ПУТЬ К ДЕНЬГАМ

Об этом уникальном человеке мы могли бы узнать многое. На склоне лет он написал воспоминания — две толстые амбарные книги, которые после его ухода из жизни, опечатав, тут же забрали в хранилище фабрики Гознака. Из 1500 исписанных листов в музее иногда показывают начало рукописи, где автор знакомил будущих читателей со своим сиротским крестьянским детством в деревне Меледино Княгининского уезда. Рукопись до сих пор хранится в архиве под грифом «Секретно», и всё, что в ней изложено, по-прежнему представляет собой важную государственную тайну. Кто знает, будет ли она когда-нибудь раскрыта. Вот видите, мы тоже поддались эйфории секретности и даже не упомянули, о ком сегодня хотим рассказать. А речь пойдёт о талантливом изобретателе, без натяжки можно сказать — великом, который выручил мир от одной из серьёзнейших бед — подделки денег. Человека этого звали Иван Иванович Орлов.

Гроза мошенников

Подделка бумажных денег стала всеобщей государственной головной болью с момента их появления, а это уже несколько веков. Что только не делали с мастерами подделок, каким только суровым казням не подвергали фальшивомонетчиков! Но спасу от них не было. Подделка денег считалась серьёзным государственным преступлением, и бороться с этим лихом должны были правоохранительные органы. Казалось бы, цепочка ясна, но, как оказывается, в этой цепочке не хватало одного важного звена: забыты те, чьей профессией является изготовление денежных знаков. И вот один из таких будущих специалистов подрастал в селе Меледино Княгининского уезда. Природа одарила мальчонку любознательностью и интересом ко всякого рода редким в те годы механизмам. Ему было бы не выбраться из сиротства, нужды и голода, но судьба послала в помощь добрых людей, иначе и не скажешь. Упомянем имя нижегородского купца Ивана Власова. Он заприметил мальца, когда тот мыл посуду в трактире, переехав из села к матери в Нижний Новогород, и устроил его в Кулибинское ремесленное училище. Обнаружив в подростке ещё и тягу к рисованию, помог перебраться в Москву и поступить в Строгановское художественное училище. Местный священник, провожавший Ивана Орлова из села, предсказал ему будущее: «Высоко и далеко придётся летать!» Так шаг за шагом гроза фальшивомонетчиков приближался к своим пока ещё не известным соперникам, не дремавшим в своём деле. Денежный рынок был по-прежнему наводнён фальшивками, и хоть к тому времени жестокие казни для этих «мастеров» были отменены, длительные сроки тюрьмы и каторга их всегда с нетерпением ждали. Иван Орлов даже в мыслях не держал будущую встречу. Сыскарём и ловцом фальшивомонетчиков он быть не собирался. Начинал работать на жаккардово-ткацкой фабрике мебельных материй, улучшал их расцветку. А тут в одной из московских газет прочитал статью о подделке денег. Вопрос, который ставился в статье: «Почему бы специалистам не заняться улучшением защиты кредитных билетов введением в бумагу каких-нибудь волокон, ниток или какой-нибудь ткани?» — его задел и заинтересовал. А что если попробовать? Он запишет в своих воспоминаниях: «Для защиты бумажных ценностей от подделки соорудил проект тканых денежных знаков, снабдил его рисунками и образцами, специально выработанными для этой цели». Проект его не приняли — дорог был в исполнении, но пригласили явиться в Экспедицию заготовления государственных бумаг для переговоров. С 1 марта 1886 года его главным жизненным интересом становятся деньги — вернее, их защита. «На моё счастье, — вспоминал он, — усилилась необходимость в изыскании более действенных средств защиты ввиду увеличения в денежном обороте фальшивых кредитных билетов».

