ОБХОДНОЙ МАНЁВР

Поставка импортных комплектующих ведётся, несмотря на санкции

Обычно крестьяне весну ждут с нетерпением — засиделись за зиму в мастерских да кабинетах, хочется вновь ощутить просторы полей. Но нынче просят её не торопиться, пусть повременит с приходом, даст фору запастись всем необходимым к посевной. Пока не все хозяйства области готовы к выходу в поле. И дело на этот раз не только в дефиците финансов.

Динамика с плюсом

Основные сложности в санкциях, введённых западными странами. Из-за границы, когда эти границы можно было пересекать беспрепятственно, ввозили семена ряда сельхозкультур, средства защиты растений, технику и комплектующие к ней. Что касается последней, то в 2021-м, согласно данным «Российской газеты» со ссылкой на Tebiz Group, 75 процентов рынка сельхозмашин в России занимала импортная продукция, в 2020-м показатель составлял 69 процентов. Именно тот год стал точкой отсчёта, когда крестьяне вновь стали делать выбор в пользу заграничной техники. Основными импортёрами являются Германия и Нидерланды, в последнее время наблюдается рост поставок сельхозмашин из Китая и Белоруссии. 2021-й является годом большого технического обновления. Автопарки многих сельхозпредприятий страны пополнились современными боевыми единицами. Наша область выбилась в лидеры. Нижегородские крестьяне установили рекорд по объёму вложенных средств в техническое перевооружение. Машины и агрегаты покупали по линии региональной программы поддержки, с помощью лизинговых финансовых механизмов. В итоге удалось достичь положительной динамики в техническом переоснащении — современные единицы превалируют над отслужившими своё. При таком положении дел вполне можно позволить себе сбавить темпы перевооружения автопарка, памятуя об объективных причинах. Но чтобы трактор в сцепке с дискатором или посевным комплексом вышел в поле, его нужно подготовить. Требуются запчасти, расходные материалы. Если машина зарубежная, да ещё и относительно новая, комплектующие должны быть оригинальные, иначе её снимут с гарантийного обслуживания. Вопрос, где их взять?

Нити протянуты

Ответ на него искали участники областного совещания, организованного министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов. Среди приглашённых — начальники сельхозуправлений, руководители предприятий, представители компаний-поставщиков техники. Что касается последних, то не все сотрудники фирм-дилеров отважились взять слово, несмотря на то, что Николай Денисов, министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, призывал обрисовать ситуацию. Видимо, пока не всем компаниям есть что сказать. А крестьяне волнуются. Многие из них провели авансовые платежи за запчасти ещё в конце 2021-го. Практика обычная — на исходе года формируется заявка по расходникам, направляется дилеру, вносится оговорённый процент средств. Перед посевной запчасти согласно списку поставляются в хозяйство и происходит окончательный расчёт. Нынче отработанный алгоритм дал сбой. Во-первых, есть проблемы с поставками запчастей. Во-вторых, их стоимость значительно возросла по сравнению с первоначальным ценником. Как рассказала Ирина Милова, представитель дилера, сотрудничающего с американским производителем техники, иностранная компания приняла решение остаться на российском рынке. На прошлой неделе возобновилась отгрузка запчастей, до того в течение полумесяца она не велась. Стоимость комплектующих корректируется чуть ли не каждый день. Цена зависит от курса доллара, а он значительно вырос. Влияет на неё и новая транспортная схема. Прежняя не работает. Сообщение с Европой и Америкой нарушено, приходится везти товар в обход. — Номенклатуру комплектующих сверяют с санкционными списками, — объясняет Ирина. — Задержки по поставкам случаются ещё и по этой причине. Не всю продукцию разрешено поставлять на наш рынок. Если такую сверку не выполнить, транспорт с грузом на борту на таможне могут завернуть назад. Такие случаи были. Американская компания не только запчасти намерена продавать в России, но и технику. Правда, опять же не всю. Список наименований уточняется, на него влияют введённые санкции. К примеру, уже точно известно, что погрузчикам на наш рынок путь заказан. Но комплектующие к ним поступать будут. Согласно сформированным заявкам, отгружают запчасти к технике английского, итальянского, французского производства. Её реализует единая компания на территории области. Цены выросли по тем же причинам. Тот же дилер специализируется и на поставках смазочных материалов. Стоимость их, как нетрудно догадаться, повысилась, но продукция в наличии, отпускают её без лимитов. Правда, есть проблемы с гидравлическим маслом. Его поставками занимается отечественная компания. Пока в распоряжении дилера всего три бочки по 200 литров. На совещании обсуждалась возможность замены иностранных запчастей белорусскими. На прошлой неделе делегация соседнего государства побывала в области. Речь шла, в том числе, о поставках комплектующих к сельхозтехнике. Белорусы заверили, что смогут изготовить любую запчасть к иностранному трактору или комбайну. Вопрос уже поднимался в 2014 году, когда на Россию так же были наложены санкции. Но и тогда, и сейчас на пути встали объёмы. Из-за одной шестерёнки организовывать производство никто не станет. Пара-тройка тысяч — другое дело. Но такого количества одного наименования комплектующих не требуется.

