В ТЕ ДНИ СРАЖАЛИСЬ ДАЖЕ КУКЛЫ

Их оружием было искусство

Недавно мы отмечали очередную годовщину полного снятия блокады Ленинграда. В обороне города на Неве участвовало весьма необычное военно-морское подразделение, о боевой работе которого нам захотелось рассказать, так как служил в нём удивительный нижегородец, впрочем, даже не один. Речь пойдёт о Драматическом театре Балтийского флота. Его артисты встретили роковое 22 июня в Таллине, куда труппу откомандировали в 1940 году из Кронштадта. В период первых приграничных боёв театр развернул на фронте концертную деятельность в форме выездных бригад, которую потом с успехом использовал всю войну.

Прерванная сказка

26 августа 1941-го, видя тщетность положения осаждённого со всех сторон города, командование Балтийского флота решило прорываться морем из Таллина в Кронштадт, спасая от уничтожения свою основную группировку кораблей, а также мирное население и остатки сухопутных частей. Таллинский переход своей цели достиг, однако ценой огромных потерь: до базы не дошли 19 боевых кораблей, а также 43 пассажирских и транспортных судна. Под вражеским огнём с моря, с берега и с воздуха погибло почти 15 тысяч человек. Среди погибших была и значительная часть труппы, так что по прибытии в Кронштадт штат театра начали экстренно пополнять: работы по поддержанию боевого духа моряков предстояло много. В конце августа 1941 года в ряды вооружённых сил в Ленинграде призвался Абрам Гак и направлен для дальнейшего прохождения службы в Драматический театр Балтийского флота. Должность ему досталась оригинальная — артист-кукольник, до войны мобилизованный успел зарекомендовать себя как настоящий мастер кукольного жанра. Абрам Александрович родился в Нижнем Новгороде 29 ноября 1906-го. В 1920-е будущий кукловод поступил в Государственную драматическую студию при Нижегородском городском советском театре. Выпускница этого же учебного заведения Татьяна Яворовская, вернувшись из Ленинграда, где проходила стажировку в первом в России театре кукол под управлением Евгения Деммени, решила вместе с мужем — режиссером и педагогом Георгием Яворовским организовать нижегородский кукольный театр, для чего требовались молодые и перспективные кадры. Кроме Татьяны Ивановны в первой труппе, состоящей из пяти человек, все актёры были непрофессиональными, но отсутствие опыта и специальных навыков компенсировалось высоким энтузиазмом. Среди этих самородков был и Абрам Гак, который вскоре уехал в Ленинград, вероятно, тоже на курсы Деммени, и как артист решил реализовываться там. В 1931 году с группой единомышленников, куда входила и вторая жена расстрелянного поэта Николая Гумилёва — Анна Николаевна Гумилёва, он создал собственный маленький коллектив. Так на свет появился Большой театр кукол, один из старейших и знаменитых в стране. На двухлетие театра коллеги написали Абраму Александровичу поздравительную открытку такого содержания: «Приветствуем вас в день двухлетия основанного вами театра кукол Смольнинского ДКВД. Ваша мастерская, выразительная, создающая иллюзию жизненности игра на ширме, — всегда увлекала юных зрителей. Надеемся, что и впредь с тем же энтузиазмом и любовью к своему делу вы будете идти вперед — к высотам подлинного артистического мастерства». 22 июня 1941 года театр почти полным составом находился на гастролях, давал очередной концерт в Доме Красной армии города Баку. На сцене шла детская сказка «Про деда Бородатого и медведя Мохнатого», когда в зале прозвучало сообщение о начале войны. По возвращении в Ленинград труппу перевели на казарменное положение. Часть сотрудников записалась в отряды местной противовоздушной обороны, чтобы во время налётов тушить на ленинградских крышах зажигательные бомбы, а часть ушла на фронт, включая Абрама Гака.

