24.11.2022

РАССКАЗЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нашим самым юным читателям понравилось, что мы их знакомим с детскими писателями и их творчеством. И нам понравилось, что это им понравилось, так что продолжаем знакомить с творчеством писателей, которые писали им книжки. Имя Сергея Алексеевича БАРУЗДИНА вы вряд ли слышали, а вот ваши папы и мамы могли читать его рассказы. Мы вас с ними и знакомим. Написаны они давно и когда-то были любимы ребятнёй.

Алёшка из нашего дома

Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пеленок он давным-давно вырос, а до школы еще не дорос. А звали человека Алёшкой. Все умел Алёшка делать. И есть, и спать, и гулять, и играть, и слова разные говорить. Увидит отца, скажет: — Папа! Увидит мать, скажет: — Мама! Увидит на улице автомобиль, скажет: — Машина! Ну, а есть захочет, так и скажет: — Мама! Я есть хочу! Однажды отец уехал по делам в другой город. Несколько дней прошло — отец письмо домой прислал. Мать прочитала письмо. И Алёшка решил прочитать. Взял письмо в руки, покрутил и так и сяк, а понять ничего не может. Мать села за стол. Бумагу взяла, ручку. Написала отцу ответ. И Алёшка тоже решил папе письмо написать. Карандаш взял, бумагу, сел за стол. Стал водить карандашом по бумаге, а на ней одни каракули получаются. Вот и оказалось, что не всё умеет Алёшка, не всё знает. Читать да писать и то не умеет!

Самое простое дело

До школы ждать долго. Решил Алёшка сам научиться читать. Достал он книжку. И оказалось, что чтение — самое простое дело. Видит он — в книжке дом нарисован, говорит: — Дом. Видит лошадь, говорит: — Лошадь. Обрадовался Алёшка, к отцу побежал: — А я уже читать умею! — Хорошо! — сказал отец. — Давай посмотрим, как ты читаешь. Показал отец Алёшке другую книгу. — Это что? — спросил. Видит Алёшка — на картинке жук нарисован с зонтиком, а под ним что-то написано. — Это жук с зонтиком, — объяснил Алёшка. — Вовсе это и не жук с зонтиком, — сказал отец, — а вертолет. Перевернул отец страницу: — А это что? — А это, — отвечает Алёшка, — мячик с рожками и ножками. — Это не мячик с рожками и ножками, а спутник, — сказал отец. Тут он протянул Алёшке еще одну книгу: — Теперь эту почитай! Алёшка открыл книгу — нет в ней ни одной картинки. — Не могу, — сказал, — здесь без картинок. — А ты слова прочти, — посоветовал отец. — Слова я не умею, — признался Алёшка. — Вот то-то и оно! — сказал отец. И больше ничего не сказал.

Ведро воды

Раньше не раз так случалось: мать попросит о чем-нибудь Алёшку — соль принести из соседней комнаты или воду вылить из чашки, — а Алёшка сделает вид, что не расслышал, и продолжает играть. Мать встанет, сама соль принесет, сама воду выльет, и дело с концом! Но вот однажды Алёшка отправился гулять. Только из ворот вышел, как очень повезло ему. Прямо возле тротуара огромный самосвал стоит, шофер капот открыл: в моторе копается. Какой пятилетний мальчишка пропустит случай лишний раз на машину взглянуть! И Алёшка не пропустил! Остановился, рот раскрыл, смотрит. Медведя блестящего на радиаторе увидел, руль в кабине шофёра и даже колесо потрогал, что выше самого Алёшки ростом… Тем временем шофер капот захлопнул: видно, починил в моторе всё, что нужно. — А теперь машина поедет? — поинтересовался Алёшка. — Не поедет, пока воду не зальем, — ответил шофер, вытирая руки. — А, кстати, ты где живешь? Близко, далеко? — Близко, — ответил Алёшка. — Совсем рядом. — Вот и добро! — сказал шофер. — Тогда я у тебя водички позаимствую. Не возражаешь? — Не возражаю! — сказал Алёшка. Шофёр взял пустое ведро из кабины, и они пошли домой. — Я дядю привел, воды позаимствовать, — объяснил Алёшка матери, открывшей им дверь. — Проходите, пожалуйста, — сказала мать и провела шофёра в кухню. Шофёр набрал полное ведро воды, а Алёшка свое принёс — маленькое — и тоже налил. Вернулись они к машине. Шофёр вылил воду из своего ведра в радиатор. — И мое! — сказал Алёшка. — И твое! — сказал шофёр и взял Алёшкино ведро. — Теперь всё в порядке. А за помощь спасибо! Бывай! Машина взревела как зверь, вздрогнула и поехала. Алёшка стоял со своим пустым ведром на тротуаре и долго еще смотрел ей вслед. А потом вернулся домой и говорит: — Мама! Давай я тебе помогу! — Уж не подменили ли мне сына? — удивилась мать. — Что-то я его не узнаю! — Нет, не подменили, это я! — успокоил ее Алёшка. — Просто я помогать тебе хочу!

