28.11.2022

РАСЦВЕТАЮТ СВЕТЛЯЧКИ УЛЫБОК

Секрет хорошего настроения от пятого «А»

Самый весёлый класс школы — пятый «А» готовил блины. Мальчишки перечисляют всё, что нужно для теста: мука, сахарный песок, яйца, молоко… — Можно добавить ещё ванилин, — говорят хором. — Но это по желанию. Когда тесто будет готово, берём половник, зачерпываем, выливаем на разогретую сковороду, считаем про себя до сорока и переворачиваем блин. На яркой кухне в школе для слепых и слабовидящих шёл урок труда.

Талантливым — петь

Ровно 110 лет назад на улице Ильинской в Нижнем Новгороде на средства сестёр Бочкарёвых открылись богадельня и школа для слепых детей. Событию в одной из газет того времени посвятили заметку: «Для постановки школьного дела из Петербурга, из попечительства командирована учительница О.В. Доброва». Ольга Венедиктовна окончила Фребелевские курсы, где преподавали методику обучения слепых по системе Брайля. По приезде в Нижний Новгород она истратила более тысячи рублей на покупку бумаги, книг, специальных пособий. Однако в школе стремились не только преподать грамоту. В отчёте о работе учреждения за 1912 год сказано: «Главная задача — приучить слепцов школьного возраста полезной работе, которая давала бы им возможность и вне приюта собственным трудом зарабатывать средства к безбедному существованию. Поэтому было признано необходимым обратить особое внимание на профессиональное обучение, то есть наряду с грамотой обучать и некоторым ремёслам: щёточному и корзиночному производству, а более талантливых — музыке и пению». В 1943 году школа получила статус средней. В Великую Отечественную войну ребята готовили посылки на фронт. Солдатам отправляли собственноручно связанные варежки, вышитые кисеты, орудийные щётки для лафетов. Значимые события из истории школы заносят в рукописную летопись — несколько десятков страниц, разлинованных каллиграфическим почерком. Хронику жизни ведёт комиссия из десяти педагогов. Они поставили цель: разыскать сохранившиеся документы и другие материалы о прошлом школы. Как справились с задачей, покажет не только настоящее, но и будущее.

Читать пальцами

Светлана Ахмадышина сначала удивлялась: как так — за окном темно, а свет в комнате не горит. И тут же одёргивала себя: человеку, для которого ночь длится круглые сутки, зажигать лампочку смысла нет. — Самое яркое впечатление от школы — концерт, — вспоминает Светлана Вячеславовна. — Ребята показывали танцы. У кого-то получалось здорово, другие двигались не так умело. Но все делали это от души. Никого из зрителей происходящее на сцене не оставило равнодушным. Она пришла в школу-интернат учителем математики. Сейчас Светлана Ахмадышина занимает должность заместителя директора по учебно-производственной работе. Возглавляет коллектив Ирина Бударина. Под её началом больше сотни учителей и воспитателей, технический персонал, 165 ребят и обширное хозяйство. В 1962 году школа переехала в специально для неё построенное здание. На территории заложили яблоневый сад, установили игровые площадки, стадион… Со стороны — обычная школа, но это пока не подойдёшь поближе. Чтобы попасть за ворота, нужно позвонить. Входная дверь тоже на замке. На территории ведётся видеонаблюдение. — Отвечаем за безопасность детей, — объясняет Светлана Ахмадышина. — У нас учатся и живут ребята практически из всех районов области. Те, что приехали издалека, и на выходные остаются в школе. Принимаем мальчиков и девочек, как положено, с шести с половиной лет. Учебная программа рассчитана на 12 лет. Ребятам нужно больше времени, чтобы прочитать материал. Он изложен шрифтом Брайля. Каждая буква состоит из шести выпуклых точек. Дети читают не глазами, а пальцами. Та же самая система используется для письма, ребята прокалывают слова. Получается текст, изложенный выпуклыми буквами.

Снять барьеры

Обучение начинается вовсе не со школьных предметов, а с элементарных вещей. Рассказывают, как завязать шнурки, застегнуть пуговицы, застелить кровать. — Родители излишне опекают детей, — продолжает разговор Светлана Вячеславовна. — Когда они к нам приезжают, учим самостоятельности. А уже через несколько лет воспитанникам школы по силам передвигаться по улицам города без сопровождения. Ориентироваться в пространстве без малого 50 лет ребят учит Мария Венедиктова. Мария Васильевна разработала авторскую методику, из-под её пера в свет вышел ряд учебников и пособий. — Главный барьер — в голове, — считает педагог. — Психологически сложно оторваться от провожатого, особенно если этот провожатый не отпускает. Зачастую именно родители из-за тревоги, излишних опасений не дают ребёнку самостоятельно ходить по улице, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине. На столе что-то вроде конструктора. Из объёмных фигур строят макет класса, коридора, спортивного зала… — У детей нет чёткого представления, как выглядит комната, в которой живут, — педагог рассказывает, с чего начинается учебный курс. — Вместе проговариваем, где расположено окно, где стоит стол, книжный шкаф… Такой подробный план составляем по каждому школьному помещению, потом по территории, а затем по конкретной улице. Кому-то наука даётся быстрее, кто-то осваивает её чуть медленнее. Но все без исключения ребята в конечном итоге самостоятельно ориентируются в пространстве. Сдают экзамен, и только тогда получают разрешение выходить за территорию школы. Мария Васильевна помимо прочего учит общаться с людьми на улицах. Не стесняться, правильно реагировать на слова случайного собеседника, что позволяет ребёнку воспитывать уверенность в себе.