Под началом боцмана Горчицы

В книге «Артисты в погонах», изданной в Лениздате в 1985 году на основе воспоминаний моряков театра Балтийского флота, режиссер Михаил Пярн пишет: «Бригада наша была небольшая — семь человек. Иван Мякишев — баян, художественное чтение — Софья Прусиновская, Абрам Гак и Павел Гаврилов работали с куклами, Николай Вязьмин исполнял соло на балалайке да еще певец Владимир Лубо. А бригадиром — я, старшина 1-й статьи Михаил Пярн, он же ведущий — боцман Никодим Горчица». До того как начать выступать в дуэте с Абрамом Гаком, коренной ленинградец Павел Гаврилов служил в оркестре 1-го Балтийского флотского экипажа, имея некоторый опыт работы в кукольных спектаклях. Здесь-то его и заприметил Абрам Александрович, ища достойного напарника. На кораблях, береговых батареях и позициях морской пехоты дуэт демонстрировал сатирические сценки, что говорится, на злобу дня, которые пользовались невероятным успехом у моряков. Однажды кукольникам довелось даже выступить на ответственном концерте в Смольном, где присутствовал член Военного совета Ленинградского фронта Жданов. Впрочем, основной зритель у артистов театра все-таки находился в море или на передовой, поэтому добираться к нему приходилось под постоянным огнем врага, имея при себе, кроме реквизита, автоматы, винтовки и гранаты. Главной задачей выездной бригады была организация концертного выступления минут на 15-20, чтобы между тяжелейшими боями по защите Ленинграда бойцы получили хотя бы небольшую психологическую разгрузку. Выезжали на фронт шесть дней в неделю, а то и вовсе беспрерывно. Театр стал настоящей боевой единицей флота, к слову, за период осады города он потерял четверть своего личного состава. Гак и Гаврилов во время представлений использовали куклы двух типов: Петрушку — традиционный персонаж народного балаганного театра, этакого острого на язык русского Арлекина, а также сложную в управлении мимирующую куклу, способную изображать эмоции при помощи подвижных глаз, рта и других частей тела. Петрушек взял на себя Гаврилов, что потребовало от него серьёзной работы с голосом. Более опытный Гак выступал с мимирующими куклами, он же занимался постановкой номеров. В книге «Артисты в погонах» Павел Зиновьевич делится воспоминаниями о фронтовых концертах: «Да, всякое бывало на наших выступлениях. Их прерывали обстрелы вражеской артиллерии, налеты фашистских бомбардировщиков. Но в укрытия мы, как правило, не уходили — старались помочь бойцам: снаряды подносили, коробки с пулеметными лентами. Перевязывали раненых».

Теплый лучик света

В марте 1942 года старшина 1-й статьи Абрам Гак в числе других военнослужащих театра был награжден медалью «За боевые заслуги». В наградном листе имеется такая характеристика: «За время войны им дано около 350 выступлений, начиная от сцены клуба форта «Ф» и кончая выступлением в малых блиндажах, окопах и на открытом воздухе на передних позициях перед бойцами КБФ. Часто выступая на переднем крае обороны, не страшась артиллерийского обстрела, переходя днем и ночью со своими куклами из одной землянки в другую, он приносит хорошую боевую зарядку бойцам нашего флота. Товарищ Гак с большим мужеством переносит все тяготы суровой боевой жизни, смел и никогда не боится выходить на самые отдаленные боевые точки фронта». Летом 1943 года к этой награде прибавилась медаль «За оборону Ленинграда». Демобилизовался Абрам Александрович в январе 1945-го, после чего вновь вышел на сцену кукольного театра, вернувшегося из Сибири, где находился в эвакуации. В том победном году ученик знаменитого Мейерхольда — режиссер Савелий Шапиро поставил спектакль «Аленький цветочек», в котором Гак исполнил роль купца — отца Алёнки. Не только лишившиеся детства малыши, но и их родители, прошедшие сквозь ужас блокады и пекло сражений, нуждались в теплом лучике света, поэтому добрая сказка сразу запала в сердца зрителей всех возрастов. Абрам Александрович проработал в созданном им театре до 1967 года. Информацию о его дальнейшей судьбе в открытых источниках нам найти, увы, не удалось. Изучая документы, среди артистов Драматического театра Балтийского флота мы попутно обнаружили ленинградца, родившегося в Нижнем Новгороде, пианистааккордеониста Юрия Шахновича, а также двух горьковчан — уже упомянутого в тексте виртуоза-балалаечника Николая Вязьмина и сормовича, тенора Николая Петухова. Кстати, в первую, самую страшную блокадную зиму Николай Алексеевич дважды пересекал лёд Ладожского озера, по ту сторону которого артисты в течение двух недель давали по три концерта в день для защитников Дороги жизни. В общей сложности за 1418 дней Великой Отечественной войны творческие коллективы и выездные бригады Драматического театра Балтийского флота дали свыше шести тысяч концертов, каждый из которых можно по праву считать боевой операцией. Там, где смерть намеревалась править безраздельно, от жара человеческих сердец пробуждались даже куклы, провозглашая неизбежную победу жизни.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Участники труппы Горьковского театра кукол, у истоков создания которого некогда стоял и Абрам Гак, тоже ушли на фронт, а когда вернулись, продолжили работу на сцене. Среди них актеры Юрий Копылов и Александр Калухин, а также конструктор кукол Виктор Кисляков.

#газета #землянижегородская #возвращённыеимена #война #флот #ленинград #блокада #театр #куклы