АББРЕВИАТУРА ВАД СЛЫШАЛАСЬ КАК «В АД»
На военной автодороге длиною в долгую блокадную зиму рисковали десятки наших земляков-водителей
27 января мы отмечаем памятную дату — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, длившейся с 8 сентября 1941-го до начала 1944-го долгих 872 дня, которые унесли более 623 тысяч жизней ленинградцев, умерших от голода, и свыше 16 тысяч, погибших от бомбёжек и артобстрелов. Прибавим к этим ужасающим цифрам как минимум 300 тысяч красноармейцев и краснофлотцев, павших в боях, но не пустивших оккупантов в Северную столицу. Вчера снова была эта судьбоносная дата, означавшая для оставшихся в живых конец, казалось бы, нескончаемых мучений. Безусловно, одним из главных символов их стойкости в народной памяти навсегда останется Дорога жизни, связавшая в первую же блокадную зиму осаждённый город с Большой землёй по зыбкому льду Ладожского озера. У этого воинского и гражданского подвига есть героические главы, напрямую связанные с Нижегородской, а тогда Горьковской областью.
Дорога жизни
Острая необходимость в ледовой автодороге возникла сразу же к концу навигации на Ладоге, служившей, не считая авиасообщения, фактически единственной транспортной артерией. Напомним, в первый месяц блокады согласно установленному пайку иждивенцам в сутки полагалось 400 граммов хлеба, к октябрю 1941-го норму выдачи урезали вдвое, а 20 ноября она составляла лишь 125 граммов. Всего одна машина с продовольствием могла обеспечить пайками 10 тысяч обессиленных ленинградцев, так что организация трассы стала стратегической задачей. Фашисты поначалу отнеслись к идее советского командования несерьёзно, считая её просто безумием, априори обречённым на провал. Видимо, враг не успел ещё в полной мере осознать, какой отчаянный и самоотверженный народ он вздумал поработить. В октябре началась подготовка к строительству ледовой трассы. Ладожский лёд, более-менее крепко вставший к 20 ноября, первыми проверили бойцы конно-транспортного полка, доставившие обоз с продовольствием в составе 350 упряжек из деревни Кобона, с территории, удерживаемой частями Волховского фронта, до мыса Осиновец, обороняемого защитниками Ленинграда. В тот же день было предпринято несколько удачных попыток пересечения озера на порожнем грузовом автотранспорте. 26 ноября согласно приказу №00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро» трасса получила наименование Военно-автомобильная дорога №101 (ВАД 101), которую впоследствии назовут Дорогой жизни. Вскоре ВАД 101 было решено объединить с ВАД 102, соединяющей Кобону с тыловой перевалочной железнодорожной станцией Заборье, куда из глубины страны приходили грузы для осаждённого Ленинграда. Таким образом, Дорога жизни превратилась в крупное воинское формирование с большим парком автотранспорта, ремонтными, строительными и вспомогательными частями, подразделениями, обеспечивающими защиту трассы от атак врага с земли и с воздуха. Управлению ледовой дороги была придана 17-я отдельная автотранспортная бригада, водителям которой, каждое мгновение рискуя уйти на дно или стать мишенью для фашистских стервятников, ежедневно приходилось преодолевать путь в 30 километров с продовольствием и топливом, и столько же обратно, доставляя на Большую землю эвакуированных ленинградцев. Из-за нестабильной ледовой обстановки и ситуации на фронте маршрут приходилось менять несколько раз. Сразу же с началом войны из мобилизованных жителей Горьковской области началось формирование трёх отдельных автотранспортных батальонов — 385-го, 386-го и 387-го, ведь Горьковский автозавод давал армии главную фронтовую лошадку — легендарную полуторку модификаций ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Созданные автобаты направили в 17-ю бригаду.
Горьковчане на Ладоге
Среди откомандированных на Ленинградский фронт шоферов были Фёдор Иудович Козлов из деревни Большая Вая Тонкинского района, Николай Алексеевич Листиков из деревни Петропавлово того же района, их земляк — тонкинец Тимофей Андреевич Сизов, Виктор Николаевич Зеленов из села Сарлей Дальнеконстантиновского района, Фёдор Иванович Букин из деревни Калитка Воротынского района, Андрей Матвеевич Буланкин из села Болховское Сеченовского района и другие. На лёд Ладожского озера горьковчане выехали сразу же, как начала работу Дорога жизни. В Нижегородском областном архиве хранятся письменные свидетельства этих отважных водителей о событиях первой блокадной зимы, в которых им довелось участвовать. В 1982 году Тимофей Андреевич Сизов так изложил историю о первых рейсах по ледяной трассе, которую шоферы между собой вскоре окрестили дорогой смерти: «В начале ноября 1941 года нашу роту перебросили на побережье Ладожского озера, а в конце ноября я выехал на машине ГАЗ-АА (полуторка) в первый рейс через Ладожское озеро. Рейс был трудным. Озеро слабо замерзло, встречались полыньи, были обстрел и бомбежка немецкой авиации. Но я рейс сделал благополучно и привез муку. Начались ежедневные рейсы. С западного берега мы эвакуировали жителей Ленинграда, а обратно везли продукты и боеприпасы осажденному городу. Перед водителями была поставлена боевая задача: делать через озеро не менее двух рейсов. Работали шоферы самоотверженно. Я ежедневно делал два, а иногда и три рейса без отдыха. Но однажды потребовали, чтобы я поехал в четвертый рейс. Вторые сутки и вторую ночь я был за рулем. Сильно утомился. Со мной поехал командир. Под мерный рокот мотора командир заснул, задремал и я. Не заметив стоявшую автомашину, я ударился в ее задний борт. К счастью, удар был несильный, моя машина не вышла из строя». А вот что вспоминал старшина и парторг роты 386-го отдельного автомобильного батальона Виктор Николаевич Зеленов: «В первую очередь из Ленинграда на Большую землю перевозили детей и стариков, а обратно в Ленинград мы доставляли продовольствие, оружие и боеприпасы. Переправа эта проходила в труднейших условиях: обстреливал враг, вода проступала на поверхность льда, и машины шли по ступицу колес в воде. Особенно было трудно продвигаться у 9-го километра пути, где вражеские снаряды рвали лед трассы, и образовавшиеся пробоины льда задерживали продвижение машин. Приходилось в ледяной волне перекидывать дощатый настил, чтобы по нему проехали машины. Ремонт поврежденных машин производили тут же, в ледяной воде».
