде, к примеру, предстоит обновить 150 километров путей, по сути, проложить их заново, провести реконструкцию 15 тяговых подстанций и трёх депо. Строительство трамвайных маршрутов уже началось. Наш регион первым из десяти приступил к такого вида работам. Под замену пошли пути на улице Коминтерна. Тот участок — самый проблемный в городе. Аварийные ситуации вплоть до схода вагонов с рельсов — не редкость. Чтобы не рисковать лишний раз, трамваи двигались со скоростью 5 километров в час. За ходом строительства понаблюдали заместитель председателя правительства РФ — руководитель аппарата кабинета министров Дмитрий Григоренко и Глеб Никитин. — Реализация программы имеет большое значение для регионов, где развито трамвайное сообщение, — считает заместитель главы кабмина. — При этом и подвижной состав, и сопутствующая инфраструктура сильно изношены. Правительством поставлена задача — завершить проект с опережением графика. В Нижнем Новгороде к рекомендациям прислушались. Губернатор отметил, что уже на финише работа по подготовке нормативно-правовой базы, необходимой для реализации проекта. Финансируют его из нескольких источников: Фонда национального благосостояния, кредита по льготной ставке, федеральной субсидии, призванной покрыть капитальные затраты. На все 10 проектов планируют направить 256 миллиардов рублей. Средства, помимо реконструкции самой линии, вложат в покупку подвижного состава, благоустройство территории, прилегающей к трамвайным путям, оборудование остановок. — Будем развивать электробусное движение, — подчеркнул Глеб Никитин. — Обеспечим сферу общественного транспорта квалифицированными кадрами. По словам главы региона, по завершении реализации программы пассажиропоток увеличится в два раза: нижегородцы и гости города станут чаще делать выбор в пользу трамваев, троллейбусов, электробусов. — Благодаря проекту вырастут налоговые и неналоговые доходы в федеральный и региональный бюджеты, — считает Глеб Никитин. — Будет создано около 1400 рабочих мест.
Юлия БОРИСОВА.
Фото Киры МИШИНОЙ.