ЕСТЬ РЕШЕНИЕ ПО КАЖДОМУ ВОПРОСУ

Подрядчики всегда готовы идти навстречу

Очертания скоростной трассы М12 уже хорошо просматриваются из космоса. Это ещё не конечный вариант дороги, её пунктирная линия. Но для объекта, работы на котором стартовали в прошлом году, немало. 800 километров будущей магистрали, которая свяжет Москву и Казань, поделили на несколько этапов. У каждого — свой проект и план его реализации. Работы идут на всех участках. Трассу прокладывают не в одной плоскости, её дополняют мостами, развязками, виадуками.

Скоростная лента дороги опояшет несколько регионов, в том числе Нижегородскую область. Трасса идёт с запада на восток по территории Навашинского, Ардатовского, Арзамасского, Вадского, Перевозского, Бутурлинского, Сергачского, Пильнинского районов. С высоты птичьего полёта видно, как изменился рельеф местности: на равнинных участках вдруг выросли горы — это щебень, песок, необходимые для прокладки магистрали, грунт, снятый при планировке. Вдоль будущей дороги вытянулись городки для рабочих, установлены заводы по производству асфальтобетона. Согласно официальной информации, строительство на ряде участков идёт с опережением графика. И это при том, что специалисты столкнулись с определёнными трудностями, причём именно в нашей области. Виноват сложный рельеф. На берегах Волги и Оки наблюдаются активные карстовые процессы. Чтобы они не повредили дороге, специалисты обустраивают скважины, заполняют полости и уплотняют грунт. Только после этого приступают к укладке подушки из песка и щебня. На пути магистрали нередко встают овраги, ложбины, холмы и возвышенности. Первые — засыпают, вторые — срезают. Немалую проблему представляют собой болота и торфяники. Вопрос решают с помощью технологии установки текстильно-песчаных свай. Однако с рядом сложностей сталкиваются не только строители. Скоростная трасса, ещё когда была в проекте, вызывала у нижегородцев немало опасений. Переживали крестьяне — часть полей им пришлось отдать под дорогу. Экологи били тревогу из-за неизбежной вырубки деревьев — магистраль не обошла стороной лес. Сельхозпредприятия, коммунальные хозяйства с началом строительства столкнулись с кадровыми проблемами — механизаторы и водители присоединились к прокладке магистрали. Историки опасались, что памятники археологии из-за скоростной трассы будут для них навсегда потеряны. Но, прежде чем приступить к работам, провели раскопки на территории 23 древних и средневековых поселений. Крестьянам выплатили компенсацию за отчуждённые земли. В ряде регионов уже проведены лесовосстановительные работы, на очереди — Нижегородская область. При строительстве мостов и переправ пришлось потревожить водный мир. Чтобы компенсировать потери, в реки выпускают мальков рыб. Проектом магистрали предусмотрено обустройство 60 переходов для диких животных, дабы не нарушать привычные пути миграции. Что касается кадрового вопроса, каждое предприятие искало свои пути его решения. И нашло. Активная фаза, в которую вступил процесс прокладки магистрали, вызывает определённый дискомфорт у жителей близлежащих сёл и деревень. Но ни одно большое дело не обходится без временных трудностей. Люди жалуются на шум и грохот, работы порой не берут перерыв даже на ночь. Другие испытали на себе пылевые бури, вызванные движением тяжёлой техники. Она же нередко становится причиной разбитых дорог местного значения. С подобной проблемой уже столкнулись жители ряда деревень нашей области. В подрядные организации, занимающиеся строительством М12, посыпались жалобы, подкреплённые фотографиями, на которых выбоины и колеи, оставленные большегрузами. К сожалению, решить вопрос прямо сейчас не представляется возможным. Ремонтировать испорченные дороги, пока ведутся работы, нецелесообразно. Но и отказаться от их использования строители не могут — других путей подвоза стройматериалов нет. Выход один: ставить заплаты на ямы. Что и обещают делать подрядчики. А по окончании работ на М12 намерены привести пострадавшие дороги в полный порядок. Изначально планировали сдать трассу в эксплуатацию в 2024-м. Но велика вероятность, что работы удастся завершить на год раньше. Движение по первому участку М12 откроют уже на излёте 2022-го.

Владимир ТАРАСОВ.

Фото предоставлено компанией «Автобан».

Макроэкономический эффект от ввода в эксплуатацию трассы М12 оценивается в 2,4 триллиона рублей. В строительстве магистрали задействовано несколько десятков тысяч человек. Когда по дороге будет открыто движение, работу в организациях, занятых её эксплуатацией, найдут порядка 5 тысяч специалистов. Время в пути от Москвы до Нижнего Новгорода сократится до четырёх часов. Чтобы добраться из областного центра до Казани, потребуется три часа.