КАК ПРИХОДЯТ ДОМОЙ ТЕ, КТО УЖЕ НИКОГДА НЕ ВЕРНЁТСЯ

Большой Тютерс — один из островов Финского залива. С момента окончания Великой Отечественной и до начала двухтысячных за ним закрепилось название «Остров смерти». При отступлении осенью 1944 года германские войска заминировали здесь буквально каждый метр. Для того чтобы очистить остров от «смертоносного железа», понадобилось несколько десятилетий. Но схроны боеприпасов находят здесь до сих пор.

Долгие семь лет

Для того чтобы найти опасные предметы, геофизики метр за метром проходят дюны с магнитометром. Если под землей есть боеприпасы, звук прибора повышается до визга. Геофизик Олег Выборнов подсчитал, что за две недели работы на дюнах он прошел более 100 километров. «Находок очень много. Этим способом обнаружили и пушки, и закопанную колючую проволоку, и склады боеприпасов», — говорит Выборнов. Немцы заняли Большой Тютерс в марте 1942 года и сразу развернули по его сторонам четыре артиллерийские батареи. Задача отбить остров у врага стала одной из важнейших для Красной армии. Всего в 18 километрах отсюда находится еще один остров — Гогланд. Он был захвачен финнами. Большой Тютерс и Гогланд находятся в 180 километрах от Ленинграда и в 75 километрах от Финляндии. Именно это место Финского залива военные называют «окном в Европу»: тот, кто владеет островами, владеет Балтийским морем. Впервые разобраться, где именно покоятся сторожевой корабль «Буря» и базовый тральщик «Фугас», разведывательно-водолазная команда Константина Богданова попыталась в 2015 году. Примерно в том месте, где, по архивным данным, суда подорвались на минах, гидролокационная аппаратура показала покорёженную груду железа, глубокую яму и большой понтон. Однако полученные изображения были неважного качества, а погода — не слишком благосклонна к подводным исследователям. Получить более подробную информацию в тот момент не удалось. — Видимость тогда была почти нулевая, освещение тоже оставляло желать лучшего, — вспоминает руководитель экспедиции Константин Богданов. — И мы оставили вопрос открытым. Прошло несколько лет, прежде чем смогли вернуться в этот район снова. Сейчас исследователи оснащены гораздо лучше, кроме того, уже второй год продолжается сотрудничество с морской инженерной компанией «Фертоинг». Её технические возможности позволяют более качественно сканировать дно Финского залива. В результате с помощью гидролокатора и многолучевого эхолота специалисты компании получили очень качественные изображения двух судов, разорванных пополам, одно — на глубине 30 метров, второе — почти 50 метров. После того как координаты кораблей стали известны, в дело вступили подводные исследователи разведывательно-водолазной команды. Предстояло заснять найденные объекты, постараться обнаружить характерные особенности судов по их обломкам, внимательно изучить детали. Погода и в этом году не баловала — штормило, постоянно дул пронизывающий северный ветер. Приходилось выгадывать буквально по нескольку часов в дватри дня, чтобы спускаться под воду и проводить исследовательские работы, зачастую в условиях очень плохой видимости — дождь, ветер, течения поднимали муть со дна.

