21.11.2022

КУРС НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ

Он позволит предприятиям региона выдерживать штормы и развиваться

Длина — 141 метр, ширина — без малого 17, высота борта — 6. Это основные параметры нового судна, предназначенного для перевозки грузов по рекам и морям. На днях его спустили на воду в Нижнем Новгороде. В торжественной церемонии принял участие губернатор Глеб Никитин.

Сухогруз пока не готов отправиться в рейс. Остались последние штрихи — специалисты придадут судну законченный вид прямо на воде. Затем стартуют ходовые испытания. Как только их признают успешными, корабль займёт своё место в грузовом флоте страны. Как рассказал глава региона, теплоход стал девятым, построенным на нижегородских верфях по заказу государственной транспортной лизинговой компании. На очереди — ещё два. Причём работа идёт с опережением графика. К примеру, этот сухогруз спустили на воду на три месяца раньше намеченного. Помогли бережливые технологии, которые на судостроительном предприятии внедряют в рамках проекта «Производительность труда». — Это одно из наших конкурентных преимуществ, — подчеркнул генеральный директор завода Михаил Першин. — Продолжаем работать над повышением эффективности производства. Всего в стране спущено на воду более 60 сухогрузов, из них около половины построено на нижегородском предприятии. Отечественный гражданский флот переживает масштабную модернизацию, на её темпы не повлияла даже сложная экономическая ситуация. В строй встают не только новые сухогрузы, но и круизные теплоходы, в строительстве которых у нижегородских корабелов накоплен большой опыт. По прогнозам, спрос на суда такого рода в ближайшее время может достичь нескольких десятков. Реорганизацию проходит и промысловый флот при поддержке государства, разумеется. Принята программа инвестиционных квот, по условиям которой, компании, занимающиеся добычей морских деликатесов, должны вложить средства в строительство современных судов. А им без дополнительных процедур предоставляют квоты на вылов крабов, моллюсков, рыбы. В противном случае бороться за разрешение на добычу морских деликатесов придётся на аукционах. Программа связала навашинское судостроительное предприятие с дальневосточной компанией, специализирующейся на вылове крабов. Последняя сделала нашим корабелам заказ на создание трёх плавучих фабрик. Основная — готова приступить к работе. Краболов-процессор предназначен для промышленной добычи морских раков и их переработки на судовой фабрике. Промысловый корабль может провести в автономном плавании 40 дней. Численность экипажа — 32 человека. В день плавучее предприятие способно выпускать до 15 тонн готовой продукции. — Судостроение — одна из приоритетных отраслей для области, — подчеркнул Глеб Никитин. — Она представлена 20 компаниями, в которых трудятся более 9 тысяч человек. Наши корабелы пользуются большим авторитетом, основные предприятия загружены заказами до конца 2024 года. Особого уважения заслуживает тот факт, что заводы не стоят на месте, развиваются. Освоен выпуск краболовов-процессоров, возобновлено строительство судов на подводных крыльях. Многие компании отрасли являются участниками национального проекта «Производительность труда», а некоторые из них стали первопроходцами на пути внедрения бережливых технологий. Оптимизация производственного процесса стала одним из козырей, позволяющих предприятиям выходить победителями из нынешней ситуации. Её на днях обсудили участники заседания региональной ассоциации промышленников и предпринимателей. К разговору присоединились Глеб Никитин и председатель Законодательного Собрания области Евгений Люлин. — За девять месяцев года объём отгруженной предприятиями продукции составил около 1,2 триллиона рублей, что превышает показатель 2021-го на 14 процентов, — подвёл промежуточные итоги глава региона. — Доля перерабатывающей отрасли в общей копилке превысила 90 процентов. Индекс производства за этот период сопоставим с результатом прошлого года, когда промышленность, преодолев кризис 2020-го, самого сложного в плане эпидемиологической обстановки, устремилась вверх. Наложенные санкции несколько замедлили движение, но совсем не затормозили. И это несмотря на то, что многим предприятиям пришлось срочно менять ориентиры в поиске поставщиков комплектующих, оборудования, сырья. — Главный приоритет развития промышленности региона в настоящий момент — импортозамещение, — подчеркнул губернатор. Основные усилия сосредоточены на организации отечественного производства деталей и комплектующих. По многим позициям такое замещение возможно. При этом занимаемся поиском альтернативных поставщиков, снижаем административные барьеры для беспрепятственного ввоза продукции, необходимой для безостановочной работы предприятий региона. Способствуют этому и меры помощи, оказываемой государством. Компаниям, приобретающим в лизинг оборудование, компенсируют часть расходов. Региональный фонд поддержки промышленности докапитализирован до 1 миллиарда рублей. На федеральном уровне субсидируют процентную ставку по оборотным кредитам. Помимо бережливых технологий у предприятий региона в рукаве имеется ещё один козырь — модернизация, она также велась при поддержке государства. В последние годы компании вкладывали большой объём средств в обновление производственных линий и оборудования, расширение ассортимента. Всё это положительно отразилось на качестве выпускаемой продукции, её конкурентоспособности, позволило создать определённый запас прочности. — Нижегородская промышленность твёрдо стоит на ногах, — считает Евгений Люлин. — Переживаем непростые времена, но они открывают и новые возможности по развитию технологий, реализации инвестиционных проектов. Серьёзная задача стоит в сфере кадровой политики. Вопрос требует системного подхода. Необходимо открывать отделения вузов в районах области и обучать ребят под конкретное производство, чтобы они закрепились на предприятии и остались на нём работать.

Юлия БОРИСОВА.

Фото Кирилла МАРТЫНОВА.