КАК ПРИХОДЯТ ДОМОЙ ТЕ, КТО УЖЕ НИКОГДА НЕ ВЕРНЁТСЯ

Эту карту вы помните по публикации в прошлом номере нашей газеты. Мы специально её оставили, чтобы вам было легче ориентироваться. Напомним, мы рассказывали о гибели сторожевого корабля «Буря» и базового тральщика «Фугас» у острова Большой Тютерс в августе 1942 года. Они были найдены дайверами разведывательно-водолазной команды экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы». Но вернёмся к карте. Вы уже знаете, что чёрная линия на ней, соединившая берега Финского залива, отмечает рубеж минных заграждений. Этот рубеж называли «морем с клёцками». Он стал препятствием для выхода подводных лодок в акваторию Балтийского флота. Подводные поисковики с помощью применения современных эхолотов смогли найти места гибели 17 подлодок и более 20 надводных кораблей, уничтоженных или потерпевших крушения во время Великой Отечественной и Первой мировой войн. Весной 1942 года Военный совет Балтфлота дал приказ экипажам подводных крейсеров: во что бы то ни стало сорвать поставки меди, леса, руды из Финляндии и Швеции в Германию. Советским подводным лодкам удавалось прорываться через минные заграждения и бить врага по всей Балтике. Но бывали потери. В ходе поиска удалось установить место гибели подводной лодки Щ-308. У этой лодки, изготовленной в Горьком на заводе «Красное Сормово», была непростая судьба.

В ноябре 1932 года на заводе «Красное Сормово» была заложена вторая по счету дизель-электрическая торпедная подлодка серии V-бис проекта «Щ». Изготовление субмарины на предприятии № 112, как тогда именовался завод, с самого начала столкнулось с большими трудностями. В первую очередь из-за нехватки рабочих, низкого уровня квалификации и общей культуры труда, недостатка производственных площадей. Скажем, большие листы металла с участка обработки до стапеля тащили более недели. Лодку приходилось строить практически вручную. Значительные трудности вызвала транспортировка лодок в Ленинград. Волга в 1930-е годы соединялась с Балтийским морем через сложную систему каналов и шлюзов, плавание по которым для неповоротливых доков было делом весьма сложным.

Проблемы возникли сразу

20 сентября 1934 года плавучий док с подлодкой «Семга» вышел из заводского затона на Волге и отправился в путь на север. Для команды Щ-308 это путешествие стало настоящей бедой. Переход занял 20 суток вместо 16 запланированных. Судно не было оборудовано габаритными огнями и вообще какой-либо электрикой. Для освещения использовались керосиновые лампы, и потому было много простоев в тумане и в тёмное время суток. Док неоднократно садился на мель, например, 30 сентября застрял в районе Белого озера, серьёзно погнув при этом руль. 10 сентября помятый док прибыл-таки в Ленинград. Но на этом приключения «Семги» не закончились. 18 октября на ней были установлены электромоторы, а 31-го — четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата. При этом оказалось, что до госприемки на Щ-308 необходимо проделать огромный объём работ. Например, на ней отсутствовало устройство погрузки торпед. В Сормове, видимо, этого сознательно «не заметили», чтобы побыстрее отправить лодку. 16декабря «Семга» всё же вышла из Ленинграда в Кронштадт. Но и это небольшое расстояние она преодолеть не смогла — вечером взорвался правый электромотор. Повреждения оказались настолько серьёзными, что ходовые испытания, и без того отложенные, были сорваны, лодка осталась зимовать в Ленинграде.

