08.11.2022

РИСОВАТЬ КАК МЕЧТАТЬ

Фантазия должна жить на воле

Весёлые цветовые пятна на фасаде этого длинного двухэтажного здания заметны издали. Здесь взращивают искусство. В правом крыле правит бал музыка, это музыкальная школа. В левом крыле — школа художественная. Ее директор, мой проводник, Евгения Гусева, знает каждый здешний сантиметр, как свои пять пальцев.

Просто космос

На стене при входе девиз: «Рисовать — это как мечтать, только на бумаге». Мы идем по аккуратным коридорам. Здание в этом году было капитально отремонтировано, вложили порядка десяти миллионов рублей: заменили полы, потолки, освещение, стены выровняли и покрасили. На стенах — картины, картины, картины. Замечаю знакомый художественный почерк. — Это Панкова? — Копия ее работы, которую выполнила наша выпускница Ольга Смирнова. Мы обожаем Наталию Панкову, — отвечает Евгения Александровна. На стенах здесь вывешивают работы выпускников, недавние работы учеников или что-нибудь из фондов. Вот, например, несколько фотографий: девушки в необычных — мимо не пройдешь! — нарядах. Читаю надписи: «Королева с планеты Венера», «Фея с планеты Макемаке», «Калейдоскоп планет» — целая космическая фантазия. А какие причудливые материалы использованы в нарядах — вуаль, изолон — вспененный полиэтилен, покрытый с двух сторон фольгой, бифлекс — тянущаяся в двух направлениях синтетическая ткань. Все эти костюмы — дело рук учениц отделения дизайна, открытого в школе как профориентационный класс. Их «Осенняя космическая фантазия» была создана полтора года назад. Сколько тщательности, сколько фантазии в этих костюмах на космические темы. Образы подобраны до мелочей, здесь — необычный вязаный корсет, там — шикарный головной убор. Класс ведет Ирина Васильевна Игнатьева, выпускница Ивановской текстильной академии, ее диплом принимал сам Вячеслав Зайцев. Не случайно костюмы учениц Ирины Васильевны получают дипломы на межрегиональных конкурсах. А мы идем в класс прикладного искусства, где занимается с детьми Анжелика Владимировна Казарова, молодой специалист. В школе она — с февраля нынешнего года. Трудовая и творческая биография Анжелики Казаровой такова: выросла в Тонкино, училась здесь в художественной школе, затем окончила Нижегородское художественное училище с красным дипломом, вернулась на родную землю преподавать. Строгая, серьезная, основательная в объяснениях, она внимательна к ученикам, разбирает с ними каждую мелочь, постоянно подсказывает, как и что. Ученики — под стать своей наставнице, тихие и серьезные, мы вошли — в классе ни шепотка, только карандаши тихонько шуршат. Дети рисуют драпировку — ткань, подвешенную так, чтобы были складки, разбирают каждый штрих — горизонтально или вертикально он должен лежать, наносят на рисунок штриховку. Это кропотливая работа. — Рисунок — самый сложный предмет в любой школе искусств, начиная с того, чтобы остро-преостро наточить карандаш. Это занятие всегда требует собранности, — комментирует Анжелика Владимировна. — Самые веселые уроки — когда мы рисуем работы на конкурс, на темы любимых произведений, или занимаемся чем-либо декоративно-прикладным. На уроках рисунка дети всегда более серьезны.

Как натуру съели

На стенах класса — множество различных работ: черно-белая графика и цвет, натюрморты и орнаменты. Есть и работы самой Анжелики Владимировны. Нередко на занятиях, когда ставится новый натюрморт, она садится рядом с учениками и рисует параллельно с ними. Завершённая работа играет роль методического пособия: дети смотрят на эту работу и добавляют какие-то детали, используют штрихи. Ребятам всё нравится — рисунок, живопись, композиция. Но случаются на занятиях и трудности. Их преодолевают сообща. Например, ученики часто боятся выпустить на волю свою фантазию. Но когда преодолевают страх… Возникают многофигурные композиции, в которых отражены переработанные комиксы, или работы на тему горьковской повести «Старуха Изергиль», или образ буквы: берется сказка, выбирается буква алфавита, внутри неё — сценка из сказки. За пять лет обучения в художественной школе дети осваивают множество материалов и техник: соусы (вид пастели), сангина, простой карандаш, акварель, гуашь, масло. Рисуют натюрморты, человеческие фигуры, чучела птиц. Однажды для натюрморта Анжелика Казарова принесла арбуз, его нарисовали, расставили все нужные акценты, а потом съели «натуру». На окончание школы каждый ученик традиционно получает на память буклет со своими фотографиями. Буклет печатается силами самой школы, и на его страницах — вся история пятилетнего взросления юного художника. Отличный сувенир на память.

Богатство никто не считал

Входя в этот небольшой кабинет, каждый ахнет от удивления. Вокруг — неисчислимое множество предметов, которые могут составить неплохую экспозицию исторического музея. Кстати, школе не раз предлагали открыть музей на базе своего методического фонда. Это старинные и более современные бытовые предметы, целая коллекция, которую собирали 50 лет. Насколько велика коллекция — никто не считал. Однажды взялись пересчитывать, да отступились. Грубо, на глазок — под тысячу. Одних тканей для драпировок — три сотни. Полдесятка старинных прялок. Одна даже с резьбой. На самой старой видны следы топора: рубленая, не на станке сделанная. Посмотрите, посмотрите, какие вёдра и чаши из цельного куска дерева. Много долбленых бытовых изделий, туески, лари для хранения зерна — и рядом совок для зерна же, умывальнички, чайнички, сметанники, ухваты, очень богатый реквизит для натюрмортов и других постановок. Есть понастоящему уникальные исторические бытовые вещи. Откуда же такое богатство? Приносят ученики, находят в порушенных домах, отдают ставшие ненужными залежи из бабушкиных сундуков. Даже живописную корягу с улицы принесли. Не все понимают в деталях, для чего это нужно, но отдают старые часы, самовары, керамические вазы. Однажды школа даже объявляла конкурс на лучшую находку. Так сложилась традиция пополнять коллекцию, которой теперь художественная школа гордится, использует по назначению и показывает всем своим гостям. В каждой художественной школе есть подобные фонды. Но именно этот, тонкинский — очень богатый, им занимаются постоянно и рады любому обновлению. На радость юным художникам. Кстати, обычно в художественную школу принимают детей с 9-10 лет. Но бывают и исключения. Мне показали рисунки 7-летней девочки, которая проявляет тягу к художественному творчеству с детского сада. Её сразу взяли в подготовительную группу — за очевидный талант.

Светлана КУКИНА.

Фото автора.

р.п. Тонкино.

#газета #землянижегородская #тонкино #культура #живопись