Радужный проект

Появлением бумажных денег в России мы обязаны Екатерине II. Пять рублей — синенькая бумажка, или «синица». Десять — красненькая. Кстати, известная пословица о журавле в небе и синице в руках — именно о деньгах, а не о какой-то романтике. Роль синицы в пословице исполняла та самая синенькая пятирублёвка. Но пройдёт ещё полвека, прежде чем деньги раскрасят. И если смотреть на полную коллекцию российских денег, то можно открыть для себя шедевры полиграфического искусства. А уж даже не очень сильное увеличительное стекло удивит вас переливами красок на купюрах. Но деньги были ходовым товаром, в руках долго не задерживались, а оттого и не очень запоминались. Только в музеях ныне можно увидеть совсем незнакомое для нас искусство, в котором были свои мастера удивления. Может быть, вы впервые узнаете, что деньги в России печатались так называемой «орловской печатью». Конечно, возникнет ассоциация — если на купюрах есть гербовые орлы, то название пошло от них. А вот и нет: идёт оно от изобретателя этой печати — Ивана Ивановича Орлова. Да, того самого, о котором мы ведём рассказ. Помните, его проект защиты денег от подделок был отклонён, но автор его был принят на должность учёного рисовальщика и получил всяческую поддержку управляющего Экспедицией заготовления государственных бумаг профессора Роберта Эмильевича Ленца. Новичку предстояло досконально изучить «денежную полиграфию». Ему впервые пришлось узнать, что такое литофания, гальванопластика и стереотипия, увидеть работу гильоширных и рельефных машин, познакомиться с гравированием на стали, с фототипей и хромолитографией. Он решил, что должен знать материалы уголовных архивов по истории подделок, и углубился в криминалистику. По наставлению профессора Ленца едет в Европу и знакомится с различными технологиями печатания денег. Время торопило его. Заказы на ценные бумаги увеличивались. С разрешения управляющего он перенёс часть работ на дом, его домашнюю лабораторию тут же оснастили всем необходимым. Вот сейчас мы подошли к сложной теме понимания того, что же Иван Орлов решил сделать. В то время деньги печатались, как обычные цветные картинки. Каждый цвет — отдельная гравированная пластина-клише. На бумаге рисунок совмещался, и получалась цветная картинка. Если на обыкновенных журнальных иллюстрациях можно заметить смещения цветов или резкие переходы цветности в местах стыков клише, то на денежных купюрах это не допускалось. Попадутся вам в руки старые деньги, присмотритесь к сеточному орнаменту их фона. Вы удивитесь плавным переходам цветов. Поэтому деньги той поры и называли радужными. Печать таких денег была трудоёмкой. Фальшивомонетчики, конечно, могли знать технологию печатания денег и пытались её повторить в подпольных условиях. Им удавалось приблизиться к идеалу, однако бдительные служащие банков фальшивки вылавливали. Но это в банках, а на базарах или в лавках фальшивые деньги могли не заметить. Как раз в это время «учёный рисовальщик» Иван Иванович Орлов и вступил в единоборство с фальшивомонетчиками. Он поставил перед собой цель — создать машину, которая печатала бы денежные купюры «за один раскат» без совмещения цветовых клише. Конечно, нам было бы любопытно взглянуть на схему работы этой машины, мы бы многое поняли. Но на это не будем надеяться. Её ещё никто не думал рассекречивать. А сам Иван Иванович предупреждал, что все специалисты, работающие в этой отрасли, «должны быть обеспечены на всю жизнь, даже в том случае, если кто из них, сделавшись инвалидом, не будет в состоянии заниматься своей исключительно редкой и изолированной профессией».

