26.03.2022

ЛЮДИ С ХОРОШЕЙ СУМАСШЕДШИНКОЙ

Ищите их в школе

В №9 от 11 марта была опубликована беседа с писательницей и педагогом московской школы самоопределения №734 имени А.Н. Тубельского Екатериной Тимашпольской, встречу с которой для читателей организовала Нижегородская областная детская библиотека. Мы решили продолжить разговор, так как не успели коснуться книг, написанных Екатериной Борисовной, основных вех её творческой биографии, наверняка являющейся ключом к более полному пониманию этих произведений.

Преобразить мир

— Екатерина Борисовна, с чего начался ваш писательский путь и почему выбрали для себя именно детскую литературу?

— Собственно, всё началось со школы имени А.Н. Тубельского, куда я пришла работать в 1990-е годы, но тут потребуется маленькая предыстория. Завалив вступительные экзамены на истфак МГУ, я поступила в педучилище, вдохновлённая книгой Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Тем, кто незнаком с произведением, напомню, что оно о молодой учительнице английской литературы, страстно влюблённой в свой предмет и потому решившей изменить давно закостеневшую систему образования, чтобы увлечь чтением ко всему равнодушных учеников. Подобно героине романа мне тоже захотелось преобразить мир через просвещение, в конце концов, педагогами были мои мама и папа, да и другие члены семьи во многих поколениях. Придя в школу двадцатилетней девчонкой, проработала три года, после чего отправилась учиться дальше — окончила факультет педагогики и антропологии Университета Российской академии образования, потом институт иностранных языков, попутно получила диплом психолога. Успела поработать на телевидении, была переводчиком и даже несколько лет жила в Америке. У меня появилось трое замечательных детей. А девять лет назад судьбе стало угодно, чтобы я вернулась в родную школу, перепрофилировавшись из педагога начального образования в учителя русского языка и литературы. Здесь же преподаю английский и французский. Вот тогда-то всё и началось. Стала писать для детей и о детях, то есть про самое дорогое, что есть в моей жизни.

— Выходит, взяться за перо вас побудил профессиональный и жизненный опыт, чтобы поделиться им со всем миром?

— Честно говоря, на писательскую стезю меня подтолкнул мой любимый папа — уникальнейший человек, доктор педагогических наук, автор множества пособий по педагогической антропологии, телеведущий Борис Михайлович Бим-Бад. Он мне давно говорил: Катя, у тебя же есть способности, ты должна писать, я уже старый и просто могу не успеть подержать твою книжку в руках. Поддавшись на уговоры, стала придумывать разные забавные истории на основе материала, взятого мною из школьной жизни, а его к тому времени скопилось немало. Также начала вести что-то вроде хроники учителя. Кстати, позже, когда я уже вовсю издавалась, этот дневник лёг в основу книги «Школа Кати Ершовой. Дикари и принцессы», которую в бумажном виде в магазинах больше не встретить, хоть она и претерпела несколько переизданий. Произведение можно отчасти назвать автобиографическим, ведь его главная героиня — молодая учительница Катя Ершова, как некогда и я, пришла работать педагогом по зову сердца, обладая при этом крайне идеалистическими и наивными представлениями о школе.

— В последнее время на официальном уровне и в обществе много говорится о необходимости вернуть былой престиж профессии школьного педагога, без чего немыслимо никакое повышение качества образования. В этой связи можно ли назвать образ Кати Ершовой притягательным для той части молодёжи, что сейчас, вероятно, рассматривает учительство, как возможную перспективу на будущее?

— Понимаете, в школе работают не совсем нормальные люди, обычный человек там просто не выдержит. Учителя — люди с хорошей сумасшедшинкой, которые к тому же очень привязаны к детям. Недоумеваю, когда слышу, мол, такой-то педагог не любит детей, ведь в профессиональном смысле без этого в школе выжить невозможно. Что касается Кати Ершовой, то, как автор, я, безусловно, постаралась наделить её всеми важнейшими для учителя качествами. Ей, как когда-то и мне, сходу доверили второй класс, и дальше уже начинаются умопомрачительные приключения, потому что достались-то новоиспечённому классному руководителю самые настоящие маленькие принцессы и дикари со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если бы Екатерина Михайловна Ершова следовала стереотипу, что учитель — это такой укротитель с плёткой, то со всей строгостью наверняка постаралась бы подчинить капризуль и непосед своей воле, но она, повторюсь, пришла менять мир, решив стать детям не только наставником, но и другом. Как-то раз даже разрешила ребятам принести на урок своих любимых домашних животных, что, правда, закончилось большим переполохом. Чем разрешилась возникшая ситуация, читатели могут узнать из произведения «Школа Кати Ершовой. Дикари и принцессы», положившего начало целой трилогии.

Тьме всегда противостоит свет

— Вхождение в литературу, как и в любую другую высококонкурентную среду, процесс сложный, требующий от автора помимо таланта ещё и характера, а может, даже и везения. Екатерина Борисовна, расскажите о своей дебютной книге?