На базу не вернулась

Боевая служба «Семги» оказалась такой же неудачной, как постройка и «доставка». Щ-308 не столько плавала, сколько ремонтировалась. В Финской войне она участия не принимала, так как в это время проходила очередной капремонт. После нападения Германии на СССР в июле-августе 1941 года «Семга» совершила первый боевой поход. Однако её тогдашний командир Александр Маркелов по разным причинам отказывался от атак проходящих немецких судов, ссылаясь на «незначительность» целей. Вроде как экономил торпеды. Между тем объектов для атак было более чем достаточно. Шведское правительство разрешило транзит германских войск в Финляндию через свои территориальные воды. Все они преспокойно проследовали к пунктам назначения прямо перед носом у Щ-308. Благоприятные возможности для атак были упущены 24, 26, 30, 31 июля и дважды — в начале августа. В конце концов, командование приказало Маркелову «топить любые цели». «Семга» вышла в атаку на конвой, но в решающий момент командир посчитал, что лодка обнаружена, и от торпедного залпа отказался. В результате Маркелов и комиссар лодки Орлов по возвращении на базу были отданы под трибунал, который приговорил их к расстрелу за трусость и малодушие. В июле 1942 года субмарина вышла из Кронштадта, однако при подходе к острову Лавансаари у неё обнаружились неполадки с плавучестью, а затем из-за слабой выучки экипажа она ещё и повредила горизонтальные рули. В итоге новый командир «Семги» капитан-лейтенант Иван Артамонов был снят с должности. После очередного ремонта лодка получила нового командира, капитана 3-го ранга Льва Костылева, который, кстати, не имел опыта командования лодками типа «Щ». Тем не менее, 15 сентября 1942 года «Семга» вышла в очередной боевой поход. Уже через неделю Щ-308 заняла позицию в районе финского острова Утё в Балтийском море. 20 октября командир доложил в штаб по радиосвязи: ПЛ провела четыре торпедных атаки — против финского минного заградителя «Руотсинсальми», немецкого госпитального судна «Рюген», танкера «Хидензее» и вспомогательного противолодочного корабля «Шифф-47». Однако подводники так ни в кого и не попали, зато сама субмарина была повреждена таранным ударом немецкого судна. «После атаки корабля командир подлодки Костылев сообщил на базу, что «Семга» повреждена, и получил «добро» на возвращение новым маршрутом — через Нарвский залив, проход между банками Неугрунд и Намси. Командование считало, что так было легче пройти минные поля», — рассказал историк Мирослав Морозов. Но Щ-308 и сорок моряков не вернулись из боевого похода…

Гибель была неминуема

До обнаружения остова Щ-308 существовало несколько версий её гибели — торпедная атака противника, глубинная бомба, потеря плавучести от полученных ранее повреждений… Когда Щ-308 была найдена, исследователи выяснили истинную причину: подлодка наскочила на немецкую мину, когда возвращалась набазу.Установилидажедату -между 24 и 26 октября 1942 года. Тут помогли записи в журнале с немецкого наблюдательного поста на острове Большой Тютерс. Там говорится, что в эти дни было зафиксировано несколько взрывов глубоководных бомб из минного заграждения. «Когда мы нашли лодку, она была полностью покрыта кусками рыболовецких сетей, — сказал руководитель поискового отряда Константин Богданов. — На находку нас навёл один рыбак, который рассказал, что у острова Большой Тютерс рыбацкие суда часто теряли сети или ломали тралы. Подводный осмотр деталей рубки показал — рули глубины стоят в положении «на погружение», руль поворота — «право на борт». Это означает, заключили специалисты, что лодка активно маневрировала. Перископ был приподнят и развернут в сторону острова Большой Тютерс. И тогда дайверы поняли, что произошло с субмариной. Лодка двигалась точно по рекомендованному ей маршруту, форсируя минные рубежи. Очевидно, после длительных манёвров под водой Костылев решил уточнить местоположение по береговым ориентирам через перископ. Субмарина подняласьнаглубину12метров.Командир сориентировался по острову Тютерс, и подлодка стала погружаться на глубину 30-40 метров. По версии историка Михаила Иванова, метод форсирования минного заграждения был рекомендован руководством Балтфлота — подныривать под минрепами (тросы якорной морской мины ЕМС) и под всевозможными детонационными устройствами, которые висели на этих минрепах. Но так случилось, что «Семга» начала погружаться именно там, где стояли мины… По мнению эксперта, большая часть экипажа была жива. Но после взрыва в поврежденном корпусе Щ-308 образовались течи, в лодку хлынули тонны ледяной воды. Через несколько минут она была практически затоплена. Ещё и воздух был отравлен ядовитыми испарениями хлора из аккумуляторных батарей. Гибель экипажа была страшной и неминуемой… Командир Костылев и 39 моряков подлодки Щ-308 больше не считаются без вести пропавшими. Они похоронены на дне Балтийского моря, юго-восточнее острова Большой Тютерс, где стояли мины мощнейшего противолодочного заграждения «Зееигель» («Морской ёж»).

Геннадий ЧАРОДЕЕВ.

(Продолжение следует).

ПОХОРОНЕНЫ В МОРЕ

На подводной лодке Щ-308 погибли наши земляки

ГАЛКИН Иван Кузьмич, 1919 г.р., старший краснофлотец, рулевой. Уроженец Тоншаевского района. Призван в РККФ Сталинским РВК г. Горького в 1939 году. САМОГЛЯДОВ Константин Михайлович, 1920 г.р., краснофлотец, электрик. Уроженец с. Холуй ныне Южского района Ивановской области. Призван в РККФ Балахнинским РВК Горьковской области в 1941 году. КОЗИН Фёдор Иванович, 1921 г.р., краснофлотец, моторист. Уроженец села Верширово ныне Сергачского района Нижегородской области. Призван в РККФ в 1940 году Сталинским РВК г. Горького.

#газета #землянижегородская #война #возвращённыеимена #сормово #подлодка