31.01.2022

КИЛОМЕТРЫ ПОПРАНОГО УВАЖЕНИЯ

Люди заслуженные так и не заслужили доброго отношения

Часы показывают 5.30. За окном непроглядная темнота. Марина Никитина последний раз оглядывает комнату: все ли учебники положила в рюкзак. Если что-то забыла, возможности вернуться не будет. Опоздает на автобус, целый день занятий потеряет. Мама провожает дочь в школу, обнимает у порога и отпускает в ночь. Сердце замирает: Марине по пустой дороге до автобуса идти пять километров.

В мороз на велосипеде

Никитины живут в Мухоедове, единственная многодетная семья на село. Марина старшая, учится в 9-м классе в Дальнем Константинове. Обычно девочку, её сестру и братишку каждое утро забирает школьный автобус. Но когда водитель ушёл на больничный, замены ему не нашлось, и ребятишки оказались отрезанными от образования. Младшие занимались дома, с мамой. А Марине нужно готовиться к экзаменам, пропускать уроки нежелательно. Девочке ничего другого не оставалось, как каждое утро ходить на рейсовый автобус. Он останавливается в соседнем Болозёрове. А раньше следовал до Мухоедова. Её папе ещё тяжелее. Трудится в Дальнем Константинове, на пилораме. Добирается до службы на том же рейсовом автобусе. Пять километров от Мухоедова до соседнего села проезжает на велосипеде и летом, и зимой, и в слякоть, и в мороз. Но в пургу железный конь и человек меняются местами. Мужчина несёт верного боевого друга на себе. — А что делать: семью-то кормить надо, — говорит супруга, мама троих детей, Татьяна Никитина. — Помочь мужу нет возможности. Несколько раз обращалась в службу занятости, подбирали вакансии, но далеко от дома. Значит, нужно так же, как супруг, затемно уезжать из дома и затемно же приезжать. А детей на кого оставишь? Дело даже не в ребятишках, старшие — в школе, младший — в детсаду. Проблема в транспорте. Ходил бы в Мухоедово автобус, можно было бы и на работу устроиться.

Пачка грамот

Когда-то ездить нужды не было. Работа имелась в селе. Татьяна Африкантовна Уругина 40 лет жизни отдала колхозу, что некогда существовал в Белозёрове. На заре советской власти в Мухоедове имелись свои собственные хозяйства. Но в пору укрупнения местное сельхозпредприятие присоединилось к соседу побольше. В селе осталось животноводческое отделение. Народ на ферме трудился, и Татьяна Африкантовна в том числе. С тех пор в её шкафу высится пачка грамот, благодарственных писем, дипломов… Неоднократная победительница областных конкурсов профессионального мастерства, участница общероссийских, проходивших в Вологде, Ленинграде. Побывала в Венгрии вместе с региональной делегацией, состояла в совете колхозников. — Нас тут много таких, заслуженных, — говорит. — Но когда коров с ферм перевезли в Белозёрово, все мы остались не у дел. Нас просто отправили на улицу, даже спасибо за работу не сказали. Явное пренебрежение стерпели, понадеялись, может, потом к ним, ветеранам труда, будут относиться с большим уважением. Однако чаяния рассеялись как дым.

