ДАЛЬНИЕ ДЕНЬГИ, НО БЛИЖНИЙ ИНТЕРЕС
Этому хозяйству жаркий и сухой сезон только в плюс
Корни у ардатовского фермера Ивана Зорина крестьянские. Любовь к труду привил еще отец, работавший председателем хозяйства. Не удивительно, что, получив базовые знания в Ардатовском сельхозтехникуме, продолжил грызть гранит науки в сельхозакадемии. Правда, диплом зооинженера не очень пригодился.
Как в космосе
Трудиться пришлось по иной специальности: готовился к работе с животными, а пришлось ухаживать за саженцами растений. — Ничего в этом страшного и удивительного, — улыбается Иван. — Сельское хозяйство всеобъемлющее, и место в нем найдется каждому, так что специализация не приговор. Нас сразу учили быть специалистами широкого профиля, давали понимание, как работает сельхозпроизводство в целом. А самообразованием приходится заниматься каждый день — читать, общаться с опытными коллегами. Буквально сразу выпускник стал руководителем плодоовощного тепличного предприятия. Но «офисного сидения» эта должность не подразумевала. Самому все пришлось делать с нуля. Своими руками Иван земли предприятия распахивал, налаживал производство. Даже гречку и рыжик взялся выращивать на засоренных еще недавно землях. Дело пошло. За саженцами груш, жимолости, смородины, винограда, малины приезжали со всей страны. Но успех этот не давал полного удовлетворения. Хотелось Ивану самостоятельности. Поэтому и стал молодой человек фермером. На средства гранта выкупил землю, построил теплицу и приобрел безотказного помощника — «Белоруса», на котором сам делает все обработки. Надо отметить, что плодоовощное направление всегда на острие новых технологий — тут и управляемый капельный полив, и искусственный туман, и даже сбор урожая нередко ведется автоматизированно. Фермер не шутя современное сельское хозяйство приравнивает к космическим технологиям. И все же ни в космосе, ни на селе без ручного труда не обойтись. Прививка, прополка растений, посадка, пикировка, а затем подкормка, пересадка, черенкование… Базовым остается ручной труд. Поэтому рабочий день Ивана начинается еще до шести утра, а заканчивается поздним вечером. После работы ему по возможности помогает отец, а в сезон, на черенковании — студенты и школьники. Но большинство дел на имеющихся 25 гектарах приходится вести практически в одиночку.
Это вам не зерно
В тепличном деле важно построение первичной инфраструктуры. Теплица в плодоовощном бизнесе лишь часть средств производства. Особенно важна вода, поэтому скважину фермер пробурил еще до установки теплицы. Потом обрабатывал окружающие поля, закладывал сады. Особенность тепличного хозяйства в том, что здесь деньги «медленные», это не зерно. Цикл производства длится не менее трех лет. Сад и теплица по срокам оборота ближе к животноводству, а в некоторых нюансах даже «длиннее». Производство земляники можно сравнить с курицей, а яблони и остальные деревья — с коровой. Пока еще вырастишь… — Иван занялся очень сложным бизнесом, который требует от трех до пяти лет оборота, — подтверждает начальник сельхозуправления Ардатовского района Вячеслав Кудряшов. — Первые копейки придут только на четвертый год работы. До этого — только вложения. С теплицами ни быстрой отдачи, ни грантовых средств ждать не приходится. Мы бы и рады помочь, но на сегодняшний день для садоводов никаких программ не предусмотрено. Иван на это бодро машет рукой. Ему и самому обидно, что для тепличников государственной поддержки нет, но для него это не повод опускать руки: — Да, дело это канительное, и пока что я больше вкладываю, чем получаю, но зато мне работать интересно. А это самое важное.
