04.08.2022

ВХОДЯЩЕГО ОБНИМЕТ БОГОРОДИЦА

Четвёртый собор возведён в четвёртом уделе Царицы Небесной

В этом году Серафимовские торжества в Дивееве, с которых традиционно начинается август для православных россиян, станут особенными. Сёстры и гости Свято-Троицкой обители получают грандиозный духовный подарок. Кульминацией праздника станет освящение недавно выстроенного и богато украшенного Благовещенского собора. Этот храм — явление для Нижегородской области исключительное. История его рождения связана с предсказанием Серафима Саровского и заслуживает особого рассказа.

Заповедь из тонкого сна

— История монастыря начиналась на дивеевской земле в середине XVIII века с маленькой деревянной Никольской церквушки, — поведала монахиня Макария. — Однажды на дрова, сложенные у её паперти, присела отдохнуть утомленная от долгого пути будущая первоначальница обители матушка Александра. Вышла она из Киевского Флоровского женского монастыря, совершив путешествие по слову Царицы Небесной. Богородица явилась к ней в тонком сне и повелела идти на север России, обходя все великорусские обители. Там указано будет место такое, на котором родится обитель, равной которой нет и не будет на земле. Место, где явилась к ней Божья Матерь, матушка Александра решила отметить особенно — строительством каменного храма. Будучи богатой помещицей, все свои имения она продала, на вырученные деньги удалось возвести замечательный собор, известный сегодня как Казанский. История первого собора теснейшим образом связана с возведением нового Благовещенского. Оба они построены на одной линии. Связывают их также стили. Казанский храм выстроен в так называемом псевдорусском стиле. Он именуется ещё провинциальным барокко или русским барокко. Дело в том, что строили его уже в конце XVIII века, то есть время классического барокко было в прошлом. Поэтому и зовут стиль псевдорусским, ведь все отличительные черты, присущие барокко, он всё же несёт. Его как бы двойные купола отличаются от древнерусских, похожих на свечу или шлем. В предсказании батюшки Серафима про эту церковь есть и такие слова, что в последние времена вся земля сгорит, но только три храма поднимутся к небу. Запомнили сестры в предсказанном, кроме Казанского храма, только Успенский собор в Киево-Печерской лавре. Какая же церковь должна быть третьей, поднявшейся к небу, по слову Серафимову, сегодня неизвестно. Должно быть, это и промыслительно — пусть каждый думает, что именно его церковь упоминается в предсказании Серафима. Говорил батюшка и так: подобна она будет Иерусалимскому храму своим величием и красотой, станет ядром в середине, а вокруг неё будет множество приделов и пристроев. Так и случилось. Сегодня храм, выстроенный в обычной архитектуре храмакорабля с двумя мачтами, имеет множество приделов. Сейчас там действуют 13 маленьких храмов, посвященных кому-либо из сонма дивеевских святых.

Быть рукавом или шубой

Предсказание Серафимово, конечно, касается не одного храма. Оно всеобъемлюще. Видел старец, по словам монахини Макарии, буквально всю историю обители на многие годы вперед: — В начале XIX века, когда жив ещё был батюшка Серафим, когда живы были первые сёстры наши, здесь, на дивеевской земле, ещё ничего не было, кроме полей. А Серафим уже представлял, что здесь будет. Однажды он сел и нарисовал план будущей Дивеевской лавры. Его сестры бережно сохраняют в Троицком соборе. В центре плана большим крестом отмечен главный Троицкий собор обители. Малым крестиком отмечен Казанский собор. Монастырские корпуса им нарисованы так, как они выглядят сейчас. Отмечена и Канавка. Всё батюшка представлял, как будет. Говорил Серафим удивительные вещи, в которые тогда было поверить просто невозможно: «Саров — это только рукав, а Дивеево — целая шуба». Как было поверить, когда в Сарове уже стояли великолепные соборы, двухэтажные кельи. Там жили знаменитые старцы. А в Дивееве ничего не было, обитель только начиналась. Но прошло много лет, и уже появилась возможность взглянуть на обитель из космоса. Однажды архитектор монастыря посмотрела на схему, снятую с космической высоты. При сравнении карты Саровской пустыни и Дивеевского монастыря обнаружилась удивительная вещь. Дивеевский монастырь имеет вид «полочки» верхней одежды с подкройным воротником. Все на этой «выкройке» есть, кроме рукава. А вот очертания Саровской пустыни как раз рукавто и напоминают. Так и вышло по предсказанию, кому быть рукавом, а кому — шубой. Задолго до наших дней Серафим все изобразил на рукописном плане.