Предсказание войн

Первый отзыв о печатной машине Ивана Орлова высказал профессор Р.Э. Ленц: «По способу И.И. Орлова в Экспедиции отпечатано уже более 70 миллионов кредитных билетов и других ценных бумаг, никакие особенные затруднения при том не возникали, и количество брака не только не увеличилось, но, напротив, оно ныне меньше, чем пять лет тому назад». Сам Иван Иванович был тоже доволен, что «достиг желаемого совершенства». Изобретение стало распространяться по миру: первый патент получен в Германии, затем во Франции и Англии, только после них машина была запатентована в Российской империи. Способ орловской печати демонстрировался на всемирных промышленных выставках в Чикаго и Париже. А машина Орлова признана «крупнейшим достижением техники». Последовали предложения от зарубежных фирм о переходе к ним на службу. Он всем вежливо отказывал, были другие планы: «Я далёк от мысли навязывать своё мнение культурным народам. Однако профессиональный долг обязывает меня поднять вопрос о вероятной возможности возникновения войн при помощи фальшивок. Все народы, связанные между собой торгово-промышленными делами, могут страдать от этих замаскированных войн, но ведь и моя родина не застрахована от этого зла». Он хорошо изучил «это зло». Ни одна война не обходилась без забрасывания страны-противника фальшивыми деньгами. Наполеон, шедший войной на Россию, прихватил с собой огромное количество фальшивых бумажных купюр. «Французские рубли» попортили много крови российскому правительству. Наполеон просчитался в одном: фальшивки надо было внедрять в России до войны, подрывая экономику, во время нашествия о них уже знали и старались выловить. Японцы во время русскояпонской войны распространяли поддельные российские кредитные билеты. Венгры при поддержке Германии пытались обрушить экономику Франции поддельными франками. Постепенно Иван Орлов приходит к выводу, что, кроме кровопролитных войн, могут быть войны другого рода: «Хотя война при помощи фальшивок меньшее зло, чем человекоистребление, тем не менее это всё-таки есть зло». Орлов признаётся, что его «мозгование не имело и тени всемирного характера», но оно «подогревало мысли о защите».

«Такие люди необходимы»

Иван Иванович Орлов в своих записках настаивал на создании международных патентных организаций и союзов изобретателей, которые, в его понятии, и могли бы стать основой «объединения передовых культурных народов». «Работая для всех народов, я одновременно буду работать и для своей родины. Я иду на это дело не с лёгким багажом. При совместном искреннем желании и во всеоружии соответствующих знаний и опыта, я надеюсь, не составит особого непосильного труда к достижению цели». Но этого не случилось. Основная причина — семейные обстоятельства: тяжело заболела жена, и они всем семейством переезжают на Нижегородчину, в его родное Меледино. Здесь он учительствует, работает в поле и пишет свои воспоминания. Лишь одно перечисление глав говорит, о чём размышлял в сельской тиши: «Появление и развитие творчества», «Свойства и капризы творческой мысли», «Философия и психология творчества». Среди архивных бумаг Орлова хранится и этот документ: выписка из протокола заседания исполкома Княгининского уездного Совдепа от 19 сентября 1918 года: «Такие люди, как И.И. Орлов, необходимы Совету народного хозяйства, но ввиду того, что у нас ещё этого Совета не образовано, да и вообще он свои знания и опыт не может применить здесь, необходимо продвинуть И.И. Орлова в центральные учреждения». Документ был понят в высших инстанциях, и путь Ивана Ивановича Орлова продолжился. Он проработал консультантом в Гознаке ещё десяток лет. Умирал он долго и мучительно. Написали, что от рака. Провожали его 28 декабря 1928 года. Всё, что было в его рабочем кабинете, собрали в коробки, опечатали и неизвестно куда увезли. Распорядителем на похоронах был «всесоюзный староста» М.И. Калинин. Отыскать могилу Ивана Ивановича Орлова можно на Новодевичьем кладбище в Москве и прочесть на памятнике: «Создатель ротационной многокрасочной печатной машины». Говорит ли вам что-нибудь эта надпись? Если б ещё знать, что это за машина… К сведению читателей: на сегодняшний день российские бумажные деньги остаются одними из самых защищённых в мире, их труднее всего подделать.

Вячеслав ФЁДОРОВ.

Фото из открытых источников.