Танцы в расписании

У мальчиков и девочек весь день расписан по минутам. После уроков занятия по интересам. Организованы секции по настольному теннису, гимнастике, лыжам, дзюдо. Минифутбол и голбол развивают на высшем уровне. Воспитанники входят в состав паралимпийских сборных различного уровня. Не нравится спорт — можно посвятить время творчеству. В школе открыт филиал Нижегородского музыкального училища. Дети играют на фортепиано, баяне, домре. Танцы — обязательны для всех. С 1-го по 9-й класс, все мальчики и девочки, если нет ограничений по состоянию здоровья, посещают класс хореографии. Уроки стоят в школьном расписании. Ведёт их Наталья Маркова по своей методике. — Рисунок танца либо проговариваю, либо подхожу к ребёнку и ставлю ему руки, ноги, вместе с ним выполняю движение, — Наталья Гафиятовна рассказывает, как проходит обучение танцам. — В год разучиваем по одному номеру. Готовим костюмы. Обязательно проводим фестиваль танца, в котором принимают участие все ребята, показывают родителям, педагогам, чему научились за год. Несколько полок в хореографическом классе заставлены кубками. Ансамбль школы регулярно становится призёром всероссийских и международных конкурсов. Ребят приглашают на гала-концерты, про них снимают телевизионные передачи. Недавно вернулись из Москвы со званием лауреатов второй степени десятого Международного фестиваля инклюзивного танца. — Продолжаем традиции, заложенные основателями школы, — говорит Светлана Ахмадышина. — Создан центр профессиональной подготовки массажистов. Возглавляет его Виталий Колпаков, врач, автор уникальной методики. Центр оборудован всем необходимым. Медицинская аппаратура, которой располагаем, есть не в каждом специализированном образовательном учреждении. Не удивительно, что в основном наши выпускники поступают в медицинское училище.

Развивать воображение

Но не все. Татьяна Бутенко, например, предпочла педагогическую стезю. Пришла в школу в 1966 году сначала как ученица, потом, когда была студенткой института, занималась с детьми на добровольных началах, а позже устроилась на работу преподавателем русского языка и литературы. У неё одна-единственная запись в трудовой книжке. Татьяну Владимировну застали в учительской. В расписании образовалось окно, и педагог давала индивидуальную консультацию в онлайн-режиме. — Работаем по обычной общеобразовательной программе, — говорит Татьяна Бутенко. — И учебники такие же, только отпечатаны особым шрифтом. Правда, часть заданий, такие как сочинение по картине, заменены упражнениями на воображение. Ребята описывают пейзажи, образ человека. В этой школе, как и в любой другой, сдают государственные экзамены. Можно выбрать форму попроще, но дети предпочитают ГИА и ЕГЭ. И, как показывает практика, испытания проходят успешно. — Когда устроилась на работу, было непривычно: ещё вчера эти люди учили географии, физике, биологии, а сегодня я их коллега — рассказывает Екатерина Ходюк. — Из-за того, что сама окончила школу, легче находить общий язык с детьми. Преподаю им математику. На уроках использую специальные пособия. Например, проходим параллельные прямые, достаю планшет, на котором натянуты две струны, и подношу его каждому ребёнку. Катя Маковеева тоже планирует поступать в педагогический университет. Она из Тоншаева, учится в 11-м классе. Отличница, победительница и призёр различных олимпиад, конкурсов, гордость школы. — В будущем хотела бы заниматься с детьми спортивным туризмом, — говорит она. — Набирать смешанные группы из обычных ребят и с нарушениями по зрению. Учить скалолазанию, вместе проходить верёвочный курс. Хочу прокладывать инклюзивные маршруты и открывать для ребят с ограничениями по здоровью весь мир. Пока путешествовали по школе, пятый «А» испёк стопку блинов. Снимать пробу пошли в сопровождении Анастасии Татаренко. Она дефектолог, самый молодой педагог в коллективе. Летом получила диплом Нижегородского педагогического университета и сразу в школу. — А почему у вас класс самый весёлый? — интересуемся у ребят. — Потому что мы никогда не унываем, — отвечают. — Любим шутки, розыгрыши, в общем всё, что поднимает настроение. И смеются. Детские улыбки, словно светлячки, разгоняют тьму, делают их мир солнечным и ярким.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.