ПИЩА С ПРИСТАВКОЙ «ЭКО»

Включиться в «зеленый проект» может каждый

Этот урожай на ардатовских полях во многом уникален. Без единого грамма химикатов выращены рожь, пшеница, полба, овёс. Фермерское хозяйство Шавкята Абаева использует технологию органического земледелия. Всего по стране сертификаты на выпуск органической продукции пока еще имеют чуть более 80 из нескольких тысяч сельхозпредприятий, хотя в федеральном Минсельхозе уверены, что переключение на органику — перспективное направление: «зеленый» сегмент мирового продовольственного рынка крайне популярен. Возможность успеть включиться в этот процесс есть у каждого.

Питание требует пересмотра

С недавних пор сделать этот «шаг назад» в агрономической науке стало проще. Президентом подписан закон об органическом земледелии. Появился и стандарт продукции от 2016 года. Чтобы она считалась таковой, три года на полях не должны использоваться никакие удобрения и яды. После этого одна из четырех новых лабораторий возьмет анализы и может присвоить знак «органика». Сертификаты соответствия на земельные участки и продукцию теперь выдают отечественные лаборатории, а раньше были только международные. Хозяйство Шавкята Шамильевича находится вдали от автомобильных трасс и крупных населённых пунктов. Добраться до «органических» земель непросто — после съезда с шоссе даже шустрая «Нива» едва не застряла среди полей и холмов. Хорошо дождя в этот день не было, иначе по «неодетым» дорогам и вовсе было бы не проехать. — Для меня так даже лучше, — улыбается Абаев, — чем дальше, тем чище. Органическое земледелие заключается в том, что используются только природные ресурсы — почвенные биоты и силы самого растения. Мы не вносим извне вообще ничего — ни химии, ни ядов. Мне волею судьбы досталось вводить в оборот земли залежные. Более 20 лет там ничего не выращивалось. Для старта органического земледелия это даже лучше. Значит, мне не нужен обязательный трёхлетний период перехода с обычного земледелия на органическое. Да и то не факт, что за этот срок земля успела бы полностью очиститься. Так что своим полям вокруг я рад. По образованию Шавкят Шамильевич не аграрий, а горный инженер. Но имел хобби, всю жизнь что-то на своих приусадебных участках выращивал. Жизнь его побросала по всему миру, поменял 16 мест жительства в разных климатических зонах. И везде либо огородничал, либо сажал сады. Трудился на полях по всей России, в Киргизии, Канаде. Многолетний и разнообразный опыт привел к осознанию, что человечеству неизбежно придется пересматривать свои принципы питания. Важно, чтобы пища была здоровой. Шавкят задался целью по мере своих сил насытить рынок хотя бы для детей продуктами органического земледелия. Начал с зерновых — полба, рожь, пшеница. Полба для русских — древняя культура. Она и у Пушкина упоминается. Работник Балда именно ее ел за троих — работал за десятерых. В прошлом году Абаев её посеял три сорта с весьма удовлетворительным результатом. В этом году посевы расширил. Следующим этапом будет переработка, производство крупы. Новатор нацелен на производство конечного продукта, предлагать который намерен в первую очередь в детские учреждения. Это новатор считает важным вкладом в оздоровление нации.

Госпрограмма — дело времени

— Об экономической выгоде органики на личном опыте мне судить пока рано, — оговаривается фермер. — Могу говорить только об опыте тех, кто этим путём идет дольше меня. При правильной организации всё рентабельно, иначе этим не занимались бы. Хороший опыт наработан в Пензенской области у Анатолия Шугурова. Он больше 30 лет не использует никакой химии. Начав с урожайности 10- 12 центнеров с га, сейчас имеет стабильно 30-40 центнеров с га. Да, это путь не для торопыг. Заработать много денег уже завтра — не получится. Чтобы земля вошла в режим, потребуется несколько лет. Не менее 3-4 лет надо строго выдерживать технологию. Только после этого земля начнёт давать отдачу и наращивать собственный потенциал. Изюминка в том, что при органическом способе земледелия плодородие не уменьшается, а наоборот, постоянно повышается. Земля не истощается, а начинает сама себя кормить. Ведь те же чернозёмы — это скопившаяся и перегнившая за много лет растительность. Но аграрий той же самой органики произведёт больше, чем луговая трава. При сборе урожая у поля забирают только зерно, солома остаётся, подпитывая органикой плодородный слой. Она служит прекрасным удобрением и позволяет накопить влагу в почве за осенне-зимний период. Со временем даже бедные земли станут отличным чернозёмом, насыщенным перегноем. При урожае в 30 центнеров ещё 120 центнеров составят солома + пожнивные остатки + корневая система. Именно они дадут слой в 5-7 см, где живёт и работает биота, то есть природный комплекс живых организмов. – Да, наш метод пока не получил массового признания, — рассуждает Шавкят Шамильевич. — Но шаги делаются всё большим числом энтузиастов. Госпрограмма — дело времени. Ведь для этого важен лишь успех первопроходцев. А мы будем пропагандировать чистое полеводство. Новатор признаётся, что реакция бывает разной. Опытные сельхозники поначалу сразу отвергают, называя «органику» баловством. В местном сельхозуправлении ему не препятствовали, но сказали: «Шавкят, не занимайся ерундой. Бери землю и вноси удобрения, как положено». Абаев скептикам обычно отвечает, что на Руси хлеб всегда успешно растили, а химии-то не было. Так что корни у экоземледелия гораздо более древние, чем у современного. Теория описана Евгением Овсинским в XIX веке, но есть и успешная практика. Под Пензой Анатолий Шугуров возделывает уже 7 тысяч га. В Орле у Владимира Ковакина 10 лет гречиха по органическому методу даёт по 25 центнеров с га. Шавкяту Абаеву и самому есть чем поделиться. Он посеял рожь по целине. Одна тысяча семян с этих колосьев при взвешивании показала 45 граммов. Не у каждого и пшеница столько весит. Замер ржи у соседей показал 27 граммов. Вот вам и органика! И это мы не говорим о разнице во вкусе конечной продукции. Изумительный вкус гречневой каши, которой угощал Ковакин, Шавкят Шамильевич до сих пор забыть не может.