На такси шикарно

— Село наше стоит в тупике, — вводит в курс дела Лидия Асташенкова, жительница Мухоедова. — После него на много километров нет деревень. Мы с мужем переехали сюда восемь лет назад, сбежали от городской суеты. Асташенковы в Мухоедово влюбились чуть ли не с первого взгляда: село живописное, народ дружный. Опять же удобно расположено, хоть и в тупике, но дорога имеется, автобус ходит. Сразу решили: жить будут круглый год, не только летом. Таких, зимующих, в Мухоедове сейчас человек 50 наберётся. А всего в селе несколько десятков домов. С приходом весны чуть ли не каждый оживает. В 2014-м Асташенковы не думали не гадали, что всё может поменяться, и село из комфортного превратится в дискомфортное. Магазин, служивший одновременно клубом по интересам и общению, закрыли. Дорога, закованная в твёрдый панцирь ещё в 1981 году, ощерилась щербинами ям и колдобин. Автобус, ходивший раз в неделю, отменили. — Он был нашей единственной ниточкой, которая связывала село и райцентр, — сетует Галина Кулякина. — И в феврале прошлого года её обрезали. Автобус ходил по пятницам. Желающих съездить в Дальнее Константиново было много: кому-то на рынок — одеться-обуться, кому-то продуктов купить, кому-то на приём к врачу, за лекарствами, коммунальные услуги оплатить, пенсию получить. Теперь люди сидят запертые в границах села. Личного транспорта у пенсионеров нет, хорошо, если дети навестят, привезут самое необходимое. А Татьяна Никитина не от хорошей жизни ходит на белозёровский автобус. Продукты покупать надо, ребятишки и муж есть хотят. Туда налегке, обратно — сгибаясь под тяжестью сумок. — Тут лекарство срочно понадобилось, пришлось такси вызывать, — рассказывает Лидия Асташенкова. — До Дальнего Константинова 550 рублей, назад столько же. Шикарно для пенсионера.

Маршрут по свидетельству

Так жить нельзя — решили жители Мухоедова, собрались и составили коллективное обращение. Под ним не один десяток подписей. Бумагу передали Людмиле Феклиной, она когда-то была в селе председателем первичной ветеранской организации, а сейчас по старой памяти заботится о местных жителях. В районном совете ветеранов бумаге дали ход. И на имя главы местного самоуправления Владимира Варнакова отправилось ходатайство. Мол, жители Мухоедова обращаются с просьбой возобновить автобусное сообщение. По пятницам до Белозёрова курсирует транспорт, не мог бы он проезжать лишние пять километров, чтобы подхватывать жителей села и доставлять их обратно. Ответа в Мухоедове ждали с большой надеждой. Люди были уверены, что вопрос решится положительно. Всё же XXI век на дворе, не послевоенные времена, чтобы пешком ходить. Да и народ в основном немолоденький, тяжеловато ногами километры мерить. Может, хоть на этот раз к ветеранам труда проявят уважение? В конце декабря позвонила Людмила Феклина и плакала в трубку. В возобновлении автобусного сообщения отказали. Обращение поступило в адрес частного предприятия «Хомутов и Компания», осуществляющего пассажирские перевозки «на основании свидетельства на маршрут, выданного администрацией Дальнеконстантиновского района, — разъяснили в компании. — Заезд в с. Мухоедово не предусмотрен свидетельством. Отклоняться от указанного в свидетельстве маршрута ООО «Хомутов и Компания» не может». Позицию перевозчика поддержал и глава местного самоуправления. В документе «О рассмотрении ходатайства» за подписью Владимира Варнакова сказано: «В настоящее время внесение изменений в муниципальные маршруты не планируется, но рассмотрение данного вопроса возможно при формировании бюджета на 2023 год». Ответ вызывает недоумение: почему же в феврале 2021-го, когда от принятого маршрута отсекли Мухоедово, от свидетельства отклонились? Оформили новое, где село уже не значится. То есть корректировки допускаются только в сторону урезания пути?

Повод для грусти или улыбки?