Звучат колокола над островом

С идентификацией «Бури» участникам экспедиции повезло — название удалось обнаружить на корме, рядом было изображение герба СССР. «Фугас» опознавали по обводам корпуса и положению обломков относительно первого корабля. Корабли и лежат поразному: фрагменты «Бури», погружаясь под воду, перевернулись кверху килем, скрыв всё, кроме килевой части и небольшой полосы палубы. Обе половины «Фугаса» открыты для исследований, но из-за погоды видимость была далеко не такой хорошей, как хотелось бы. Тем не менее без любопытных находок не обошлось. — На «Буре» сохранились лампочки, — делится Константин Богданов. — Когда стираешь с них ил, становятся видны вольфрамовые нити внутри — они до сих пор целы. А неподалёку от кормы я нашёл расчёску — обычную расчёску с резьбой… Между воткнутыми в грунт снарядами — каски солдат… «Буря» и «Фугас» погибли 24 августа 1942 года при набеговой операции на Большом Тютерсе. Они должны были обстрелять береговые укрепления, а в случае появления вражеских кораблей вступить с ними в бой. Если представится возможность, то и высадить десант. Но в силу ряда обстоятельств выполнить боевую задачу не смогли — оба подорвались на минах с разницей буквально в два часа. 23 августа 2022 года поисковики-подводники совершили погружения к погибшим кораблям «Буря» и «Фугас», установив на них мемориальные таблички со списками имён экипажей. На следующий день, 24 августа, ровно через 80 лет с момента гибели «Бури» и «Фугаса», в том самом месте, где под морскими волнами покоятся их экипажи, с учебного корабля Балтийского флота «Перекоп» спустили на воду венки и цветы. Погибшим краснофлотцам были отданы воинские почести — состоялся ружейный салют. На борту «Перекопа» присутствовали родственники погибших, которые доэтого момента не знали, как и где оборвалась жизнь их предков. В тот же день на берегу бухты Сюркюля острова Гогланд состоялся мемориальный концерт — впервые за 80 лет звучали колокола-рынды, поднятые с погибших во время войны кораблей. Получая сообщение «пропал без вести», семьи моряков и подводников, как правило, не знали, в ходе какой операции и в каких водах погиб родной человек. С тем, чтобы установить, где именно он покоится, дело обстоит сложнее. Чтобы выяснить точные координаты затонувших судов, сделать их фотографии и сообщить о них родным моряков, исследователи разведывательно-водолазной команды Константина Богданова год за годом упорно погружаются под воду, обнаруживая всё новые и новые жертвы Великой Отечественной войны. Правда, найти нужно не только погибших, но и их семьи, что не так-то легко.

Ольга ЛАДЫГИНА (Русское географическое общество).

Фото пресс-служба РГО/ Анна ЮРГЕНСЕН.

Перед вами карта Финского залива. В правой её части вы без труда отыщете Ленинград и Кронштадт — и это поможет вам сориентироваться. Обратите внимание на ломаную чёрную линию, соединившую берега залива. В войну здесь проходил противолодочный рубеж. Немцы перекрыли минами залив, а на островах расположились немецкие гарнизоны, которые могли обстреливать надводные корабли. В самой середине карты отыщете островок Большой Тютерс. Это был ключ к заливу. Командование Балтфлота дважды предпринимало попытку захвата острова. Первый раз в апреле 1942 года гарнизон острова атаковали 175 десантников 1-го особого отдельного лыжного полка КБФ. Все они погибли. Вторая попытка была предпринята в августе 1942 года. Два корабля «Буря» и «Фугас» подорвались на минах. Погибли команды кораблей и 104 краснофлотца-десантника. Седьмой год подряд на Большом Тютерсе работает совместная экспедиция Русского географического общества и Министерства обороны России. И вот первый итог поисков: 24 августа на острове Большой Тютерс в 80-ю годовщину со дня гибели сторожевого корабля «Буря» и базового тральщика «Фугас» был открыт памятник морякам и десантникам Балтфлота. Как показал поиск, среди моряков и десантников было много наших земляков. Так что у острова Большой Тютерс в Финском заливе мы задержимся надолго, а о военных событиях, которые здесь происходили, вы узнаете впервые.

ПОХОРОНЕНЫ В МОРЕ

На сторожевом корабле (СКР) «Буря» погибли наши земляки

ПРОШИНАлександр Фёдорович, 1915 г.р., краснофлотец, котельный машинист. Призван на флот Выксунским РВК. ДАСИН Николай Афаносович, 1915 г.р., старшина 2-й статьи. Уроженец с. Сосновка Сосновского района. Призван Павловским РВК в 1937 году. ЛУКИН Александр Григорьевич, 1919 г.р., машинист. Уроженец Муромского района Горьковской области. Призван в 1939 году. КАШИН Валерий Васильевич, 1919 г.р., ст. краснофлотец, моторист. Уроженец г. Горького. Призван в 1937 году. В списке погибших моряков базового тральщика «Фугас» мы земляков не нашли. Мы продолжим наш поиск. И расскажем вам о двух подводных лодкахсормовичках, погибших в этих местах. Ещё нам предстоит узнать об апрельском лыжном десанте 1942 года. У нас имеются списки погибших участников этого десанта. Среди них есть наши земляки. Так что следите за нашим поиском.

#газета #землянижегородская #возвращённыеимена #большойтютерс #балтфлот #экспедиция