Разбросать и забыть

Переход на экоземледелие потребовал иного подхода к обработке почвы. Первой и главной задачей было введение залежей в оборот. Деревья и кусты новатор убирал дисковой бороной. Очищенный участок остаётся под парами на всё лето. Осенью поле засевается. Тут уже есть нюансы. Конечно, Шавкят Шамильевич не ходит по полю с лукошком и не бросает семена пригоршней. Но принцип всё же именно такой. Озимые высеваются РУМом перекрёстным проходом — половину нормы в одном направлении, половину — в другом. До 200 га за день этот агрегат засевает, борона не успевает за ним бегать. Используется отечественная боронамотыга. Она отлично рыхлит на 3-4 см, такая обработка равносильна 100 кг внесения азотных удобрений. После такой неглубокой заделки и боронования настаёт время просто забыть про посеянное. Больше на поле никаких работ не проводится, следующий этап — уже только уборка. Так экономятся сразу несколько операций. Яровые по экотехнологии заделываются чуть сложнее. Пара проходов культиватором провоцирует развитие сорняков, потом их надо уничтожить, создать посевное ложе в 4-5 см. Только после этого посев возможен. Зато не требуется строгого «попадания» в сроки сева. Заделать семена можно и в конце мая, и в начале июня. Неважно даже, будут дожди или нет. Ведь влага в рыхлом почвенном слое всегда есть: чем жарче, тем ее больше. Норма высева тут просто мизерная — 120 кг на гектар, хотя в округе никто меньше 250 не сеет. Но так достигается оптимальная площадь питания для растений. Вся суть в естественности процесса — растение само кустится, выбирая нужную густоту, заполняя собой пространство. Фермер убеждён, что растение не заложит ни одного лишнего колоса, если нет питания. Уборка тоже не совсем традиционная. Прямое комбайнирование возможно, но только на чистом поле. Абаев сначала валит колос в валки, а потом подборщиком собирает и обмолачивает.

Сорняки сдались сами

Техники для органического земледелия требуется меньше. Можно обойтись дискатором, культиватором, бороной-мотыгой и комбайном. На первых порах нужны ещё агрегаты для возвращения полей в оборот — плуги, корчеватели, даже бульдозер. — Недавно работаю, землю еще в порядок привожу, — улыбается хозяин. — Озимых только первый посев прошлой осенью сделал. Так что весь мой опыт пока на полях — 800 га, из которых 500 га озимых. Планирую добавить еще 500 га озимых, пока только это по силам. Севооборот в планах трехпольный. Но пока двухпольный: год — озимые, год — пары, пока поля не войдут в норму. За два года — один урожай. Пар попробую и сидеральный, и чёрный. На поле, где еще в прошлом году был густой лес, сегодня колосится рожь сорта Таловская-41 выше человеческого роста. Начальник районного сельхозуправления Вячеслав Кудряшов сделал пару шагов от края поля и потерялся среди густых колосьев. Средняя кустистость 12 колосьев, но есть и по 38. Рядом сорт Московская-15 налился зерном не хуже. Оба сорта хлебопёки охотно берут в качестве улучшителя. — Очень сильные растения, — восхищается Кудряшов. — Если бы мне сказали, что тут всё посеяно сеялкой, то и не удивительно, а в то, что это посеяно разбрасывателем, верится с трудом. Теперь вижу в этом не только экономию, но и качество. Такая практика у нас была в Голяткине, но от нужды, а тут осознанный способ сева. Помню, что посеяно поле 15 сентября, как раз перед дождями. Думалось, что поздновато, но вижу отличный результат. Многие земледельцы района хорошо помнят, как на этих полях не раз плуги ломались. Мало кто верил, что тут не то что добрый колос, а вообще что-нибудь вырастет. Однако первый опыт выращивания сельхозкультур без удобрений и химии оказался удачным. Абаевская рожь сама победила сорняки. Так же развивалась и полба сортов Руно, Здрава, Янтара. Растения хорошо раскустились, подавив все сорняки вокруг. Зерно с приставкой «эко» от ардатовского новатора, выращенное с бережным отношением к природной экосистеме, скоро может громко заявить о себе.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Ардатовский район.

#газета #землянижегородская #ардатов #фермер #растениеводство