— В моих записях, сделанных по мотивам жизни любимой начальной школы, стали появляться зарисовки не только от лица учительницы, то есть меня, но и поведанные как бы устами вымышленного второклассника, прототипом которого во многом был мой сын. Эти разрозненные истории, написанные в духе рассказов Виктора Драгунского, сложились у меня в книгу, получившую название «Митя Тимкин, второклассник». Показала текст папе, тот прочитал и, придя в неописуемый восторг, сказал, что рукопись нужно срочно отправить по издательствам. Я так и сделала, а через две недели меня пригласили на беседу. Подумала тогда: вероятно, сейчас укажут на ошибки, предложат пойти на какие-нибудь курсы литературного мастерства или нечто в этом роде. К моему удивлению, в издательстве меня уже ждали с договором на издание книги, и в 2015 году она вышла в свет. С той поры каждый год издаю по книжке, поэтому они, в некотором смысле, тоже мои детки. К лету, будем надеяться, выйдет уже седьмая по счёту. Если первая книга была о второклассниках, то эта посвящена шестиклассникам, и в данный момент работаю над новой повестью об учениках уже восьмого класса. Так что я расту вместе со своими детьми.

— О чём вы хотели рассказать широкому читателю, когда решили издать первую книгу, на какой доверительный разговор хотели его вывести?

— Мне хотелось поведать людям о том, что в нашей жизни ещё есть место настоящим человеческим отношениям. Хотелось вернуть им проверенные временем идеалы, на которых выросло не одно поколение, включая моё, показать, насколько эти ценности до сих пор актуальны. Порою читатели спрашивают, почему в моих книжках все семьи полные и благополучные, подростки не курят и не хамят, мол, это как-то нереалистично, не обнажает язв времени. Да, конечно, о существующих проблемах общества нужно говорить, в том числе и через детскую книгу, но мною, как автором, руководит мысль о том, что тьме всегда противостоит свет. Безусловно, и у светлой стороны есть тёмные пятна, однако мне хотелось показать идеальный мир, чтобы каждый, кто откроет книгу, имел перед собой нравственный ориентир. Если говорить конкретно о произведении «Митя Тимкин, второклассник», то оно об обычном мальчишке, который не особенно-то желает учиться, мечтая: вот было б здорово, когда знания сами закачивались в голову через особый портал. Кто ж из нас, ещё не обременённых жизненным опытом, в те годы не предпочитал чудо кропотливому труду. Есть в книге главы о первой любви, а также о соперничестве, переросшем в крепкую мальчишескую дружбу. Иными словами, это рассказ о становлении маленького человека.

— Сочинив и издав целый ряд книг, вы сами себя уже ощущаете настоящим, состоявшимся писателем?

— Сразу подчеркну, что я, конечно же, никакой не писатель, это вам надо к Пушкину или к Толстому и иже с ними. Я обыкновенный человек, у которого просто есть определённые творческие способности, хотя стараюсь профессионально расти от книги к книге. Пишу для детей, имея счастливую возможность ещё и учить их в школе. Работа педагогом очень сильно помогает в поиске интересных тем и сюжетов.

Дар необходимо отработать

— Екатерина Борисовна, ваше творчество ограничивается детской аудиторией, или вы всё-таки пишете что-то и для взрослых?

— Помимо детских рассказов и повестей я ещё сочиняю стихи, они взрослые, серьёзные, где-то грустные, а иногда даже немножко страшные, потому что, когда кончается детство, все мы с вами оказываемся в очень сложном и подчас жестоком мире. Поэзию я пока нигде не публикую, пишу, как принято говорить в таких случаях, «в стол», для себя. А там видно будет.

— Как вы считаете, для детей писать легче или, наоборот, сложнее?

— Думаю, труд детского писателя легче, потому что маленькие читатели всё воспринимают проще, в них ещё велики интерес и открытость к миру, в них пока нет пороков, мешающих им искренне радоваться жизни. Кстати, всегда хотелось узнать, где у взрослого человека находится та кнопка, которая способна вновь включить в нём ребёнка. Вообще странно, как такие прекрасные и чистые существа — дети, спустя буквально считанные годы превращаются в нас. Мне кажется, что лишь тот по-настоящему счастлив, кто сумел сохранить в себе некую детскость. Эта категория людей до сих пор с удовольствием читает детскую литературу, которая часто отвечает и на вполне взрослые вопросы. Поэтому одна из моих главных творческих задач — отыскать в читателе глубоко живущего в нём ребёнка и поговорить с ним. Наш телесный скафандр с годами меняется, но то, что внутри — это и есть мы.

— Как человек, ставший писателем в уже зрелом возрасте и, можно сказать, по воле случая, чтобы вы посоветовали тем, кто не решается проявить свои творческие способности?

— Совет такой: если вы чувствуете в себе какой-то талант — поделитесь им с окружающими, ведь это дар, который необходимо отработать. Я долго в себе это прятала и теперь жалею, что поздновато начала реализовывать, ведь с возрастом теряется пробивная сила, а без неё трудно прокладывать дорогу к читателям. Однако даже если вы давно уже не юны, не стесняйтесь демонстрировать таланты, которые, безусловно, есть в каждом из нас, ведь только так можно по-настоящему изменить и преобразить собственную жизнь, что делать никогда не поздно.

Беседу вёл Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото автора.

#газета #землянижегородская #проза #литература #писатель