— В прошлом году на нашу дорогу, потерявшую процентов 60-70 асфальта, нанесли разметку, — рассказывает Леонид Асташенков, сын Лидии Фёдоровны. — Краски не пожалели. Но линия получилась прерывистой, на её пути постоянно вставали ямы. Работа дорожников могла бы вызвать улыбку, если бы в Мухоедове так сильно не печалились из-за разбитой дороги. Отремонтировать её обещают давно, да всё каждый год откладывают. А тут ходит школьный автобус, значит, разрушенные километры должны быть в приоритетном порядке благоустроены. Такова установка губернатора. — У нас тут много забавного, — говорит Татьяна Никитина. — Например, несколько лет назад поставили детскую площадку. Только никто из ребятишек на неё не ходит. Площадка на отшибе, там когда-то фермы стояли, заросла репьями и бурьяном. Играть там страшно, змеи водятся. Или другой пример. Летом привезли к памятнику воинам, погибшим в Великой Отечественной, щебень. Хотели благоустроить территорию. Доставили, кучей ссыпали — и забыли. Так гора и высилась бы посреди села, если бы не Татьяна Уругина, женщина в годах, и не Кирилл Частнов, депутат Белозёровского сельсовета. Они раскидали щебень. — Кирилл Сергеевич один из немногих нам помогает, — говорят жители, собравшиеся на встречу с журналистом. — Благодаря ему контейнеры в селе поставили, наладили вывоз мусора, уличное освещение провели. Но вообще власть нас не балует, ни местная, белозёровская, ни районная. Не знаем, как выглядит глава сельской администрации, как имя-отчество. Не хочет начальство встречаться с жителями Мухоедова. Вот и всё уважение.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Фото автора.

Дальнеконстантиновский район.

ПРИКИНЕМ ЧТО ПОЧЁМ

* Вместо комментария

Позвонили главе местного самоуправления Дальнеконстантиновского района Владимиру Варнакову, чтобы получить ответы на два вопроса: когда приведут в порядок дорогу и пустят ли до Мухоедова автобус? — Ремонт подъездных путей запланирован на 2022 год, — рассказал он. — Что касается автобуса, маршрут убыточный, равно как и большинство муниципальных. Районный бюджет не может брать на себя весомую нагрузку по компенсации финансовых потерь перевозчику. При продлении маршрута от Белозёрова до Мухоедова неизменно последует удорожание билетов, неудобства будут терпеть другие пассажиры. Поэтому возобновление автобусного сообщения, когда из села в райцентр ездят два человека, невозможно. Вот если в Мухоедове будет жить человек 500, вопрос рассмотрим. И вообще, при нынешней эпидемиологической ситуации тем, кто старше 65 лет, нужно сидеть дома. Несколько слов об эпидемиологической ситуации. В Мухоедове коллективный иммунитет к коронавирусу составляет 100 процентов. В село приезжали медики и всем жителям без исключения сделали прививку. Визит наносили дважды, не считаясь с транспортными расходами. А вот траты на автобусный маршрут тщательно подытожили. Мы сделали то же самое. И оказалось, что расходы на поверку не так и велики. Чтобы сделать крюк от Белозёрова до Мухоедова и обратно, транспорту придётся преодолеть лишние 10 километров. Автобус, если сообщение возобновить, будет ходить раз в неделю, допустим, утром и в обед. То есть в день получается 20 км, в месяц — 80. Расход топлива по нормам, утверждённым Минтрансом РФ, для микроавтобуса составляет 1,5-1,7 литра на 10 километров, для более вместительного около 3 литров. То есть в месяц получается 13-24 литра, в зависимости от вида транспорта. Литр бензина, дизельного топлива стоит около 50 рублей. Расход на четыре рейса составит 650-1200 рублей. Люди не бесплатно едут, они покупают билет и возмещают расходы. Возможно, не все, но большую часть точно. Что же касается числа пассажиров, в Мухоедове всегда находились желающие доехать до райцентра в количестве, превышающем двух человек. Есть сомнения, их можно разрешить лишь одним способом: встретиться с жителями села. Заодно узнать о других проблемах Мухоедова. В приоритете у государства социальная политика. Такой позиции придерживаются на федеральном уровне, на региональном. Но почему-то на местном пенсионеры, многодетная семья остались за бортом соцподдержки.

#газета #землянижегородская #дальнееконстантиново #мухоедово #транспорт #автобус #ситуация