Рынок замер

Меньше головной боли у тех, кто сделал ставку на китайские и белорусские машины. Транспортные схемы менять нет необходимости. Но цена идёт вверх из-за курса валют. Белорусы привязали стоимость техники к доллару, отсюда и повышение. Тем хозяйствам, которые работают на отечественных машинах, вроде бы опасаться нечего. Запчасти в наличии. Правда, цены на них тоже выросли в диапазоне 10-30 процентов. Повышение объясняют удорожанием стоимости металла на внутреннем рынке. По той же причине прибавят ценник и на готовые российские тракторы, комбайны, сеялки, плуги. Если кто-то из крестьян намерен в ближайшее время совершить столь серьёзную покупку, поставщики техники советуют поторопиться, пока стоимость держится в рамках. Чтобы цена оставалась в них, производители сельхозмашин обратились за помощью к государству. Просят увеличить финансирование программы субсидирования сельхозтехники и разрешить направлять льготные кредиты на покупку тракторов, комбайнов. Лизинговые механизмы остались без изменения. Машины продают на тех же условиях, что и в прошлом году. Правда, пока не очень понятно, что со стоимостью. Рынок замер, производители один за другим отзывают ценовые соглашения, новые условия продажи не оглашаются. Очевидно, что в приоритете у крестьян вновь будут отечественные агрегаты. Но при производстве без импортных комплектующих не обходится. Прежде их в основном завозили из Европы, в настоящее время машзаводы ищут альтернативных поставщиков, пытаются наладить связующие нити с предприятиями, не работающими на территории недружественных стран. Однако всю линейку техники производить в своём отечестве проблематично. К примеру, машины для сбора плодов и ягод у нас нет даже в разработке.

Лимит на льготы

Нынешний расклад требует от крестьян больше финансовых вливаний на подготовку к посевной. Изначальные планы приходится корректировать весьма существенно. И тут как нельзя кстати придутся льготные сезонные кредиты. Государство берётся субсидировать размер ключевой ставки, банк сверх того имеет право набавлять не больше 5 процентов. Федерация отпустила области лимит на оформление краткосрочных займов в 400 миллионов рублей. Сумма добавлена к ранее выделенным 200 миллионам. Всего из госбюджета на эти цели направят 600 миллионов рублей. Правительство области добавило от себя 150 миллионов рублей. В общей сложности получилось 500 миллионов — 350 миллионов уже было заложено в бюджете. В итоге субсидии из федерального и регионального бюджетов превысили миллиард рублей. В минсельхозпроде области отмечают: объёмы достаточны. В регионе действует своя программа льготного кредитования. Крестьяне в ней активно участвуют. Но повысившаяся ключевая ставка привела к удорожанию ранее оформленных займов. Однако условия областной программы позволяют компенсировать затраты по таким кредитам, исходя из текущей ситуации. Необходимо срочно обратиться в банк и заключить дополнительное соглашение. Пока остаётся открытым вопрос по инвестиционным кредитам. На федеральном уровне их объёмы, размер субсидий пока не проработаны. Но Николай Денисов заверил, что все проекты, находящиеся в стадии реализации, будут доведены до конца. Прежде крестьяне нередко обращались за средствами в Фонд поддержки АПК. Финансовый институт действует и сейчас. Но в этом году, по словам министра, акцент в поддержке сместится в сторону переработчиков, которым тоже непросто, и фермеров. Но вернёмся к технике. Регион продолжит субсидировать её покупку. Из-за того, что возможности бюджета области ограничены, размер компенсации на отдельные виды техники снижен. Завершая разговор, Николай Денисов обозначил основную задачу, стоящую сейчас перед крестьянами: спокойно подготовиться и провести посевную. — Приходилось решать и более сложные проблемы, — отметил он, обращаясь к участникам совещания. — С нынешними справиться вполне по силам.

Юлия МИНДАЛЁВА.

#газета #землянижегородская #санкции #техника #ситуация #выход