В АПТЕКУ С СЕРТИФИКАТОМ

Плюсы и минусы действующей программы

Максимум удобств при минимальных потерях времени. Претворять в жизнь такой принцип при работе с клиентами Фонду социального страхования позволяют современные технологии, учреждение всё активнее осваивает цифровое поле. Электронный больничный, мобильное приложение, которое всегда под рукой, личный кабинет, регистрация в нём открыта на сайте организации. А в прошлом году Фонд запустил в действие программу по оформлению сертификатов. К проекту — он на тот момент носил статус пилотного, присоединился и наш регион.

Зачем он нужен и какие преимущества несёт людям? На эти и другие вопросы дали ответ участники круглого стола, состоявшегося в Нижегородском областном информационном центре. На заседание собрались сотрудники регионального отделения Фонда социального страхования, представители организаций, объединивших людей с ограниченными возможностями. И это не случайно. Именно для них в первую очередь предназначен электронный сертификат. — Он разработан в Фонде социального страхования, — рассказал исполняющий обязанности управляющего региональным отделением Сергей Доронин. — Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявление, оформить карту платёжной системы «Мир». Ещё один важный момент: у человека с инвалидностью или пострадавшего на производстве должна быть индивидуальная программа реабилитации, где прописано, какие технические средства ему необходимы для поддержания здоровья. Документы можно подать посредством портала Госуслуг либо обратившись лично в филиал регионального отделения Фонда, в многофункциональный центр. На старте реализации проекта далеко не все банки были готовы к нему присоединиться. Сейчас, по прошествии определённого времени, желающих стать частью большого дела всё больше. — До появления электронного сертификата средства реабилитации по линии Фонда социального страхования можно было получить двумя способами, — вводит в курс дела Ирина Малютина, начальник отдела соцпрограмм. — Первый: наше учреждение объявляет конкурс, например, на покупку инвалидной коляски. Процесс длительный, занимает около 40 дней. И ещё один минус: человек не выбирает коляску, её покупают без его ведома у победителя аукциона. Второй способ — самому приобрести костыли, ортопедическую обувь. В этом случае человек подбирает то, что ему лучше всего подходит, и оплачивает из собственного кошелька. А Фонд социального страхования компенсирует расходы. Но денег приходится ждать в течение месяца, а то и больше. Что тоже не слишком удобно. Электронный сертификат как раз обходит подводные камни прежней системы. Её, кстати, не отменили, те методы покупки средств реабилитации всё так же действуют. На сертификат зачисляют средства в сумме, равной той, на которую был заключён предыдущий контракт с Фондом на приобретение медицинских изделий. И человек может оплатить покупку понравившейся коляски, трости, подходящих предметов гигиены. Фонд социального страхования ведёт специальный каталог, в него включены все средства реабилитации, доступные для покупки. Если кому-то сложно сделать выбор по картинке и описанию, в районах области открыты пункты продажи. Как правило, их размещают в аптеках. Пока их не так много, как хотелось бы — всего 44, но постепенно количество будет прирастать. В таких точках выставлены образцы средств реабилитации. Что очень удобно. Ортопедическую обувь перед покупкой можно примерить, равно как и специальную одежду, оценить, насколько действенны специальные средства для оптической коррекции слабовидящих и т.д. и т.п. Сделать покупку можно и в интернет-магазине, с Фондом социального страхования сотрудничают несколько электронных торговых площадок. — В настоящее время 19 предприятий области работают с сертификатами, — говорит Ирина Малютина. — Их оформили более 2 тысяч человек с инвалидностью и получивших травмы на производстве. Общая сумма средств, зачисленная на сертификаты, составляет 111 миллионов рублей. — Сотрудники Фонда социального страхования помогают освоить новую систему, — отметил Андрей Буланов, председатель региональной общественной организации инвалидов «Инватур». — Люди приняли электронные сертификаты. Программа предоставляет возможность связаться напрямую с поставщиком изделия, а это немаловажно. — Наряду с преимуществами, которые даёт сертификат, у него есть и ряд недостатков, — считает Елена Малыгина, руководитель регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов. — В первую очередь это финансовая составляющая, хотелось бы, чтобы подход к определению стоимости сертификата был более взвешенным. И второй момент: ограниченный ассортимент ортопедических изделий. Правда, со следующего года их перечень обещают расширить. С замечаниями Елены Михайловны полностью согласен Сергей Доронин. От себя он добавил ещё один минус действующей системы: недостаточное количество точек продажи средств реабилитации. Но все эти дефекты поддаются исправлению. При этом сертификат наделён неоспоримыми преимуществами. Главные — удобство и скорость покупки. Именно поэтому у электронного сертификата всё больше приверженцев.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.