В нарушение предания

По пути от Казанского собора к Благовещенскому лежит великолепный Троицкий собор с главной святыней — мощами самого батюшки. Выстроен Троицкий в псевдовизантийском стиле. И этот собор не обошло предсказание. Батюшка предрёк, что плоть его лежать будет в Дивееве. Ещё при жизни на эти слова ему возражали. Похоронили его поначалу и правда в Сарове. Но всё было управлено по слову Серафимову. После долгих путешествий мощи его легли в Дивееве. По преданию, батюшка заповедал построить в монастыре холодный собор (сегодня это и есть Троицкий), а также и тёплый зимний, который надлежит поставить на одной линии с колокольней и холодным собором в конце Канавки. Только как же это сделать? Ведь место было занято деревянной Тихвинской церковью. Поэтому новый собор взялись строить в начале, а не в конце Канавки — по сути, нарушив слово старца. Построенный не по преданию собор ждала трудная судьба. Возведенный в 1916 году, расписанный и подготовленный к освящению, из-за последовавших в стране революционных перемен он даже не получил имени. Так его и называли просто Новый собор. Освятили храм, ставший Преображенским, только в 1998 году. Величественный и прекрасный, пятипрестольный, под красивыми шлемовидными куполами, он тоже построен в псевдорусском стиле, характерном для владимирских храмов.

По золотому эталону

На этом сестры не остановились. На том заповедном месте, где предсказал Серафим, взялись строить собор, о котором он говорил. Митрополит Греческий, узнав историю монастыря, начавшуюся с Троицкого собора, воскликнул: «У них же был уже один собор, зачем ещё один?» Но сестры делали всё по слову Серафимову. Сегодня в дополнение к трём соборам появился четвёртый. Начали стройку в 2012 году, а уже в 2015-м освятили главный престол нижнего храма. В нижнем этаже двухэтажного храма пять престолов. Наверху еще семь. Шесть из них уже освящены, а седьмой — главный — ждёт освящения. Сёстры надеются, что это произойдет 1 августа, и будет он освящён в честь Благовещения. Это не случайно. Сёстры помнят слова батюшки о том, что обязательно в Дивееве будет храм в честь иконы Божьей Матери «Умиление». Такого храма пока нет. Но ведь икона «Умиление» — это и есть Благовещение Божьей Матери. Таким образом, будет в Дивееве собор, посвящённый главному празднику, ради которого и была написана эта икона. Собор стал самым большим в монастыре. В верхнем храме смогут одновременно молиться до 2000 человек. Выстроен он по эталону, указанному самой Царицей Небесной. Мерой послужил золотой пояс, который варяг Шимон привёз для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Длина пояса 126 см (половина косой сажени), так что заповеданная высота в 50 поясов составила 60 метров. Эта связь с лаврой — третьим уделом Богородицы — предмет гордости и радости для сестёр. По первоначальному замыслу собор должен быть украшен мозаикой лишь частично, ведь это очень долго и кропотливо. Большую часть намечалось расписать. Но увидели необыкновенную красоту нижнего храма, приняли решение украшать мозаикой оба этажа целиком. На тот момент в стране не было ни одного полностью мозаичного храма, так что решение стало смелым. Мозаика и долговечна, и красива, и настраивает на молитву. — Для такой масштабной работы семь лет — это очень быстро, — уверяет монахиня Макария. — А ведь это тончайшая работа. Взглянем поближе — каждая мозаика буквально в несколько миллиметров. Проработаны на изображениях все детали. Даже складки на одежде живут, лица отражают эмоции. Ни одного схематичного лица вы не увидите. Наши мозаики не уступят рукописным фрескам. Всё уникально, с малейшими деталями. Паломник, попадая в храм, сразу видит над алтарем масштабное изображение Богородицы. Работа мастеров мозаики, умело использовавших игру света, тени и особенности храмового рельефа — поражает. Богородица буквально обнимает гостя, даря ощущение прихода в дом родной.

Александр КУРИКОВ.

Фото автора.

Дивеевский район.