ВИННИ-ПУХ, ТЫ НЕ ПРАВ
Нравятся нам эти пчёлы
Такое оборудование — единственное в области. В собранном виде похоже на небольшой нефтеперегонный завод. Или на огромный самогонный аппарат. Баки-цистерны, трубы причудливых форм… Но это ни то, ни другое. Здесь, в посёлке Буревестник Богородского округа, базируется потребительский кооператив пчеловодов. Основателем выступил предприниматель и фермер Алексей Тараканов. Объединение создано несколько месяцев назад, сейчас туда входят пять участников. Алексей Алексеевич надеется, что со временем удастся привлечь в кооператив несколько десятков, а лучше — сотен пасечников.
Проторить дорожку
База для наращивания представительства имеется. По данным областного общества пчеловодов, в регионе занимаются сладким, но кропотливым делом 1300 любителей. В этой же сфере нашли себя полтора десятка фермеров и предпринимателей. У Алексея Тараканова налажено производство ульев. Что касается пасеки, держит 250 семей. По меркам нашего региона, пчелиное поселение считается крупной производственной единицей. Пробовал выходить на внешние рынки — поставлял мёд в Польшу. Это подтолкнуло к идее создания кооператива. Спрос на продукцию есть, можно отправлять на экспорт более крупные объёмы. Мировой стандарт одной партии — 20 тонн. Но как обеспечить такую прорву товара? С помощью кооперации. Правда, сейчас ситуация в мировой экономике изменилась. Россию пытаются отодвинуть на задворки внешнеэкономической жизни. — Теперь сложнее поставлять продукцию в Европу, — соглашается фермер. — Но найти путь можно — через ту же Прибалтику. Конечно, это дополнительные расходы, что снижает прибыль. К тому же, сдерживаемый курс рубля уменьшает общую выручку. Однако протаптывать дорожку всё равно надо, когда-нибудь связи начнут восстанавливаться. Не следует забывать также про восточные рынки и, конечно, про внутренние.
Точка за точкой
Алексей Тараканов вошёл в проект Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, которую ещё называют Корпорацией МСП. Она реализует общероссийский проект «Фермерский островок». Суть в том, что сельхозпроизводители получают места для реализации продукции в крупных торговых сетях. Как рассказывает Алексей Алексеевич, уже открыты две точки — в Нижнем Новгороде и Дзержинске. Сеть будет расширяться, а вместе с ней расти и возможности кооператива по сбыту. Становление кооператива проходит при поддержке Инновационно-консультационного центра АПК области. — Предлагаем Алексею Алексеевичу поставлять продукцию на прилавки самих сетей, причём даже за пределами области, — говорит директор центра Лидия Краснова. — Видим, что такая возможность есть — цена товара вполне конкурентная, качество на уровне. Окажем всю необходимую поддержку. Проект важен для нашего региона, поскольку освещает его, скажем так, с неожиданной стороны. Кстати, покупателям предлагают не только мёд. Присутствуют другие продукты пчеловодства — пыльца, перга, воск, маточное молочко. Что это за сущности, читайте в пояснении «Наш словарик».
Промышленный подход
Кооператив начал оказывать помощь своим участникам. К примеру, они могут на выгодных условиях откачивать мёд, получать необходимый инвентарь, расходные материалы. Это тоже входит в число преимуществ объединения. Доступ к услугам не заказан сторонним клиентам, но уже на коммерческом принципе. Мы начали эту публикацию с рассказа об оборудовании, которое похоже на нефтеперегонный завод. Подобные ассоциации вызывает гомогенизатор — одна из главных составляющих промышленного ведения отрасли. Он необходим, чтобы формировать однородный по составу мёд от разных поставщиков. Это обязательное условие при реализации больших партий на свободном рынке. Оборудование обошлось в 40 миллионов рублей. Около 15 процентов от суммы составила поддержка из области в виде кредита с низкой ставкой. — На очереди обустройство лаборатории, — рассказывает Алексей Тараканов. — Система тоже недешёвая, но всё-таки скромнее гомогенизатора. Область опять же обещает помощь. Когда пчеловодческий кооператив встанет на ноги, он получит возможность участвовать в грантовых программах поддержки наряду с представителями других отраслей АПК. Кроме того, в регионе рассматриваются варианты госпомощи непосредственно отрасли пчеловодства. Если будут приняты положительные решения, нижегородские пасечники могут воспрянуть духом. В настоящий момент большинство из них варится в собственном соку, точнее — в мёде.
Пример рядом
— Что-то не нравятся мне эти пчёлы, — говорил Винни-Пух. А вот Алексею Тараканову нравятся. Дело у него семейное — заняты супруга Ольга, сын Артём. Дочь Анна осваивает профессию пчеловода в одном из учебных заведений Польши. Там же получила образование старшая Дарья и сейчас с мужем развивает бизнес в этой отрасли. Дочери уехали за границу ещё до нынешних событий. Причём не случайно. В нашей области не осталось ни одного учебного заведения, где бы давали профессию зоотехника по пчеловодству. Польша на тот период была оптимальным вариантом. Вопрос о восстановлении специальности поднимали не так давно на заседании аграрного комитета Законодательного Собрания. Сельхозакадемия обещала подумать. Но там бесконечно меняются ректоры, так что пока не подумала. Аграрные колледжи и техникумы тоже не проявляют инициативы. Впрочем, в пчеловодстве главное даже не образование, а призвание. Алексей Алексеевич постигал премудрости промысла на практике, изучал литературу, ездил по миру за опытом. Потому что ему интересно. По этой же самой причине он обязательно наладит промышленный подход к отрасли. Впереди много работы, но есть с кого брать пример — с тех, кто славится трудолюбием. С пчёл.
Александр СИНИЦЫН.
Фото автора.
Богородский округ.
#газета #землянижегородская #богородск #пчеловодство #мёд #пчёлы #буревестник