Просим повторить
Каждый год фермер добавляет в хозяйство что-то новенькое. Этим летом для оптимизации производственных площадей он поставил еще одну теплицу. Она современнее первой: с коньковой вентиляцией, модернизированным орошением — от верхового полива до использования капель разного размера и подводки полива к каждому растению отдельно. При работе с влагой старается применять все новинки. Умные поливные установки — это жизнь растений. В теплице делается до 5-6 циклов производства, и для каждого нужен свой полив — для бурной вегетации, доращивания, закаливания. Больше всего радуется хозяин, что наконец-то закончена эпопея с водоподведением. Бурение и оформление бумаг на воду оказалось просто «хождением по мукам». Обошлось водоснабжение в миллион рублей — скважина, ёмкости, насосы, автоматика, лицензия. С завистью он посматривал на коллег из Татарстана, где скважины бурятся централизованно и сдаются в аренду фермерам — удобно и дешево. Но и у Ивана Зорина автоматизированная подача воды из скважины теперь полностью лицензирована. Именно это помогло не просто пережить жаркое лето, а считать его очень удачным для себя сезоном. — Для нас этот год не стал ни слишком жарким, ни слишком сухим, — поясняет Иван. — Специфика тепличного хозяйства в том, что жара только помогает. На помощь приходит мелиорация — своя скважина и насосное хозяйство позволяют любую погоду воспринимать как «благодать». В полях капельный полив, и когда солнца много — всё растет отменно. Мы даже черенковали дважды, вместо одного раза. А вот года четыре назад было лето, когда ночные температуры выше 8-10 градусов не поднимались. Тогда ничего и не выросло. А этим летом ночами ниже 15-18 градусов не опускалось. Так что мы хотели бы повторения.
Розы для опыта
Иван ведет показывать разросшееся хозяйство. Есть чем гордиться. Вот вегетативный или клоновый подвой черешни. Ягоды отлично вызревают, а сами растения на 30 процентов ниже, чем полученные из косточек. К примеру, однолетний саженец черешни оставленный расти на площадке, будет плодоносить уже в следующем году. А после пересадки оклемается и даст ягоды за годдва. Спрос на них большой. Пока здесь 110 тысяч растений. И этого не хватает, приходится работать на обещания поставки в следующем году. Еще один южный гость — абрикос — тоже хорошо себя чувствует в нашей местности. Он дает плоды уже на 3-4 год. Фермер заботится о нем круглый год. Зимой на лыжах обходит делянку, проверяя, не подмерзли ли саженцы. В хозяйстве есть и традиционные для плодового питомника растения. В коллекционном саду до 300 разных сортов. В производстве, конечно, меньше. Проходя по молодому маточно-черенковому саду с яблонями-грушами Иван поясняет, как намерен его изменить, чтобы все оставить на поливе, но более удобно обрабатывать с помощью «Белоруса». Междурядья придется расширить, чтобы ветки не царапали, а качество обработки не снижалось. Тут все им придумано по ускоренной технологии, дающей выигрыш в 2 года. За небольшими красивыми деревьями прячется жимолость. В прошлом году на нее был большой спрос, зато в предыдущем не было вовсе. Какая «волна» будет в следующем, сказать сложно. На экспериментальном участке разместился розарий. На нем Иван пока нарабатывает опыт. Тут растут шесть сортов обычных и плетистых роз. Есть маленькие растения, а есть великаны до 2 метров роста. В пробной партии около 10 тысяч растений. Это, по меркам тепличников, очень мало. Только при 100 тысячах она может стать рентабельной. Именно столько Иван и намерен посадить на следующий год. От эксперимента перейдет к плановой работе.
Сам себе сварщик
Дело могло бы идти быстрее, если бы не приходилось на время становиться конструктором, сварщиком, инструментальщиком. Это необходимо, если хочешь сэкономить. К примеру, нужен хозяйству трактор. Новый купить нереально дорого. Пришлось восстановить старенький гусеничник, переделать с пускача на стартер и радоваться. Нужен садовый культиватор — пришлось рассчитать и сконструировать его самому. Поставил подпружиненные стойки и штригельную борону — теперь коротенькая самоделка хорошо удаляет сорняки, не забивается, наводя чистоту в поле. — Меня недавно спросили «Какой разрыв между вашей ценой и розницей в магазине?», — вспомнил Иван. — Я прикинул, по самым ходовым позициям — разница в 6 раз. То, что у меня берут за 10 рублей, продают за 60. Неплохая маржа в 600 процентов. Земледелец-практик о таком и не мечтает. Для нас праздником будет, если плодопитомники включат в программы на получение грантов, как в Татарстане. Возможно, недостатки в организации господдержки будут исправлены. И тогда фермеры смогут вырастить не просто сад, а превратить в него всю область.
Александр КУРИКОВ.
Фото автора.
Ардатовский район.
#газета #землянижегородская #ардатов #фермер