Posted in Семья
06.12.2011

Поговорите с грудничком

Екатерина Михайлова, педагог-психолог Центра социальной помощи семье и детям «Журавушка».

В семье появился младенец. И вся жизнь дома сразу становится подчинена интересам этого беспомощного существа. А он лежит в кроватке, моргает глазками и не подозревает, с каким трепетом все родные ожидают его первого слова, первого шага, первой улыбки.В психологии есть понятие «комплекс оживления». Именно он является показателем нормального развития ребенка. Младенец начинает реагировать на появление мамы, папы, других людей, издавать звуки, как говорят, «гулить». Если раньше он кричал, когда хотел есть или что-то там неладное было с подгузником, то теперь он понимает: стоит закричать — и подойдет мама. А малышу так важно, чтобы она подходила почаще, брала на руки, целовала.Ребенку до года особенно нужен телесный контакт. Малыш лучше развивается. Конечно, все время носить на руках его не нужно, все должно быть в меру, но и железная фраза, которую слышали молодые мамочки лет 15‑20 назад — «К рукам не приучать!» — в корне неверна.Проводилось множество исследований на эту тему. Я хочу для примера рассказать об одном. В некой больнице в боксе лежали недоношенные дети. Их кормили, за ними ухаживали, но тем не менее эти малыши отставали в развитии от тех, которые находились в палатах с мамами. И вдруг скачок в развитии. Оказалось, что ночная медсестра, не выдержав дет­ских криков, подходила и успокаивала, гладила малышей. Когда младенца берут на руки, гладят по спинке, стимулируются нервные окончания.Теперь поговорим о речи. Она у ребенка развивается лучше, если с ним разговаривают. Рассказывают стихи, сказки, поют. Ничего, что он маленький и, конечно, многого не понимает. Зато он чувствует!Но не слишком сюсюкайте с ребенком. Помните золотое слово «мера». В детских садах, согласно методике, воспитатели не должны говорить «ручки, ножки, бибика» вместо «машина». Они должны говорить «руки» и «ноги», чтобы у детей формировался четкий словарный запас. То же и с грудничком. Лучше маме с самого начала говорить с ним нормальным русским языком.Очень важно, чтобы у младенца к моменту перехода на другую стадию психологического развития сформировалось доверие к этому миру. А оно формируется, когда в семье спокойная, доброжелательная обстановка, когда мама счастлива и довольна. Если же в семье проблемы, атмосфера наэлектризована, то ничего хорошего для малыша нет. А бывает, что мама себя поедом ест: «А вдруг я что-то не так делаю, вдруг я плохая мать?». Такое поведение ребенку тоже далеко не на пользу.У некоторых племен до сих пор существует обычай, когда женщина с новорожденным ребенком удаляется от людей и целый год живет в уединении. Она занимается только малышом, ведь у него на первом месте общение с мамой. Он должен «напитаться» этим общением, чтобы потом спокойно, с доверием вернуться к людям.P. S. Дорогие читатели, если у вас возникнут вопросы к психологу, присылайте их к нам в редакцию. Или звоните. Они могут касаться детей абсолютно любых возрастов, а также взаимоотношений с супругом или другими членами семьи. Будем рады вам помочь.

Улыбнитесь!

Устами младенца Саша, 5 лет:

— Почему вы мне такое имя некрасивое дали — Саша?- А какое, по-твоему, красивое?- Черепашка-ниндзя.

*Таня, 4 года:- Мам, ты Колю не видела, а то его в ботинках нет.

*Толик, 6 лет:- Пап, а когда бабушка была молодой, динозавры уже были?