ПОСЛЕДНИЙ РЫЦАРЬ ИМПРЕССИОНИЗМА

Имя художника открывают заново

В Нижегородском художественном музее в кремле открылась выставка нашего земляка Константина Кузнецова, организованная совместно с Фондом содействия сохранению культурного наследия художника. Выставка важная, она открывает имя выдающегося живописца для нижегородцев: долгое время на родине о нём почти ничего не было известно, хотя во Франции когда-то он получил признание. Сегодня, как отмечают организаторы выставки, происходит переосмысление роли Константина Кузнецова в истории русской живописи.

Почти детективная история

О Константине Кузнецове широко заговорили год назад, когда в Москве, в Третьяковской галерее, впервые в России была представлена выставка-ретроспектива его работ, названная открытием, даже сенсацией. Выставка в Нижнем Новгороде специально формировалась для показа на родине художника. Часть работ отреставрирована и впервые представлена публике. В неё вошли более пятидесяти полотен, документы и фотографии. Уехав из Нижнего Новгорода в Париж, Константин Кузнецов воспринял и продолжил традицию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Критики, оценивая творчество «русского парижанина», ставили его работы в один ряд с такими мастерами, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек. Критик Франсуа Тьебо-Сиссон назвал Кузнецова «последним рыцарем импрессионизма». Судьба художника необычна, а история открытия его работ — почти детективная. Несколько лет назад коллекционер Андрей Щербинин, будучи в Париже, зашёл в небольшую галерею, где ему, узнав, что он из России, предложили картины малоизвестного русского художника XIX века. Работы были покрыты белёсой плёнкой старого лака, которая не давала в полной мере оценить полотна. Коллекционер приобрёл картины Кузнецова. Их отвезли к реставратору. Когда слой испорченного лака сняли, проступили яркие краски. Картины поражали богатством колорита. Появилась идея устроить выставку, но о художнике было очень мало информации. Началось исследование, похожее на увлекательный детектив. По его итогам издана объёмная монография о художнике, а имя Кузнецова было заново открыто в живописи.

Картины достали с антресолей

— Самое удивительное, как нам удалось выйти на след потомков художника, — рассказывает директор Фонда Константина Кузнецова искусствовед Константин Ещеркин. — Мы узнали, что последняя выставка художника проходила в музее Понт-Авена в 1987 году. Написали туда письмо. Оказалось, что один из сотрудников помнил родственников Кузнецова, которые предоставили на ту выставку картины. Нам дали их почтовый адрес. Без особой надежды мы написали письмо и вскоре получили ответ от правнучки художника, она пригласила нас в гости. По словам искусствоведа, в старой парижской квартире на стенах висели картины в уже узнаваемой манере Константина Кузнецова. Главный сюрприз ждал в небольшой комнате, половину которой занимали антресоли. Хозяйка попросила достать с них увесистый рулон. Когда его развернули, оказалось, что это полотна мастера, которые хранились в таком виде с тех пор, как сам художник незадолго до смерти в 1936 году снял их с подрамников, переезжая из своей последней мастерской на улице Буассонад в Париже. Почти век потомки русского живописца хранили его работы, эскизы, документы, письма, передавая их из поколения в поколение. Исследователи из России получили возможность работать с наследием. Чтобы сохранить его, был создан специальный фонд. По словам создателей фонда, во всей этой истории они видят провидение, удачный случай, которые иногда бывают в мире искусства.

Из купцов в живописцы

Константин Кузнецов родился в 1863 году в селе Желнино Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Его отец Павел Игнатьевич Кузнецов происходил из крестьян, купеческого звания он так и не получил, но был состоятельным человеком, вместе с братом вёл торговлю на Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани. Есть факты, которые указывают на то, что они были из старообрядцев. В 1880 году был учреждён «Торговый дом Кузнецовых», который занимался грузоперевозками и рыболовным промыслом. Усадьба купцов Кузнецовых до сих пор стоит в Желнино, она — памятник архитектуры регионального значения. Сохранился дом в областном центре на улице Ильинской. Константин получил хорошее домашнее образование, с ранних лет тяготел к искусству — играл на фортепиано, начал заниматься живописью. По признанию художника, истоки его творчества — в беззаботном детстве и отрочестве, проведенном в родительском доме. Предположительно, он посещал открытую рисовальную студию Карелина. После смерти отца капитал и дела перешли трём его сыновьям. Имя Петра Павловича Кузнецова, брата Константина, хорошо известно в его родных краях — он много занимался благотворительностью, например, построил, потратив колоссальную сумму денег, земскую больницу в Растяпино, ныне Дзержинске, которая считалась тогда одной из лучших в губернии. Константин участвовал в семейном предприятии. С 1884 до середины 1990-х годов, живя в Нижнем Новгороде, много путешествует по России. Исследователи творчества художника считают, что в 1896 году в его жизни происходит переломный момент: на французской художественно-промышленной выставке в Москве он встречает полотно Клода Моне «Стог сена». Видимо, эта картина настолько его поразила, что он окончательно решает посвятить дальнейшую жизнь живописи. Кстати, на нынешней выставке в нижегородском художественном музее представлено полотно Константина Кузнецова, на котором в импрессионистской манере он изобразил пейзаж со стогом сена. Искусствоведы предполагают, что это может быть отсылкой к той работе кисти Клода Моне. В возрасте тридцати трёх лет нижегородский купец бросает семейное предприятие и уезжает в Европу, чтобы стать художником. В Париже поступает в студию академика Фернана Кормона, где до него учились Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог и другие известные художники. На летние месяцы художник приезжал домой, в Желнино, где собиралась вся семья. Много времени проводил в дубраве, на берегу реки, делал эскизы. На выставке в НГХМ можно увидеть его ранние работы, где изображен летний лес, а также портрет крестьянского мальчика. В 1900 году Константин Кузнецов женился на москвичке Александре Самодуровой и окончательно переехал с ней в Париж, поселившись в мастерской на Монмартре. В том же году, после окончания студии, он совершил первую поездку в Бретань, где задумал масштабную картину «Рыбаки из Конкарно». Видимо, тема рыбацкого труда была близка вчерашнему купцу, работавшему на Волге и занимавшемуся, в том числе, рыбной торговлей. В 1902 году художник подал заявку на участие в Салоне национального общества изящных искусств, его картина была принята благосклонно и приобретена французским государством, что было необычно для художника-иностранца.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

(Продолжение следует).

#газета #землянижегородская #живопись #культура #импрессионизм #выставка