Список был бы широк
Водители-горьковчане работали на замёрзшей Ладоге и в составе других автобатов бригады, сформированных прямо здесь же, а также в автотранспортных подразделениях, откомандированных на Дорогу жизни с фронта или из тыла. К примеру, уроженец села Румстиха Дальнеконстантиновского района Константин Александрович Седов, пройдя советско-финскую войну, за участие в которой был награждён медалью «За боевые заслуги», в декабре 1941-го, уже будучи опытным бойцом, попал в 850-й автобат всё той же 17-й бригады. За добросовестный ратный труд по обеспечению осаждённого города продовольствием и доставке эвакуированных в декабре 1942 года награждён медалью «За оборону Ленинграда». Обратимся к следующему герою. Будущий ведущий конструктор КЭО Горьковского автозавода, профессор кафедры «Двигатели внутреннего сгорания», доктор наук Павел Эммануилович Сыркин за несколько месяцев до начала войны был призван в армию со второго курса вуза. Служба проходила в Ленинградском военном округе, в автороте одной из лётных частей Балтийского флота. 22 июня 1941-го встретил в должности водителя прожекторной машины и комсорга. Как шофер, принимал участие в обеспечении транспортного сообщения по Дороге жизни. В наградном листе на представление к ордену Красной Звезды другого водителя — Михаила Фёдоровича Погодина из села Лакша Богородского района — мы прочли следующее: «В период вражеской блокады г. Ленинграда товарищ Погодин в трудных условиях суровой зимы, работая на Ладожском озере шофером, ежедневно перевыполнял норму выработки, вместо двух делал три рейса. В целях обеспечения бесперебойного движения автомашин товарищ Погодин, как хороший слесарь, организовал ремонт автомашин непосредственно на трассе. Его бригадой (3 человека) за 3,5 месяца было отремонтировано 200 автомашин». 8 сентября 2020 года в селении Кобона Кировского района Ленинградской области, на территории музея, посвящённого истории Дороги жизни, был торжественно открыт памятник «Неизвестному водителю», идея создания которого принадлежит двум детям блокадного Ленинграда — сооснователю Русского генеалогического общества Никите Благово и известному российскому барду Александру Городницкому, некогда вывезенным на большую землю по ледяной трассе. Этот мемориал может по праву считаться данью памяти и подвигу горьковских водителей.
Андрей ДМИТРИЕВ.
ИМЕНА НЕНАЗВАННЫХ В ТЕКСТЕ ШОФЕРОВ-ГОРЬКОВЧАН, НАЙДЕННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ БАЗАХ
Александр Михайлович Святов, 1917 г.р., г. Горький. Александр Павлович Гладиков, 1909 г.р., с. Лакша Богородского района. Фёдор Александрович Коновалов, 1922 г.р., д. Михальчиково Кстовского района. Александр Ефграфович Сатанов, 1911 г.р., д. Вышка Дальнеконстантиновского района. Константин Семёнович Сироткин, 1916 г.р., г. Горький. Николай Михайлович Каюшев, 1919 г.р., г. Горький. Михаил Матвеевич Царев, 1907 г.р., д. Лазазей Дальнеконстантиновского района. Иван Васильевич Сомов, 1905 г.р., с. Маликово Дальнеконстантиновского района. Тимофей Яковлевич Прокофьев, 1908 г.р., д. Александровка Курмышского района. Алексей Петрович Комаров, 1911 г.р., п. Шахунья. Умер от ран 19.02.1942 г., похоронен на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге. Яков Петрович Соловьёв, 1911 г.р., с. Тонкино. Василий Филиппович Осипов, 1908 г.р., г. Дзержинск. Умер от болезни 02.03.1944 г., похоронен на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге. Фирс Фёдорович Воронцов, 1911 г.р., д. Сухан Шахунского района. Умер 14.04.1942 г., похоронен в д. Новрово Ленинградской области.
#газета #землянижегородская #возвращённыеимена #блокада #ленинград #дорогажизни #ладога #водители