Posted in Культура
10.03.2022

ОРИЕНТИР — НА РОДНЫЕ ОБЫЧАИ

Их надо записывать, сохранять, передавать

Специалист по фольклору из Кстова Алексей Носов считает, что народная культура людей объединяет, помогает жить мирно и гармонично, а незнание своих традиций и заимствование чужих, наоборот, разобщает. Искать точку опоры нужно в родной культуре.

Встречаем весну в новый год

Идёт масленичная неделя. Наступила весна, солнце светит ярче. Хозяйки пекут блины и приглашают гостей. В эти дни принято устраивать праздничные гуляния. В городе Кстово на торжества приглашает центр народной культуры «Берегиня». — Масленица — один из любимых народных праздников, который по-прежнему отмечается повсеместно, — рассказывает специалист по фольклору центра народной культуры Алексей Носов. — Сейчас мы воспринимаем праздник как проводы зимы. В старину же Масленица являлась крестьянским новым годом. Это была часть годового земледельческого цикла. Провожали все старое, встречали новое, готовились к посевной. Чучело, которое сжигали, — это символ уходящего года, поэтому его обязательно наряжали именно в старую одежду. Раньше с ним сжигали сломанные, ненужные вещи. А еще на Масленицу принято играть, петь и танцевать. Алексей Носов родом из Кстова. Учился в художественном училище в Нижнем Новгороде, где и увлекся народным творчеством. Работал научным сотрудником в музее архитектуры и быта народов Поволжья на Щелоковском хуторе и музее художественных промыслов в областном центре. Десять лет выступал в нижегородском фольклорно-этнографическом ансамбле «Свети-цвет». Участвовал в фольклорных и этнографических экспедициях по области. Сейчас продолжает изучать русские традиции, фольклор, народные костюмы. Три года назад Алексей пришел работать в кстовский центр «Берегиня». Здесь он организует и выступает на игровых программах и праздниках. Зимой в центре проводят посиделки, отмечают Святки, потом Масленицу, Пасху, летом — Троицу, осенью — праздник сбора урожая, который называется Дожинки. У каждого народного праздника свои обряды, традиции, песни. В программах, которые проводит центр культуры, обычно участвуют дети и пожилые люди, которые приходят в Соседский центр города Кстово.

Собрать то, что осталось

Вместе с Алексеем Носовым в проведении праздников участвует заведующая отделом выставочной и клубно-досуговой деятельности центра Елена Козлова. Творческая группа выступает в народных костюмах севера Нижегородчины, созданных по образцам реальных нарядов из прошлого. Елена Владимировна сама сшила свой костюм. Выступления Алексей сопровождает игрой на гармони или балалайке. Он — непрофессиональный музыкант, игру на инструментах освоил на слух. По его словам, в прошлом в деревнях игра на балалайке не являлась отдельным концертным номером, музыка обычно сопровождала песни, частушки, праздничное действо. До Алексея Носова в Кстово мало кто занимался сбором фольклора. — В Кстовском районе не существует никакой базы сведений по местному фольклору, — рассказывает Алексей. — Сейчас ставлю перед собой задачу сформировать архив по тем записям, которые были сделаны в разное время, например, еще в 1970-1980-е годы. Таких записей немного. По сути, никто не знает, какие песни, танцы, обычаи были в Кстовском районе. Сейчас в деревнях некоторые жители по воспоминаниям своих родителей еще могут рассказать об этом, но с каждым годом вероятность того, что все это получится записать, сокращается. Поэтому хочется собрать по возможности то, что еще есть. Мы только начинаем эту работу. Алексей Носов создал группу в социальной сети, где начал понемногу размещать материалы по местному фольклору. Тот материал, который удастся собрать, планируют использовать в проведении игровых программ и народных праздников. Например, 22 марта в церкви отмечают день памяти сорока мучеников, он выпадает примерно на середину поста. Раньше в этот день в селах Безводное и Мокрое Кстовского района пекли «жаворонков» и печенье в виде крестов. Их использовали как гадание: в середину клали предмет, например, монету, который что-то обозначает. Алексей Носов консультирует кстовский эстрадный коллектив «Радость», которым руководит Галина Никулина: исполнители хотят создать свадебную программу с использованием фольклорного материала.

Действуем сообща

Не так давно в селе Безводное начали изучать местные обычаи. Импульсом, по словам Алексея Носова, стал приезд исследователей фольклора из Москвы. Они обнаружили великолепные безводнинские костюмы, а также комплекс так называемых круговых песен, которые в прошлом исполняли на Троицу. Столичные фольклористы записали и спели эти песни, сшили костюмы, выпустили издание по этому материалу. Местные жители этим тоже заинтересовались и подхватили, стали проводить «троицкие круги» — так в Безводном называют хороводы. — Очень жаль, что мы забываем свои традиции, — говорит Алексей. — Хотелось бы, чтобы и в других селах люди собирали фольклор, не забывали местные обычаи. Считаю, неправильным, когда собственная культура не интересна. Культура, как общее понятие, это опыт мирного созидательного существования. Ее нужно поддерживать, чтобы жить гармонично с другими людьми и окружающей средой. Культура открывает многосторонность и ценность этого мира, объединяет людей. Специалист считает, что народную культуру стоит рассматривать в общем — это и приготовление пищи, песни и танцы, музыка, творчество и жизненный опыт людей. Это некий ориентир для человека, который позволяет ему комфортно существовать. Если мы отказываемся от своей культуры, мы ее чем-то замещаем — чужой культурой, например, европейской. А зачем? — Сейчас мы видим, что люди разобщены, — считает Алексей. — Народная культура существует как раз для того, чтобы люди могли вместе жить и решать какие-то задачи, не конфликтовать, действовать сообща.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Фото автора.

Кстовский район.

#газета #землянижегородская #кстово #фольклор #берегиня