Как Алёшке учиться надоело

Исполнилось Алёшке семь лет. Пошел он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. Школьный год еще не кончился, зима только-только в осенних днях стала проглядываться, а Алёшка уже и читать, и писать, и даже считать умеет. Книжку может прочесть, если она крупными буквами напечатана, слова на бумаге написать, цифры сложить. Сидел он раз на уроке, в окно смотрел, а солнце прямо Алёшке в лицо светило. На солнце Алёшка всегда курносый: он сморщился, и нос у него стал, как китайское яблочко. И вдруг Алёшка почувствовал, что ему надоело учиться. Читать он умеет, писать тоже да и цифры складывать. Что же еще! Алёшка поднялся с парты, портфель взял и пошел к выходу. — Ты куда? — спросила учительница. — Домой! — ответил Алёшка. — До свидания! И ушел. Домой пришел и говорит матери: — Я больше в школу не пойду! — А что же ты будешь делать? — Как что? Ну… работать буду. — Кем же? — Как кем? Ну, как ты, например… А мать у Алёшки врачом работала. — Ладно, — согласилась мать. — Вот тогда тебе небольшое поручение. Выпиши лекарство больному, у которого грипп. И мать дала Алёшке маленький листок бумаги, на котором рецепты пишут. — А как его писать? Какое лекарство нужно? — поинтересовался Алёшка. — Писать латинскими буквами, — объяснила мать. — А какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач! Алёшка посидел над листком бумаги, подумал и сказал: — Мне эта работа что-то не очень нравится. Я лучше, как папа, работать буду. — Что ж, давай, как папа! — согласилась мать. Вернулся домой отец. Алёшка — к нему. — Я больше в школу не пойду, — говорит. — А что же ты будешь делать? — спросил отец. — Работать буду. — Кем же? — Как ты! — сказал Алёшка. А отец у Алёшки мастером работает на том самом заводе, где «Москвичи» делают. — Очень хорошо, — согласился отец. — Давай работать вместе. Начнем с самого легкого. Достал он большой лист бумаги, свёрнутый в трубку, развернул и сказал: — Вот перед тобой чертеж новой машины. В нём есть ошибки. Посмотри какие и мне скажи! Алёшка посмотрел на чертеж, а это не машина, а что-то совсем непонятное: линии сходятся и расходятся, стрелки, цифры. Ничего здесь не разберешь! — Я это не умею! — признался Алёшка. — Тогда я сам поработаю, — сказал отец, — а ты пока отдохни! Отец склонился над чертежом, лицо его сделалось задумчивым, серьезным. — Пап! А почему у тебя на лице ёлочки? — спросил Алёшка. — Это не ёлочки, а морщинки, — сказал отец. — А почему они? — Потому что учился я много, воевал, работал много, — сказал отец. — Это только у бездельников кожа гладкая. Алёшка подумал, подумал и говорит: — Пожалуй, я завтра опять в школу пойду.

Нужный гвоздь

Утром мать сказала отцу: — Вечерком забей, пожалуйста, гвозди на кухне. Мне нужно верёвки повесить. Отец пообещал. Мать в этот день дома была. Собралась она в магазин. — Ты поиграй пока, сынок, — попросила она. — А я быстро вернусь. — Поиграю, — пообещал Алёшка, а сам, как только мать ушла, — на кухню. Молоток достал, гвозди и стал по очереди их в стенку забивать. Штук десять забил! «Теперь хватит», — подумал Алёшка и стал мать ждать. Мать вернулась из магазина. — Это кто же столько гвоздей в стенку позабивал? — удивилась она, войдя в кухню. — Я, — с гордостью сказал Алёшка, — чтоб не ждать, пока папа забьет. Не хотелось матери Алёшку огорчать. — Давай поступим так, — предложила она, — эти гвозди мы вынем. Они не нужны. Зато вот здесь ты забьешь мне один гвоздь, побольше. Он мне пригодится. Хорошо? — Хорошо! — согласился Алёшка. Мать взяла клещи и вытащила из стены десять гвоздей. Потом дала Алёшке стул, он забрался на него и забил большой гвоздь повыше. — Вот этот гвоздь самый нужный, — сказала мать и повесила на него кастрюльку. Теперь Алёшка, как зайдет на кухню, так на стенку смотрит: висит кастрюлька? Висит. Значит, и верно, что он самый нужный гвоздь забил.

Когда люди радуются

В школе ребятам часто говорили: — Вы должны уметь хорошо трудиться. Так трудиться, чтобы люди потом сказали: вот какие золотые руки у наших ребят! Алёшка любил столярничать. Отец купил ему столярный станок и инструменты. Научился Алёшка работать — сделал себе самокат. Хороший самокат получился, не грех и похвалиться! — Смотри, — сказал он отцу, — какой самокат! — Неплохо! — ответил отец. Алёшка — во двор, к ребятам: — Смотрите, какой я самокат сделал! — Ничего самокат! — сказали ребята. — Катайся! Алёшка катался-катался на своём самокате — никто на него не смотрит. Надоело ему. Бросил он самокат. Весной в школе ребята должны были рассаду выращивать, чтобы потом, когда совсем тепло станет, высадить её во дворе. Учительница сказала: — Нам старшеклассники ящики обещали сделать. Как будут готовы, так и займёмся рассадой. А Алёшка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать. Подумаешь! Это не самокат какой-нибудь. Проще простого. В субботу Алёшка трудился и всё воскресенье, а в понедельник принёс в школу два ящика, как раз на два окна. Увидели ребята ящики. — Вот это да! — сказали. — Золотые у тебя руки! Учительница увидела и тоже обрадовалась: — Ну и золотые руки у тебя! Молодец! Домой Алёшка пришёл, а мать ему и говорит: — Очень я довольна тобой, сынок! Встретила я учительницу твою, товарищей, и все говорят, что у тебя золотые руки. Вечером мать отцу об этом сказала, и он тоже похвалил сына. — Пап! — спросил Алёшка. — А почему, когда я самокат сделал, меня никто не похвалил, никто не говорил, что у меня золотые руки? А сейчас говорят? Ведь самокат труднее сделать! — А потому, что самокат ты для себя одного сделал, а ящики — для всех, — сказал отец. — Вот люди и радуются!